Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к
организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с улучшением условий труда работников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Добиться улучшения условий труда можно внедрением средств механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий труда, обеспечением охраны труда и строгим соблюдением техники безопасности.
Улучшению условий труда
Условия труда работников
Особые требования
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.
Неблагоприятное воздействие
Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово - технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий труда
На производительность труда
работников магазина, качество обслуживания
покупателей существенное влияние оказывает
микроклимат в его коллективе. Благоприятный
микроклимат в коллективе предполагает
доброжелательное отношение работников
друг к другу, дружную работу, взаимовыручку
и т. д. Он во многом зависит от характера
и стиля руководства коллективом магазина.
Заработная плата является
предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в
соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает
следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.
Организация заработной платы в торговле осуществляется в
соответствии со следующими принципами:
-стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации
заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;
-дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников.
В условиях различных
торговые предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты труда. Они самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты труда. Существует повременная, сдельная и гибкая системы оплаты труда.
При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанной время.
Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным результатом.
Сдельная оплата труда в
поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.
Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно
увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы). После этого рассчитывается коэффициент соотношения прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверх тарифной части распределяется самостоятельно.
Для повышения трудовой
Структура и численность
значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.
При анализе численности
времени и производительности труда различают списочную, явочную и
среднесписочную численность.
Списочная численность – это численность всех работников,
состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав
включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную работу.
Явочная численность – это
минимальное количество
которое
должно обслуживать торгово-
Среднесписочная численность – это численность персонала,
определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).
Анализ численности персонала производится во взаимосвязи с
анализом производительности труда, которая характеризует эффективность
использования трудовых ресурсов. В процессе изучения численности и состава работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам. При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.
Численность персонала зависит
от трудоемкости товарооборота,
его структуры, внутригруппового ассортимента
реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости
товарооборота требует дополнительной
численности работников. Ее прирост за
счет изменения трудоемкости (Чтр) реализуемых
товаров можно определить по формуле:
Чтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),
где Jmp – индекс трудоемкости.[17, с. 172].
Показателем
производительности труда в
Тч = (( Ч / ( Т) * 100,
где Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;
Ч – прирост численности, %;
Т – прирост товарооборота, %.
Тп = 100 - Тч,
где Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда.[17, с. 173-174]
Критериями оценки
торговле
имеет важное социальное значение,
так как продажа товаров должна
не только приносить прибыль, но и способствовать
повышению качества услуг, оказываемых
в торговле. В некоторых случаях для расширения
ассортимента и привлечения покупателей
торговые предприятия идут на продажу
низкорентабельных и даже убыточных товаров. Оценка
прибыльности труда работников может
быть выражена коэффициентом, рассчитываемым
по формуле: