Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - раскрыть понятие товароснабжения предприятий розничной торговли, рассказать об особенностях его формирования.
Задачами работы являются следующие:
рассмотреть особенности товароснабжения как части коммерческой деятельности торгового предприятия;
раскрыть основные особенности организации товароснабжения в торговом предприятии.
Работа написана на основании материалов магазина «Север», занимающегося реализацией продовольственных товаров.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товароснабжения, его значение и содержание в торговом предприятии 5
2. Организация товароснабжения магазина «Север» 21
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, основные показатели его деятельности 21
2.2 Организация товароснабжения и работы с поставщиками 24
3. Пути повышения эффективности товароснабжения 37
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Магазин Север.docx

— 105.96 Кб (Скачать)

 

     Анализ  основных показателей деятельности Универсама «Север» показывает, что в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло увеличение объема реализации товаров на 64602,72 тыс. р. в действующих ценах и на 30421,60 тыс. р. в сопоставимых ценах. На основании этого можно сделать вывод о том, то причинами роста товарооборота в действующих ценах является как рост розничных цен на реализуемые товары (на 10%), так и увеличение спроса покупателей на товары, предлагаемые магазином.

     Рост  товарооборота привел к тому, что  сумма валового дохода, полученного от реализации товаров, увеличилась на 7810,60 тыс. р. В то же самое время положительным моментом является повышение среднего уровня валового дохода на 0,11%, что означает более эффективное формирование ценовой политики предприятия, а также то, что предприятие достаточно эффективно использует внутренние резервы повышения цен на товары.

     Рост объема реализации товаров также привел к росту суммы издержек обращения на 5641,49 тыс. р. Однако снижение среднего уровня издержек обращения по отношению к товарообороту является также положительным моментом в деятельности предприятия и говорит об эффективном использовании ресурсов предприятия. Также положительное влияние на размер балансовой прибыли предприятия оказало увеличение суммы внереализационных доходов на 1,84 тыс. р. и снижение суммы внереализационных расходов на 16,16 тыс. р.

     В целом же в результате деятельности предприятия сумма балансовой прибыли увеличилась на 2187,11 тыс. р., а ее уровень к товарообороту в действующих ценах повысился на 0,19%, что также говорит о росте эффективности деятельности предприятия.

     Среднесписочная численность работников и численность  торгово-оперативных работников в  2010 г. по сравнению с 2009 г. не изменились. И поэтому рост товарооборота привел к росту производительности труда 1 среднесписочного работника на 2936,49 тыс. р. 1 торгово-оперативного работника на 4306,85 тыс. р.

     Размер  торговой площади предприятия составляет 175 кв. м. и рост товарооборота привел к росту размера товарооборота, приходящегося на 1 кв. м. на 369,16тыс. р. 

     2.2 Организация товароснабжения и работы с поставщиками 

     Организацию товароснабжения и хозяйственных связей начинаются с поиска и выбора поставщиков.

     Однако особенностью работы магазина «Север» в области организации товароснабжения является наличие долгосрочного опыта работы с различными поставщиками, наличие устойчивых хозяйственных связей со многими из них.

     Кроме того, руководство магазина имеет долгосрочный опыт изучения покупательского спроса, точно знает особенности обслуживаемого контингента покупателей, особенности формирования спроса покупателей на отдельные виды товаров.

     В настоящее время организацией товароснабжения в магазине «Север» занимается товаровед, который:

     - постоянно изучает спрос на  все группы товаров и тенденции  его развития;

     - исследует факторы, влияющие на  сбыт товаров и имеющие значение  для успешной их реализации, типы  спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный  и др.), причины его повышения  и снижения, дифференциацию покупательной  способности населения, прогнозирует  спрос на товары и объем  продаж;

     - изучает перспективы сбыта новых  товаров с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов;

     - анализирует опыт конкурентов  с учетом изменений в налоговой,  ценовой и таможенной политике  государства;

     - ведет контроль за сбытом, проводит  сопоставление запланированных  данных с полученными результатами  по объему, выручке, времени сбыта,  выявляет отклонения и изменения  конъюнктуры рынка;

     - принимает участие в составлении  планов товарооборота и товарного  обеспечения;

     - контролирует соответствия товаров  действующим ГОСТам и ТУ;

     - осуществляет постоянные контакты  с поставщиками;

     - контролирует выполнение контрагентами  договорных обязательств, в том  числе поступление товаров в  согласованном ассортименте по  срокам, качеству, количеству;

     - участвует в составлении претензий  контрагентам;

     - принимает участие в подготовке  ответов на претензии покупателе;

     - принимает меры по ускорению  оборачиваемости товаров, сокращению  товарных потерь, изучает причины  образования сверхнормативных товарных  ресурсов и "неликвидов", разрабатывает  меры по их реализации;

     - проводит контроль товарных остатков  на складе предприятия;

     - участвует в проведении инвентаризации  товаров;

     - осуществляет оперативный учет  итогов реализации товаров, составляет  обзоры конъюнктуры, отчетность  по установленным формам, оформляет  документы, связанные с поставкой  и реализацией товаров;

     - осуществляет заказы на товары  по телефону и через водителей-экспедиторов  при непосредственной поставке товаров (молочных товаров, колбасных изделий);

     - участвует в формировании цен.

     Таким образом, именно товаровед выполняет основные операции по организации товароснабжения, формированию ассортимента и осуществлению взаимоотношений с поставщиками.

     В связи с тем, что магазин «Север» осуществляет свою деятельность на протяжении уже нескольких лет, в его закупочной работе в настоящее время практически полностью отсутствуют такие этапы, как формирование номенклатуры товаров, принятие целевых решений по закупке и поставке товаров, поиск и выбор поставщиков.

     Таким образом, закупочная работа в магазине «Север» в настоящее время имеет сокращенное количество этапов:

     - выявление спроса покупателей;

     - управление технологическими процессами;

     - определение экономической эффективности закупочной работы.

     Однако характеризуя первый этап закупочной работы на предприятии, необходимо отметить, что комплексной работы по изучению покупательского спроса в магазине в настоящее время не проводится. Информация о состоянии покупательского спроса на отдельные товары, об изменениях спроса собирается только на основании личных наблюдений продавцов и данных о наличии залежалых товаров.

     Многолетняя работа по изучению покупательского  спроса магазина «Север» показывает, что основным контингентом обслуживаемых покупателей является население близлежащих домов, которое имеет по большей части низкий и средний уровень доходов.

     Кроме того, отсутствие в непосредственной близости конкурентов ведет к необходимости создания в магазине комплексного ассортимента товаров с тем, чтобы каждый покупатель магазина имел возможность приобрести все необходимые ему продукты питания.

     Все это и заставляет руководство магазина более продуманно подходить к организации товароснабжения и установлению хозяйственных связей.

     В связи с тем, что на продовольственном рынке города Нижний Тагил существует как правило, несколько поставщиков одного и того же товара, то при организации хозяйственных связей руководство магазина «Север» прежде всего стоит перед выбором поставщика, обеспечивающего наиболее оптимальные условия поставки. Выбор поставщика осуществляется путем сопоставления различных условий поставки товаров по отдельным поставщикам и выбора на основе этого сопоставления тех поставщиков, которые наиболее полно удовлетворяют требованиям магазина.

     Перечень  и ассортимент поставляемых товаров представлен в таблице 2. 

     Таблица 2 - Перечень основных поставщиков магазина «Север» и ассортимент поставляемых товаров

Наименование  поставщика Ассортимент товаров Количество  поставляемых разновидностей товаров
     2008 г.      2009 г.      2010 г.
     1      2      3      4      5
Нижнетагильский хлебозавод № 1 Хлеб и хлебобулочные  изделия 6 24 32
Нижнетагильский гормолзавод Молоко и  молочная продукция 6 10 12
Ирбитский гормолзавод Молоко и  молочная продукция 9 10 13
Кушвинский  молокозавод Молоко и  молочная продукция 3 15 15
Компания  «Блок 2000» Кондитерские  изделия  6 35 49
ТД  «Северный» Кондитерские  изделия, бакалея 9 43 51
ОАО Екатеринбургский мясокомбинат Колбаса и колбасные  изделия, пельмени, мясные полуфабрикаты 7 26 34
Колбасный цех «Модуль» Колбаса и колбасные  изделия, мясные полуфабрикаты 2 21 39
Кировградская птицефабрика Мясо птицы, яйцо, колбаса и колбасные изделия, полуфабрикаты из мяса птицы 8 15 15
Нижнетагильский рыбокомбинат Рыба с/м, вяленая, соленая, копченая, рыбные консервы 1 15 19
 
 Интератлантик
Рыба свежемороженая, соленая, копченая, рыбные консервы 3 18 24
ОАО Р-Модуль Бакалея, табачные изделия, безалкогольные напитки 39 147 194
ООО "Омега-групп-НТ" Алкогольная продукция 4 122 151
ООО «Инвина» Спиртные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, пиво 6 72 91
ООО «Домус»  Чай, кофе 1 76 91
СПК "Исетский" Овощи 6 6 6
СПК «Николопавловский» Овощи 9 9 9

 

     Представленная в табл. 2 информация показывает, что в течение 2008-2010 гг. происходит расширение ассортимента товаров, предлагаемых поставщиками. Это позволяет значительно расширять групповой и внутригрупповой ассортимент товаров, дает возможность максимально полно удовлетворять покупательский спрос.

     Изменение ассортимента товаров и повышение покупательского спроса также ведет к увеличению объема поставок по всем товарам (таблица 3).

     Представленная в таблице 3 информация показывает, что в течение трех лет происходило стабильное увеличение объема поставок товаров как в целом по предприятию, так и по отдельным товарным группам. 

     Таблица 3 - Анализ поступления товаров по товарным группам, тыс. р.

     Товарная группа 2009 г. 2010 г.      Изменение
  сумма, тыс. р. %
Колбасные изделия 31363,76 38527,76 7164,00 122,84
Мясо  и птица 28495,92 33929,20 5433,28 119,07
Рыба 31074,40 38167,12 7092,72 122,82
Молоко  и молочная продукция 19127,28 26103,28 6976,00 136,47
Бакалея 48183,28 59074,56 10891,28 122,60
Хлеб  и хлебобулочные изделия 11677,60 14981,04 3303,44 128,29
Кондитерские  38654,16 48927,76 10273,60 126,58
Ликероводочные, пиво 46332,00 53637,68 7305,68 115,77
Остальные продовольственные 28969,92 33481,68 4511,76 115,57
Непродовольственные товары 27869,44 29312,40 1442,96 105,18
Итого 311747,84 376142,32 64394,48 120,66

Информация о работе Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования