Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - раскрыть понятие товароснабжения предприятий розничной торговли, рассказать об особенностях его формирования.
Задачами работы являются следующие:
рассмотреть особенности товароснабжения как части коммерческой деятельности торгового предприятия;
раскрыть основные особенности организации товароснабжения в торговом предприятии.
Работа написана на основании материалов магазина «Север», занимающегося реализацией продовольственных товаров.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товароснабжения, его значение и содержание в торговом предприятии 5
2. Организация товароснабжения магазина «Север» 21
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, основные показатели его деятельности 21
2.2 Организация товароснабжения и работы с поставщиками 24
3. Пути повышения эффективности товароснабжения 37
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Магазин Север.docx

— 105.96 Кб (Скачать)

 

     Так, в 2010 г. по сравнению с 2009 отмечается увеличение объема поставок товаров 64394,48 тыс. р. или 20,66%. Основной причиной этого является значительное расширение ассортимента товаров, поставляемых поставщиками в магазин, что видно по данным табл. 3.Наибольше увеличение объема поставок товаров по сравнению с 2009 г. отмечается по группам кондитерские товары - на 10273,60 тыс. р. и бакалея - на 10891,28 тыс. р.

     Увеличение объема поставок отмечается не только по отдельным товарным группам, но и по отдельным поставщикам. (таблица 4).

     Анализ динамики поставок товаров по отдельным поставкам показывает, что в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение объема поставок товаров по всем поставщикам. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. отмечается наибольший рост объема поставок по таким поставщикам, как ОАО «Р-Модуль» на 21830,08 тыс. р. и Колбасный цех «Модуль» на 6385,92 тыс. р. 

     Таблица 4 – Изменение объема поставок товаров по поставщикам, тыс. р.

     Наименование поставщика 2009 г. 2010 г.      Изменение
  сумма, тыс. р. %
Нижнетагильский хлебозавод № 1 17769,68 20687,84 2918,16 116,42
Нижнетагильский гормолзавод 5330,88 6394,40 1063,52 119,95
Ирбитский гормолзавод 7544,32 9140,24 1595,92 121,15
Кушвинский  молокозавод 11752,88 12262,24 509,36 104,33
Компания  «Блок 2000» 15306,80 17114,48 1807,68 111,81
ТД  «Северный» 16803,20 20875,92 4072,72 124,24
ОАО Екатеринбургский мясокомбинат 12781,68 14218,24 1436,56 111,24
Колбасный цех «Модуль» 30551,28 36937,20 6385,92 120,90
Кировградская птицефабрика 26186,88 31972,08 5785,20 122,09
Нижнетагильский рыбокомбинат 9040,64 10155,84 1115,20 112,33
  Интератлантик 22757,60 27834,56 5076,96 122,31
ОАО Р-Модуль 81646,72 103476,80 21830,08 126,74
ООО "Омега-групп-НТ" 7918,32 10005,44 2087,12 126,36
ООО «Инвина» 16740,80 23019,92 6279,12 137,51
ООО «Домус» 4894,40 5491,68 597,28 112,20
СПК "Исетский" 9757,68 11058,64 1300,96 113,33
СПК «Николопавловский» 14963,92 15497,04 533,12 103,56
Итого 311747,84 376142,32 64394,48 120,66

 

     Однако  увеличение поставок в различной динамике как по сумме, так и по ассортименту, различное количество товарных групп, предлагаемых отдельными поставщиками товаров ведут к тому, что удельный вес отдельных поставщиков в общем объеме поставок существенно различается, что видно по данным таблицы 5.

     Анализ  структуры поставок товаров по поставщикам показывает, что достаточно широкий ассортимент товаров, представляемых ОАО «Р-Модуль» обеспечивает наибольший удельный вес этого поставщика в общем объеме поставок (26,19% в 2009 г. и 27,51% в 2010 г.). Удельный вес остальных поставщиков в общем объеме поставок приблизительно одинаков.

     В 2010 г. по сравнению с 2009 г. также произошло изменение структуры поставок по поставщикам: увеличился удельный вес Ирбитского гормолзавода на 0,01%, ТД «Северный» на 0,16%, Колбасный цех «Модуль» на 0,02%, Кировградская птицефабрика на 0,10%, Интератлантик на 0,10%, ОАО «Р-Модуль» на 1,32%, ООО «Омега-групп-НТ» на 0,12% и ООО «Инвина» на 0,75% и снизился удельный вес Нижнетагильского хлебозавода № 1 на 0,20%, Нижнетагильского гормолзавода на 0,01%, Кушвинского гормолзавода на 0,51%, Компании «Блок -2000» на 0,36%, ОАО Екатеринбурский мясокомбинат на 0,32%, Нижнетагильский рыбокомбинат на 0,20%, СПК «Исетский» на 0,19% и СПК «Николопавловский» на 0,68%. 

     Таблица 5 – Анализ структуры поставок по поставщикам за 2009-2010 гг., %

Наименование  поставщика 2009 г. 2010 г.  Отклонение
Нижнетагильский хлебозавод № 1 5,7 5,5 -0,2
Нижнетагильский гормолзавод 1,71 1,7 -0,01
Ирбитский гормолзавод 2,42 2,43 0,01
Кушвинский  молокозавод 3,77 3,26 -0,51
Компания  «Блок 2000» 4,91 4,55 -0,36
ТД  «Северный» 5,39 5,55 0,16
ОАО Екатеринбургский мясокомбинат 4,1 3,78 -0,32
Колбасный цех «Модуль» 9,8 9,82 0,02
Кировградская птицефабрика 8,4 8,5 0,1
Нижнетагильский рыбокомбинат 2,9 2,7 -0,2
 
 Интератлантик
7,3 7,4 0,1
ОАО Р-Модуль 26,19 27,51 1,32
ООО "Омега-групп-НТ" 2,54 2,66 0,12
ООО «Инвина» 5,37 6,12 0,75
ООО «Домус» 1,57 1,46 -0,11
СПК "Исетский" 3,13 2,94 -0,19
СПК «Николопавловский» 4,8 4,12 -0,68
Итого 100 100 0

     Изменение удельного веса отдельных поставщиков в общем объеме закупок товаров является результатом различного изменения ассортимента товаров, предлагаемых поставщиками покупателям, изменения объема закупок отдельных товаров.

     Так как в процессе принятия решения о целесообразности установления хозяйственных связей с отдельными поставщиками и определения условий закупки товаров у них большое значение имеет удаленность поставщика от покупателя

     Поэтому на рисунке 1 проведен анализ расположения поставщиков магазина «Север». 

     

     Рисунок 1 – Группировка поставщиков магазина «Север» по их месторасположению 

     Представленная на рисунке 1 информация показывает, что 55% всех поставщиков магазина «Север» расположена в г. Н. Тагил, 19% в г. Екатеринбург и по 13% Пригородном районе и Свердловской области.

     Такое расположение поставщиков обеспечивает максимальные транспортные расходы предприятия, дает возможность осуществлять поставку товаров в максимально короткие сроки, обеспечивать постоянное наличие товаров в продаже в широком ассортименте и высокого качества.

     Большое значение при осуществлении закупочной работы имеет группировка поставщиков на категории производителей и оптовые торговые предприятия. Это обусловлено тем, что производители товаров предлагают своим покупателям более узкий ассортимент товаров, однако работа с ними наиболее целесообразна при реализации скоропортящихся товаров и товаров, имеющих ограниченные сроки реализации, так как в этом случае обеспечивается максимально быстрое продвижение товаров от производителя к покупателю.

     При реализации товаров, имеющих длительные сроки реализации, а также товаров, производимых предприятиями, расположенными на достаточно большом расстоянии от розничного торгового предприятия, целесообразнее воспользоваться услугами оптовых торговых предприятий. Группировка поставщиков магазина «Север» на производителей и оптовые торговые предприятия представлена на рисунке 2. 

     

     Рисунок 2 - Группировка поставщиков магазина «Север» на оптовые торговые предприятия и производителей 

     Данная  группировка поставщиков показывает, что 68,75% всех поставщиков магазина «Север» являются производителями продовольственных товаров. Это обусловлено тем, что в г. Н. Тагил, Пригородном районе и Свердловской области постоянно расширяется производство продовольственных товаров, что избавляет предприятия торговли от необходимости завозить большинство продовольственных товаров из-за пределов Свердловской области. Кроме того, высокий удельный вес предприятий-производителей товаров в общем объеме поставок объясняется тем, что службы сбыта предприятий-производителей в настоящее время ориентированы не только на работу с крупными торговыми предприятиями, но и могут удовлетворять заявки мелких и средних торговых предприятий.

     Однако  при этом все же не отпадает необходимость работы с оптовыми торговыми предприятиями, так как они предлагают розничным торговым предприятиям ассортимент товаров, производимых на всей территории РФ и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

     В результате такого сочетания поставщиков руководство магазина «Север» обеспечивает максимально широкий ассортимент товаров на своих прилавках.

     Однако  организация товароснабжения предполагает не только заключение договоров с поставщиками, но и контроль за соблюдением заключенных договоров поставки. Анализ выполнения договоров поставки товаров по поставщикам представлен в таблице 6.

     Анализ  информации, представленной в таблице 6, дает возможность отметить, что в целом план поставок товаров был выполнен в 2009 г. на 158,98%, а в 2010 г. на 115,91%.При этом можно видеть, что фактический объем поставок оказался выше планового по всем поставщикам. Однако процент выполнения плана поставок товаров по различным поставщикам неодинаков: наибольшее перевыполнение плана поставок товаров отмечается по СПК «Исетский» - 257,16%, по Интератлантик – 215,72% и Колбасному цеху «Модуль» - 203,04%., а наименьшее перевыполнение плана отмечается по Нижнетагильскому гормолзаводу - 105,54%. Большой процент перевыполнения плана поступления товаров объясняется тем, что поставщики товаров значительно расширили ассортимент предлагаемых товаров.

     В 2010 г. процент перевыполнения плана поставок по отдельным поставщикам значительно выровнялся и составляет от 101,16% по ООО «Домус» до 129,97% ООО «Инвина». Перевыполнение плана поступления товаров от отдельных поставщиков также объясняется ростом покупательского спроса на все товары и расширением ассортимента товаров, предлагаемых поставщиками.

 

     

     Таблица 6 – Анализ выполнения договоров поставки товаров по поставщикам

         Наименование поставщика      2009 г.      2010 г.
         план      факт      % выполнения      план      факт      % выполнения
         Нижнетагильский хлебозавод № 1 14223,68 17769,68 124,93 18636,00 20687,84 111,01
         Нижнетагильский гормолзавод 5051,04 5330,88 105,54 5636,80 6394,40 113,44
         Ирбитский гормолзавод 6137,04 7544,32 122,93 7988,32 9140,24 114,42
         Кушвинский молокозавод 6981,68 11752,88 168,34 11960,80 12262,24 102,52
         Компания «Блок 2000» 9740,32 15306,80 157,15 15705,68 17114,48 108,97
         ТД «Северный» 11719,28 16803,20 143,38 17454,72 20875,92 119,60
         ОАО Екатеринбургский мясокомбинат 9732,48 12781,68 131,33 13101,92 14218,24 108,52
         Колбасный цех «Модуль» 15046,96 30551,28 203,04 32792,24 36937,20 112,64
         Кировградская птицефабрика 16818,80 26186,88 155,70 27588,32 31972,08 123,98
         Нижнетагильский рыбокомбинат 7521,36 9040,64 120,20 9443,76 10155,84 107,54
          Интератлантик 10549,60 22757,60 215,72 23290,56 27834,56 119,51
         ОАО Р-Модуль 50949,60 81646,72 160,25 85894,24 103476,80 120,47
         ООО "Омега-групп-НТ" 5622,24 7918,32 140,84 8384,00 10005,44 119,34
         ООО «Инвина» 10048,56 16740,80 166,60 17711,68 23019,92 129,97
         ООО «Домус» 2742,72 4894,40 178,45 5428,72 5491,68 101,16
         СПК "Исетский" 3794,40 9757,68 257,16 10131,60 11058,64 109,15
         СПК «Николопавловский» 9408,32 14963,92 159,05 13349,12 15497,04 116,09
         Итого 196088,00 311747,84 158,98 324498,56 376142,32 115,91

 

     Все это говорит об улучшении организации товароснабжения магазина «Север» прежде всего за счет улучшения работы по организации хозяйственных связей со стороны поставщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути повышения эффективности товароснабжения 

     Проведенный анализ организации товароснабжения  магазина «Север» дает возможность разработать основные направления повышения ее эффективности.

     При осуществлении закупочной деятельности руководству магазина «Север» необходимо постоянно осуществлять поиск новых поставщиков. Это даст возможность не только расширять ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, но и позволит осуществлять выбор среди них.

     Также руководству магазина «Север» при выборе поставщиков расширить количество критериев этого выбора, обращая внимание на такие моменты, как удаленность от самого магазина, возможность доставки товаров силами и средствами поставщика, возможность получения различных скидок при приобретении товаров, качество работы самого поставщика с покупателем-предприятием розничной торговли, контакты оптовых торговых предприятий с производителями товаров и совместное проведение ими рекламных акций и мероприятий.

     Так, варианты получения скидок при покупке товаров дают возможность повысить средний уровень валового дохода магазина «Север» на 0,11%, что в сумме означает получение дополнительного дохода в размере 375992,40*0,11/100 = 413,59 тыс. р.

     При организации товароснабжения торгового предприятия и установлении хозяйственных связей предусматривать доставку товаров в магазин силами и средствами поставщиков. Это даст возможность снизить не только сумму транспортных расходов предприятия, но и понизить их уровень. Снижение уровня транспортных расходов на 0,07% к товарообороту даст возможность увеличить доходы магазина на 375992,40*0,07/100 = 263,19 тыс. р.

     Также при работе с оптовыми торговыми  предприятиями и производителями товаров отдавать предпочтение тем поставщикам, которые обеспечивают регулярное посещение магазина торговыми представителями. Это не только облегчает труд работников торгового предприятия, сокращает затраты магазина на организацию товароснабжения, но и позволяет более комплексно подходить к формированию ассортимента товаров.

Информация о работе Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования