Организация труда в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики работы с персоналом магазина, определить основные направления совершенствования системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
1.1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
1.2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
2.2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
2.3. Пути совершенствования трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41

Работа содержит 1 файл

моя курсовая по организации.docx

— 90.42 Кб (Скачать)

            Содержание

Введение…………………………………………………………………..……3

  1. ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ………………………………………..…......6
    1. Организация материальной ответственности в магазине…………………………………………………………………………..15
    2. Режим работы и условия труда в магазине………………………………………………………………..................18
    3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина. Охрана труда.……………………………………………………………….........25
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ...…….……30
    1. Организационно-экономическая характеристика магазина  «Гастроном»…………………………………………………………..…………30
    2. Анализ организации труда в магазине…………………………………..33
    3. Пути совершенствования  трудовых процессов в магазине «Гастроном»…. ……………………………………………………………..…...37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........49

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………........…..41

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Сведения  о структуре товарооборота ОАО  «ТД «НЕМАН» за 2009 год……………………………………………………………………………...…43

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Сведения  о структуре товарооборота ОАО«ТД  «НЕМАН» за 2010 год…………………………………………………….. …………………………44

ПРИЛОЖЕНИЕ  В 

Табель  учета рабочего времени в магазине «Гастроном»…………………….45 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Г 

Специальное разрешение (лицензия)…………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д

График  выхода на работу магазина  «Гастроном»……………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ  Е

Свидетельство о государственной регистрации  коммерческой организации….

ПРИЛОЖЕНИЕ  Ж

Должностная инструкция заведующего магазином  ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ  З

Рабочая инструкция продавца 6 разряда…………………………………………

 ПРИЛОЖЕНИЕ  И 

Рабочая инструкция грузчика……………………………………………………..

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Успех работы любой организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей организации –персоналом. [3, с. 104]

     В любой организации возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов фирмы и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.

     Повышение интереса к человеческому фактору  в 60-80-е годы обусловило разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность  им всех членов коллектива. [10, с.9]

     Переход страны на рыночные отношения в корне  изменил концепцию

управления  персоналом, выбор средств и методов  практической реализации

задач управления персоналом для повышения  эффективности производства.

     На  результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект управления персоналом. С ним связано определение численности персонала, профессионально –квалификационные требования к нему, эффективное использование персонала повремени, квалификации, уровню образования. Однако всё большее значение приобретает социальная направленность в кадровой работе, смена акцента в кадровой политике на учёт интересов работника, повышение мотивации труда, как условия более высокой его результативности.

      Новые экономические условия  предполагают использование не  только

новых теоретических предпосылок, но и  новой технологии самой работы с

кадрами. В связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его

информационного обеспечения.

      Внедрение достижений научно  – технического прогресса в  большинстве

случаев определяется профессионализмом сотрудников  организации  и приводит к большим изменениям в трудовой деятельности человека. Все более важным становиться подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с другой стороны появляется недостаток квалифицированных кадров, отвечающих требованиям новых технологий. И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная, оптимальная организация трудовых процессов.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление

комплекса организационно-технических, экономических  и санитарно-

гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать  торгово-

технологический процесс, эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового  обслуживания населения.

  Объектом данного исследования является магазин «Гастроном».

     Субъектом данного исследования является организация трудовых процессов в магазине « Гастроном».

     Цель  данной работы – с учетом современных  принципов и подходов к

организации трудовых процессов и специфики  работы с персоналом магазина, определить основные направления  совершенствования  системы подбора и найма кадров для магазина «Гастроном» и дать практические рекомендации по её оптимизации.

       Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты  организации  труда работников магазина;

проанализировать  специфику работы с персоналом магазина «Гастроном»;

рассмотреть основные направления совершенствования  организации труда

работников  магазина «Гастроном».

     Метод исследования  - сравнительный анализ на основе личного ознакомления автора с данной торговой организацией . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТРУДОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ 

     Трудовые  процессы, выполняемые работниками  торговли, имеют свои особенности. В торговле технология  включает операции по доставке, приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от производства до покупателя, но и осуществляется смена его формы стоимости в результате продажи потребителю.[6, с. 87].

  Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка, фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую стоимость и выступает как труд производительный. В то же время ввиду объективно присущих торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является источником разного рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров. Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом, конечным результатом труда торговых работников является не продукт, а услуга. При этом доля услуг в труде работников торговли постоянно растет за счет перемещения непосредственно производственных операций в сферу производства.

   В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование высокопроизводительных машин и механизмов.

           Как и в любой другой отрасли, в торговле  совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой  формы собственности, составляет около  трети трудовых затрат торговых работников. При этом доля живого  труда в розничной торговле значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда выше. В оптовой торговле в силу особенностей торгово-технологического процесса больше возможностей для внедрения средств механизации и доля овеществленного труда выше.

     Важная  особенность структурного состава  трудовых ресурсов в торговле состоит в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает  ряд специфических социальных проблем перед отраслью, среди них в первую очередь необходимость  сокращения доли  ручного труда и увеличение средств на социальные нужды коллектива.

  Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это относится, прежде всего, к работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив,  следить за культурой речи, внешним видом, манерами. Наиболее тяжелым в физическом отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при выполнении погрузоразгрузочных работ по перемещению груза - 1200 кг.

     Для труда контролера-кассира характерна нервно-эмоциональная напряженность, обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в контакт с большим количеством людей при различной коммуникабельности. В течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.

     Источником  нагрузки служит также значительное напряжение памяти

и внимания, специфика работы с материальными  ценностями, монотонность труда. Работа контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели в связи с колебаниями покупательских потоков. При этом колебания числа обслуживаемых покупателей  в часы «пик» могут достичь 50 % среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы «пик» нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.

  В торговле применяется суммарный учет рабочего времени. Анализ работоспособности продавцов показал, что к концу рабочего дня выработка из- за утомляемости начинает резко падать (до 30-40 %), причем это приходится на часы «пик», когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает.

     В торговле работают преимущественно  женщины. В то же время товары поступают в упаковке, значительно превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок при подъеме и перемещении тяжести вручную.   Поэтому в рамках социального развития на предприятии целесообразно предусматривать мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасного труда.[17, с. 158-159].

Информация о работе Организация труда в розничной торговле