Организация труда в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по организации.docx

— 90.42 Кб (Скачать)

     Численность работников и структура штата  магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ. В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

      Функциональное  разделение предполагает  обособление  отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом  этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

     Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих

управление  торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие – директор (заведующий), заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир.

     Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

           Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

          Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

           Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т.д.

           Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т.д.

           Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).

           Основной (торгово-оперативный) персонал -  продавцы, контролеры- кассиры, контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

           В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.

           Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.

            Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает  товары покупателям.

            Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно- гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т.д.

            Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

     Разделение  труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование  квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на четвертый, пятый и шестой разряд. При этом продавец шестого разряда выполняет более сложные работы, на его долю приходится более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей. Соответствующие различия имеются и в круге обязанностей, а также в выполняемых функциях между продавцами пятого и четвертого разрядов.

     Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем больше число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.

       Одним из важных условий разделения труда является его кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания.

     Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного временим в течение рабочего дня [17, с. 286-289].

             Кроме того, для улучшения обслуживания  покупателей большое значение имеет овладение продавцами дополнительными специальностями, что должно происходить на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так, продавцу швейных изделий проще освоить специальность продавца верхнего и нижнего трикотажа, продавцу радиотоваров и телевизоров – специальность продавца кино- и фототоваров и т.д.

             Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, относящиеся к другим  профессиям (должностям). Например, заведующие отделами должны участвовать в обслуживании покупателей, продавцы должны выполнять вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т.д.

             Разделение и кооперация труда  в магазине должны осуществляться с учетом типа и размера торговой площади предприятия, применяемых методов продажи товаров, размера и структуры товарооборота, используемых методов дополнительного обслуживания покупателей и других условий работы магазина. Однако мероприятия  по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества обслуживания покупателей и условий труда работников магазина.

             Повышению производительности труда  работников торговли во многом способствует совершенствование приемов и методов труда. Под приемам труда следует понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение повторяющихся в определенной последовательности операций связанных единым целевым назначением. Метод труда – способ осуществления процесса труда. Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование приемов и методов труда должно сопровождаться сокращением затрат времени на выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению затрат времени на обслуживание покупателей и утомляемости работников.

         На качество обслуживания покупателей  существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому  одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле. Квалифицированный работник быстрее овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество покупателей, чем работник, обладающий более низкой квалификацией.

      Вся деятельность магазинов происходит с непрерывным влиянием на них  НОТ(научной организацией труда  в торговле). Под научной организацией труда (НОТ) понимается непрерывный  процесс совершенствования существующей организации труда благодаря  достижениям науки и передового опыта, обеспечивающим наиболее эффективное  использование материальных и трудовых ресурсов в торговле и высокую  культуру обслуживания. НОТ опирается  на законы, принципы  и правила  организации, которые являются основными  положениями для специалистов, разрабатывающих  направления организации труда  в торговых организациях. [15,c 237]

     Внедрение НОТВ  торговле направлено на решение  экономических, психофизиологических, социальных и технико-технологических  задач.

     Задачи, которые решает НОТ, позволяют определить важнейшие  направления по ее внедрению:

    • Разделение и кооперирование труда;
    • Улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
    • Изучение и распространение передовых приемов и методов труда;
    • Подготовка и повышение квалификации кадров;
    • Совершенствование нормирования труда;
    • Улучшение условий труда;
    • Укрепление трудовой дисциплины.

Экономические задачи НОТ: 

  • Экономия живого труда;
  • Рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов;
  • Повышение производительности труда, рентабельности.                                        

    Психофизиологические  задачи НОТ:                                                                                                                                                                          

  • Устранение тяжелого и вредного труда;
  • Улучшение условий труда;
  • Повышение работоспособности ;

  Социальные  задачи НОТ:    

  • Повышение образовательного уровня и деловой квалификации;
  • Развитие творческой активности;
  • Повышение степени привлекательности труда.

 Технико-технологические задачи НОТ:

    • Внедрение нового торгового оборудования;
    • Применение прогрессивных технологий;
    • Применение более прогрессивных форм и методов продажи товаров и др.

Практикой деятельности магазинов и складов  определена последовательность проведения работы по внедрению мероприятий  НОТ, которая осуществляется по следующим  этапам:

  1. Проведение организационно подготовительных мероприятий.
  2. Изучение и анализ существующей организации труда
  3. Составление плана НОТ.
  4. Внедрение плана НОТ и контроль за его выполнением.

При разработке мероприятий по НОТ важное значение имеет определение экономического эффекта от их внедрения. Результаты определения эффективности могут  служить основанием для премирования работников и внедрения более  совершенных методов организации  труда.  

    1. Организация материальной ответственности  в магазине
 

        Формы организации труда в торговле тесно связаны с организацией

материальной  ответственности. Как правило, в  торговле существует два вида

материальной  ответственности: индивидуальная и  коллективная(бригадная).

            На работников розничных торговых  предприятий возлагается

материальная  ответственность, т. е. обязанность  возместить имущественный

Информация о работе Организация труда в розничной торговле