Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - раскрыть понятие товароснабжения предприятий розничной торговли, рассказать об особенностях его формирования.
Задачами работы являются следующие:
рассмотреть особенности товароснабжения как части коммерческой деятельности торгового предприятия;
раскрыть основные особенности организации товароснабжения в торговом предприятии.
Работа написана на основании материалов магазина «Север», занимающегося реализацией продовольственных товаров.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товароснабжения, его значение и содержание в торговом предприятии 5
2. Организация товароснабжения магазина «Север» 21
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, основные показатели его деятельности 21
2.2 Организация товароснабжения и работы с поставщиками 24
3. Пути повышения эффективности товароснабжения 37
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Магазин Север.docx

— 105.96 Кб (Скачать)

     Важным условием рациональной организации товароснабжения является максимальная оперативность в выполнении требований магазинов по ассортименту поставок, количеству и срокам завоза. При функционировании с минимальными товарными запасами розничные предприятия должны быть гарантированы в своевременном и полном по ассортименту удовлетворении подаваемых заявок и в возврате на базу товаров, не пользующихся спросом.

     На  процессы товароснабжения влияет ряд объективных и субъективных факторов:

     - производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства);

     - транспортные (состояние дорог, виды  транспортных средств, их техническое  состояние и т.п.);

     - торговые (мощность, специализация,  размещение торговых предприятий,  оснащенность оборудованием, сложность  ассортимента и т.п.);

     - социальные (социальный состав и  расселение населения, уровень  доходов и др.).

     Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость  создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы  составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в  розничной, основными задачами которых  является контроль и регулирование  завоза товаров в розничную торговую сеть.

     Организация товароснабжения розничной торговли включает в себя:

     - определение потребности в определенных товарах;

     - поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров;

     - заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками;

     - выбор метода доставки товаров в магазины;

     - контроль за ходом выполнения договоров;

     - приемку и размещение товаров в торговом зале.6

     Под источником товароснабжения понимается предприятие цепи товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От правильного выбора этого предприятия во многом зависит эффективность всей системы товароснабжения.

     Основными источниками поступления товаров  народного потребления могут  быть:

     - заводы, комбинаты, промышленные  предприятия;

     - совхозы, колхозы, фермерские  хозяйства;

     - оптовые предприятия;

     - собственные подсобные хозяйства  и производственные предприятия  торговли;

     - любые торговые предприятия, имеющие  излишки товаров;

     - коммерческие структуры;

     - внешнеторговые предприятия;

     - частные предприниматели.

     Выбор того или иного источника товаров  осуществляют предприятия розничной  торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота, места расположения, состояния спроса и уровня цен  на товары различных поставщиков.

     Товарные  источники по территориальному признаку можно подразделить на местные (внутриобластные), межобластные, республиканские и внереспубликанские.

     В деле удовлетворения покупательского  спроса значительную роль играют местные  источники, особенно предприятия местной  промышленности. В производстве отдельных  товаров они занимают ведущие  позиции (производство товаров культурно-бытового и хозяйственного обихода, спортивных товаров, бытовой химии, посуды, мебели и т.п.)Наряду с местной промышленностью  существенное место отводится Художественным народным промыслам (производству игрушек, сувениров, строчевышитых изделий, ковров и т.п.)Ощутимым источником производства товаров из местного сырья являются подсобные предприятия и промыслы в сельском хозяйстве (производство кирпича, стеновых и других стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, товаров хозяйственного обихода и т.п.).Немаловажную роль в обеспечении товарами в настоящее  время играет кооперативная промышленность и индивидуальная трудовая деятельность (производство хлеба, пива, напитков, вина, швейных, трикотажных, меховых и  других товаров).

       Товарные источники организационно находятся в ведении определенных организаций, объединений, предприятий, называемых поставщиками товаров.

     Поставщики  — это конкретные предприятия, с  которыми заключен договор поставки. Все поставщики делятся на две  группы: поставщики-изготовители (промышленные предприятия, кооперативы и т.д.) и поставщики-посредники (оптовые  предприятия).По отношению к хозяйственным системам поставщики и источники поступления товаров могут быть внутри- и внесистемные.

     Сложившаяся практика товароснабжения магазинов  позволяет сформулировать общие подходы к решению проблемы повышения эффективности товароснабжения7.

     Оптовые базы, развивая прямые связи с изготовителями, сосредотачивают на своих складах товары сложного ассортимента и централизованно завозят их в магазины. Кроме того, они снабжают и продовольственными товарами закрепленные за ними близлежащие магазины.

     При работе с продовольственными товарами, товарами повседневного спроса и простого ассортимента, а также с местными предприятиями-изготовителями розничным предприятиям целесообразно работать на прямых связях.

     Местные поставщики по всех случаях, когда такая возможность имеется, должны осуществлять централизованную доставку товаров в магазины.

