Организация труда в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по организации.docx

— 90.42 Кб (Скачать)

 Кпт  = ЧП / ФП,

                                                                                                                             (4.1)

где Кпт  – коэффициент прибыльности труда  работника;

ЧП –  прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

ФП –  прирост фонда  потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам [17, с.176-177].

      Охрана  труда в торговле должна осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом и другой нормативной и правовой документацией. Важнейшими документами, регулирующими  охрану труда в торговле, являются коллективный договор, правила внутреннего  трудового распорядка, инструкции и  положения по охране труда.

     Коллективный  договор - это внутренний нормативный  акт, соглашение между администрацией и профсоюзом по вопросам социально- трудовых отношений. В нем содержаться  конкретные обязательства администрации  по улучшению условий труда.

     Правила внутреннего трудового распорядка - документ, содержащий порядок приема и увольнения, права и обязанности  работников, ответственность за нарушения  дисциплины труда, меры поощрения.

     Работники, имея право на безопасные условия  труда, обязаны строго соблюдать  правило внутреннего трудового  распорядка и дисциплину труда.

     Инструкции  по охране труда разрабатываются  администрацией торговой организации  с участием профсоюза и содержат требования  по охране труда и  технике безопасности.

     На  предприятиях торговли должен быть ещё  целый ряд  обязательных документов по охране труда и технике безопасности. Это зависит от размера предприятия, его профиля работы, принадлежности и т.д.

      В правилах внутреннего  трудового  распорядка установлено, что каждый  работник обязан пройти обучение (инструктаж) по вопросам охраны  труда и техники безопасности. Различают следующие виды инструктажа:  вводный, первичный, повторный,  внеплановый,  целевой. Эти инструктажи  проводятся руководителями структурных  подразделений или инженерами  по охране труда. Его проведение  обязательно регистрируется в  специальном журнале, который  должен быть пронумерован и  скреплен печатью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ  В МАГАЗИНЕ 

2.1.Организационно-экономическая  характеристика магазина  «Гастроном» 

    Магазин «Гастроном» является филиалом ОАО  «ТД «НЕМАН». Открытое акционерное общество «ТД «Неман» г. Гродно» (далее по тексту Общество) создано приказом Гродненского Городского исполнительного комитета № 3  от 27 февраля 1995 года, путем преобразования государственного предприятия – Гродненский Универмаг, в соответствии с Законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

    Общество  является преемником прав и обязанностей Гродненского Универмага в соответствии с передаточным актом, за исключением  прав и обязанностей, которые не могут принадлежать Обществу.

    Впервые Общество зарегистрировано в качестве юридического лица решением Гродненского городского исполнительного комитета 30 марта 1995 года за № 2979, решением Гродненского городского исполнительного комитета от 26 апреля 2000 года за № 330 Общество зарегистрировано в качестве коммерческой организации  в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 500303911(Приложение Е). Общество является коммерческой организацией, имеет обособленной имущество, самостоятельный баланс, печать. Общество имеет штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывает в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.  

    Фирменное наименование общества:

    - на белорусском языке: полное - Адкрытае акцыянернае таварыства «Гандлевы дом «Нёман» г. Гродна»; сокращенное - ААТ «Гандлёвы дом «Нёман» г.Гродна».

    - на русском языке: полное - Открытое акционерное общество «Торговый дом «Неман» г. Гродно»; сокращенное - ОАО «Торговый дом «Неман» г. Гродно».

    - на английском языке: Joint Stock Company «Department store «Neman» c. Grodno», JSC «DS «Neman» c. Grodno»

    Место нахождения Общества:

230023 г.  Гродно, ул. Советская, 18, тел\факс: 720063, тел. 741977.

    Специальное разрешение (лицензия) № 44010/0643661 на право  осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки  и табачные изделия) и общественного  питания открытому акционерному обществу «ТД «Неман» г. Гродно выдано Гродненским городским исполнительным комитетом сроком на пять лет и  действительна до 06.02.2014 года (Приложение Г). Зарегистрирована в реестре лицензий Гродненского городского исполнительного комитета за № 966. Согласно Устава, утвержденного решением собрания акционеров ОАО «ТД «Неман» г. Гродно 29 марта 2007 года протокол № 17,  основной целью Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

    ОАО «ТД «Неман» г. Гродно» - ведущее  торговое предприятие Гродненской  области. В общем объем товарооборота  предприятий, входящих в систему  областного управления торговли доля ОАО «ТД «Неман» составляет 7,5%, а городского управления торговли - 14%.

     Сам продовольственный филиал-магазин - Филиал № 5 «Гастроном» находится в Гродно, ул. Советская, 5,тел 770430. Режим работы магазина: с 01.10 до 31.03 работает с 8.00 до 222.00 ежедневно, с 01.04 по31.09. работает с 08. до 23.00 ежедневно (Приложение Г). К общей организационно-экономической характеристике магазина относятся: штатная численность работников, площадь и состав помещений, оборот розничной торговли, финансовые показатели деятельности.

     Структура и штатное расписание магазина утверждены руководителями вышестоящих органов  в пределах установленных им предельной численности и фонда оплаты труда  работников. Площадь торгового зала магазина составляет примерно 160 метров квадратных. В нем работают 10 продавцов, заведующая магазином, заместитель заведующей, 2 грузчика, 2 уборщицы и 4 администратора. В данном магазине осуществляется продажа продовольственных товаров методом самообслуживания. Важнейшим экономическим показателем магазина является оборот розничной торговли. Проанализируем товарооборот магазина за последние 2 года (таблица).

     Товарооборот  магазина «Гастроном» за

    2009-2010 гг.

Наименование Товарооборот  за 2009 год Товарооборот  за 2010 год Темп роста,

%

Общий товарооборот ОАО «ТД «Неман»  (руб.) 41692619108  43620960024 104,6
Магазин «Гастроном»

( руб.)

3835298336 2292785875 -40,2
Доля  товарооборота магазина « Гастроном» в общем объеме товарооборота  ОАО «ТД «Неман», % 9,2 5,2 -

    Источник: собственная разработка на основании  данных ОАО «ТД «Неман».(Приложение А,Б).

    Из  приведенных данных таблицы видно, что товарооборот магазина       «Гастроном» в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 1542,5 млн. руб., а общий товарооборот ОАО «ТД «Неман» увеличился на 1 928, 340 млн. рублей или 4,6 %.

    Доля  товарооборота магазина «Гастроном» в общем объеме товарооборота ОАО «ТД «Неман» в 2010 по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 4 %. Это связано с тем, что в 2010 году в магазине «Гастроном» был произведен ремонт: устанавливались окна, был перенесен главный вход. Также изменялся режим работы - во время ремонта магазин работал с 800 до 2100. С приходом нового директора в ТД Неман было решено уменьшить торговую площадь магазина до теперешних размеров, а на оставшейся части открыть кафе. В связи с этим уменьшился поток покупателей, уменьшился товарный ассортимент и как следствие этого, произошло уменьшение товарооборота. Но благодаря слаженной, добросовестной, экономичной работе продавцов товарооборот магазина увеличивается, ведь в торговле важную и можно сказать самую главную роль играет прибыль, так как именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие магазина. 

    2.2. Анализ организации  труда в магазине 

       Управленческий  персонал магазина состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическими и трудовыми процессами. Сюда входят заведующая магазина, заместитель заведующей магазина.

     Общее руководство магазином осуществляет заведующая магазина, она же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров, руководит коммерческой деятельностью, обеспечивает охрану труда согласно должностной инструкции заведующего магазином (Приложение Ж). На заведующую магазина возложены следующие функции:

  1. руководство деятельностью магазина;
  2. контроль за соблюдением  подчиненными работниками трудовой производственной дисциплины;
  3. обеспечение сохранность материальных ценностей.

Для выполнения возложенных на нее функций заведующая магазином осуществляет следующие  обязанности:

  1. руководит деятельностью магазина
  2. обеспечивает соблюдение правил торговли, высокую культуру обслуживания
  3. организует изучения покупательского спроса
  4. организует приемку товара по количеству и качеству
  5. участвует в составлении заявок на поставку товаров от поставщиков, отборке товара на предприятии
  6. осуществляет учет и контроль за состоянием товарных запасов и наличием в продаже товаров в установленном ассортименте
  7. контроль за наличием товара в магазине согласно остатков складов, своевременная подача заявок на склады
  8. обеспечивает своевременную подготовку, рациональное размещение и выкладку товаров в объемах, необходимых для бесперебойной торговли, рациональную организацию торгово-технологического процесса
  9. осуществляет расстановку работников с учетом рационального разделения труда в соответствии с их учетом интенсивности потока покупателей
  10. осуществляет постоянный контроль за соблюдением правил хранения и сроками реализации и качеством товара, сертификатами
  11. осуществляет контроль за ценами, правильным оформлением ценников
  12. составляет графики выхода на работу, графики отпусков, осуществляет контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка
  13. контроль за соблюдением формы одежды продавцов, их внешним вводом
  14. контроль за санитарным состоянием магазина, подсобных помещений
  15. вносит предложения по премированию работников магазина, учитывая личный вклад каждого в результатах работы
  16. обеспечивает учет и сохранность товарно-материальных ценностей
  17. составляет товарный учет
  18. участвует в товарных инвентаризациях
  19. предоставляет необходимые сведения по результатам работы за отчетный период
  20. готовит представление по повышению квалификации продавцов магазина
  21. участвуют в мелкорозничной выездной торговле

 В  ее ведении находятся вопросы организации торгово-технологических операций и хозяйственного обслуживания.

      Заместитель заведующей и продавцы  выполняют  основные функции в области коммерческой работы и организации торговли. В  них входят изучение спроса населения  на товары, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров  и соблюдение условий их хранения.

      Основной (торгово-оперативный) персонал – это  продавцы, то есть работники, занятые  обслуживанием покупателей в  торговом зале. В обязанности продавцов  входит подготовка и уборка рабочего места, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса; а также готовят рабочее  место к выполнению расчетных  операций, выполняют расчетные операции с покупателями, осуществляют сдачу  выручки и т.д.  согласно рабочей инструкции продавца (Приложение З). Продавец 6 категории должен знать :

    • ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров, способы пользования и ухода за ними, правила расшифровки,  розничные цены, питательную ценность, признаки доброкачественности товаров, нормы естественной убыли и порядок ее списания;
    • приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектования товаров, шкалы размеров изделий и правила их определения;

      Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного  персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом  состоянии. В эту категорию входят дворники, уборщики, грузчики. Профессиональные обязанности грузчика (Приложение И) включают в себя:

1.Погрузка, выгрузка и внутрискладская переработка  грузов( сортировка, укладка, переноска,  фасовка и т.д.) вручную с применение  простейших погрузочно-разгрузочных  приспособлений и средств:

  • Транспортировки ( тачек, тележек, транспортеров и других подъемно-транспортных механизмов),
  • Открывание и закрывание люков, бортов, дверей подвижного состава
  • Крепление и укрытие грузов на складах и транспортных средствах
  • Очистка подвижного состава после произведенной выгрузки груза
  • Чистка и смазка обслуживаемых погрузочно - разгрузочных приспособлений и средств транспортировки

2.Содержать  спецодежду в чистоте

Информация о работе Организация труда в розничной торговле