     Важнейшей задачей розничной и оптовой  торговли является тщательное изучение товарных источников, которое должно сводиться к активному воздействию  на расширение ассортимента и улучшение  качества товаров. Каждая торговая система, организация или предприятие  имеет возможность изучать эти  источники, особенно своей сферы  деятельности. При этом изучаются  фактические, возможные и потенциальные  источники и поставщики товаров, для чего заводятся справочные книги  о товарных источниках. По каждой товарной группе сначала определяются фактические, а затем перечисляются возможные  поставщики. В особом разделе справочной книги следует показать имеющиеся  на месте сырьевые, энергетические и другие ресурсы, которые позволяют  на их основе организовать производство тех или иных товаров. Для того чтобы такое изучение проходило  не формально, к соответствующим  поставщикам прикрепляют ответственных (например, товароведов), которые устанавливают  личные контакты и могут более  глубоко изучить технологические  процессы и возможности производства.

     В результате такого изучения работы с  поставщиками рекомендуется на каждого  изготовителя товаров завести отдельную  карточку, в которой указываются  возможности производства, ассортимент  и качество товаров, цены на них и  т.п.

     Для более тщательного и активного  изучения товарных источников товароведы оптовой и розничной торговли должны посещать промышленные предприятия, знакомиться с технологией производства, участвовать в работе художественных советов, совещаний по ассортименту и качеству, проводить выставки-просмотры, организовывать рекламу товаров.

     Важным  условием, определяющим рациональную организацию товароснабжения, является правильный выбор формы движения товаров из пунктов производства в районы потребления. Процесс доведения  товаров до потребителей (розничной  торговли) может осуществляться в  двух организационно-экономических  формах: транзитной и складской. Выбор  той или иной формы товароснабжения  зависит от конкретных условий покупателя и поставщика — объема товарооборота, транзитных норм отгрузки, нормативов товарных запасов, состояния складского хозяйства и т.п.

     Под транзитом понимается такая форма товароснабжения, когда товар из производственного предприятия направляется в магазины, минуя склады оптовой и розничной торговли. Транзитная форма товароснабжения обладает рядом преимуществ. При ней исключаются повторные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, устраняются складские операции по приему, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери и объем транспортно-экспедиционных операций, сокращается потребность в складах, снижаются издержки обращения, обеспечивается сохранность товаров.Транзитная форма товароснабжения исключает расходы по погрузке-выгрузке и хранению товаров на складах, ускоряет продвижение товаров в торговую сеть, содействует лучшей сохранности товаров8.Вместе с тем чрезмерное расширение транзита может привести к замедлению времени обращения товаров, неправильному формированию ассортимента в магазинах, образованию излишних товарных запасов и неравномерному их размещению в розничной и оптовой торговле. Поэтому выбор транзитной формы товароснабжения необходимо тщательно экономически обосновывать. Она широко используется при иногородних поставках скоропортящихся товаров, труднее — при иногородних поставках крупногабаритных товаров, фарфоро-фаянсовой и стеклопосуды, строительных материалов и других, но это также возможно и во многих случаях целесообразно.

     Расширению  транзитной формы товароснабжения  содействует развитие местного производства, укрупнение торговых предприятий, увеличение количества контейнерных пунктов, снижение транзитных норм отгрузки.

     Под транзитной нормой отгрузки понимается минимально допустимое количество товаров, отгружаемое единовременно поставщиком  в адрес покупателя (вагон, контейнер  и т.п.). Эти нормы регламентируются в договорах поставки.

     Транзит экономически оправдан, когда объем  розничного товарооборота позволяет  принимать транзитную норму отгрузки и это не приводит к образованию  сверхнормативных запасов. Особенно высок удельный вес транзита по мебели, радио-, мото -, велотоварам, телевизорам, строительным материалам, скоропортящимся товарам и т.п. По товарам сложного ассортимента (швейные , трикотажные, парфюмерные и т.п.) он значительно ниже.

     Складская форма товароснабжения не связана с обязательным получением транзитной нормы. Она позволяет розничной торговле заказывать товары в нужном количестве исходя из спроса на них и товарных запасов. При складской форме товароснабжения товары завозятся сначала на склады оптовой базы, а затем в розничную торговлю. На складах осуществляется подсортировка и комплектование товаров. Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

     Складская форма товароснабжения применяется  при получении товаров от иногородних  поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного  ассортимента в торговый, а также  по товарам, требующим длительного  хранения. В этих случаях складская  форма имеет преимущества перед  транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения. Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

     Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской  формы товароснабжения, является звенность  товародвижения. Число складских  звеньев должно быть минимальным, так  как от их количества зависит время  товарного обращения, размер товарных запасов, уровень издержек обращения. К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

     В зависимости от количества участвующих  звеньев различают одно-, двух- и  многозвенный путь движения товаров.

     На  показатель звенности товародвижения оказывает влияние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота  оптовых покупателей, характер и  свойства товаров и т.п.Сокращению количества звеньев товародвижения способствует расширение использования  малогабаритных контейнеров, внедрение  централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций и т.д.

     Рациональная  организация и технология товароснабжения  требует выбора наиболее эффективных  методов доставки товаров в розничную  торговую сеть. На практике получили распространение  два основных метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

     При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).

Информация о работе Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования