Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы - раскрыть понятие товароснабжения предприятий розничной торговли, рассказать об особенностях его формирования.
Задачами работы являются следующие:
рассмотреть особенности товароснабжения как части коммерческой деятельности торгового предприятия;
раскрыть основные особенности организации товароснабжения в торговом предприятии.
Работа написана на основании материалов магазина «Север», занимающегося реализацией продовольственных товаров.

Содержание

Введение 3
1. Сущность товароснабжения, его значение и содержание в торговом предприятии 5
2. Организация товароснабжения магазина «Север» 21
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, основные показатели его деятельности 21
2.2 Организация товароснабжения и работы с поставщиками 24
3. Пути повышения эффективности товароснабжения 37
Заключение 39
Список использованных источников 41

Работа содержит 1 файл

Магазин Север.docx

— 105.96 Кб (Скачать)

     Основной  недостаток этого метода заключается  в неэффективном использовании  транспортных средств. Технико-экономические  показатели автомобилей, используемых для самовывоза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

     Самовывоз заставляет работников розничной торговли выполнять не свойственные им функции  по транспортировке товаров, что  влечет снижение объема товарооборота  и уровня культуры обслуживания в  магазинах.

     Большие потери труда и времени при  самовывозе имеют место также  при отборке товаров, оформлении документов, осуществлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим самовывоз может применяться  в розничной торговле в исключительных случаях.

     Централизованная  доставка товаров — это система доставки товаров объектам розничной торговли транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.

     В основу централизованной доставки положен  принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ по доставке реализованных  товаров или поступающих на станцию  железной дороги или пристань всем или большинству грузополучателей, независимо от их ведомственной подчиненности.

     Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:

     - устранение сверхнормативных простоев  транспорта, сокращение потребности  в нем и более эффективное  его использование;

     - уменьшение числа грузчиков и  экспедиционного состава, занятого  перевозкой грузов;

     - освобождение руководящих работников  магазина от организации транспортно-экспедиционных  работ и связанное с этим  улучшение работы магазинов;

     - регулярную доставку товаров  в розничную сеть по согласованным  графикам;

     - устранение излишних складских  звеньев в движении товаров  и ускорение их оборачиваемости;

     - высвобождение складской площади  и сокращение численности складского  персонала;

     - сокращение документооборота и  упрощение расчетов с поставщиками  товаров.

     Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим продовольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, мороженое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2— 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).

     Периодичность завоза по большинству скоропортящихся  товаров определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

     По  продовольственным товарам с  длительными сроками хранения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изделия) и большинству  непродовольственных товаров периодичность  завоза может определяться на основе общей теории управления товарными  запасами, согласно которой зависимость  между объемом товарных запасов  и периодичностью их пополнения может  быть выражена графической зависимостью между динамикой снижения транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции  и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров.

     При составлении графиков завоза исходят  из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления  и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

     При разработке схем завоза товаров учитываются следующие принципы:

     - достижение минимального числа складских звеньев в пути движения товаров, сокращение перевалок и погрузочно-разгрузочных работ;

     - планирование поставок продовольственных и непродовольственных товаров простого ассортимента,

     Разработанные на месяц или квартал графики  завоза проверяются на практике, согласовываются  с покупателями и получателями товаров  и контролируются покупателем, поставщиком  и транспортной организацией.

     Одновременно  с составлением графиков должны разрабатываться  и маршруты завоза. Маршрут завоза — это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.

     Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

     Разработка  оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров в  магазины и снижению издержек, связанных  с перевозками.

     Маршруты  разрабатываются в зависимости  от грузоподъемности используемых автомобилей  вначале для магазинов, объем  завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют одним или несколькими  полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются маятниковыми.

     Для магазинов, объем поставки в которые  меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым  завозом. В этом случае в маршрут  включаются два и более близко расположенных магазина с таким  расчетом, чтобы объем поставки в  них обеспечил полное использование  грузоподъемности.

     Централизованная  доставка может осуществляться с  применением различных форм экспедиционных операций:

     доставка  товаров производится автохозяйством с выполнением всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материальная ответственность, сдача  ценностей);

     экспедиционные  функции выполняет поставщик, автохозяйство  по договору предоставляет транспорт;

     экспедиционные  функции выполняет розничная  организация, которой по договору предоставляется  транспорт.

     Существует три вида маршрутов централизованной доставки. Один вид маршрутов предполагает завоз товаров в автомашине полной вместимости одному покупателю (линейный маршрут). Это возможно в случаях, когда покупатель является крупным по количеству причитающихся ему товаров, или в один день получателю завозится большое количество товаров на несколько дней, или когда доставляется крупногабаритный товар, или когда для перевозки используется малотоннажный автотранспорт. Другой вид маршрутов - это завоз товаров одним рейсом автомашины нескольким покупателям, имеющим на данный день или на определенную доставку в течение дня сравнительно небольшую норму доставки. При составлении такого рода маршрутов, называемых кольцевыми, следует предусматривать, чтобы за один рейс товары доставлялись расположенным поблизости получателям. Маятниковый маршрут применяется для автомашин с прицепами при перевозке грузов в одном направлении: прицеп остается для разгрузки товаров на определенном торговом предприятии, а автомашина следует в другое. Затем, в обратном направлении после разгрузки автомашина возвращается за разгруженным прицепом.

     При разработке рациональных маршрутов необходимо учитывать дислокацию торговой чети, объем одновременной партии товаров, завозимой в предприятие торговли и общественного питания, и частоту завоза товаров в магазин, столовую. Установленные маршруты необходимо систематически проверять, так как расстояния и условия доставки могут изменяться. В тех предприятиях торговли, где уделяется внимание установлению оптимальных маршрутов доставки и систематической их проверке, это дает экономический эффект. Однако еще значительное число предприятий торговли и общественного питания не уделяются достаточного внимания определению рациональных маршрутов, а установленные маршруты пересматриваются редко. Иногда маршруты доставки разрабатываются не совместно сторонами договора, а только одной стороной - поставщиком или чаще - только перевозчиком.

     Таким образом, процесс товароснабжения является достаточно сложным и важным элементом организации коммерческой деятельности торгового предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организация товароснабжения магазина «Север» 

     2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, основные показатели его деятельности 

     Универсам «Север» является частным предприятием, действующим в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Организационно-правовая форма торгового предприятия – Общество с ограниченной ответственностью. В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским Кодексом РФ, учредительным договором, Уставом и другими актами, регулирующими деятельность предприятия. Предприятие является юридическим лицом и обладает всеми правами и исполняет все обязанности юридического лица, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

     Предприятие действует на принципах хозяйственного расчета, вправе заключать хозяйственные договора и совершать сделки, приобретать имущество и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Предприятие имеет самостоятельный баланс, права  открывать в установленном порядке расчетный и другие счета, в том числе валютные, в банках на территории РФ, имеет круглую печать со своим наименованием, штамп и другую атрибутику.

     Целями создания и последующей деятельности предприятия является: насыщение рынка и удовлетворение спроса населения товарами народного потребления; оказание информационных услуг населению и предприятиям; создание расширение торговой сети; получение прибыли.

     Предметом деятельности является: осуществление розничной торговли товарам народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю; коммерческая и посредническая деятельность, деятельность в области маркетинговых исследований; осуществление необходимых мероприятий по рекламе своих услуг, участие в выставках, ярмарках.

     Источниками формирования прибыли являются: финансовые ресурсы предприятия; доходы, получаемые от реализации товаров, продукции; кредиты банка и других кредиторов; иные, не запрещенные действующим законодательством источники.

     Магазин реализует товары по ценам , устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. Прибыль предприятия, полученная в результате его хозяйственной деятельности, распределяется следующим образом:

     - предприятие вносит налоги и  другие обязательные платежи  в соответствующие бюджеты;

     - производит выплаты вознаграждения руководителю в порядке и размерах, установленных в контракте;

     - оставшаяся часть прибыли поступает в распоряжение предприятия.

     Управление  предприятием осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органом, выступающим от имени предприятия, является его руководитель. Он самостоятельно определяет структуру организации, ее численности, квалификационный и штатный состав, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности всех работников предприятия, заключая с ними контракты или трудовые договоры.

     Режим работы магазина установлен в 8 до 22 часов без перерыва и выходных дней. Среднесписочная численность работников – 22 человека.

     Основные  показатели деятельности предприятия  представлены в таблице 1. 

     Таблица 1 - Основные показатели деятельности Универсама «Север»

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение Темп роста, %
Товарооборот, тыс. р.                            
в действующих ценах 311389,68 375992,40 64602,72 120,75
в сопоставимых ценах 311389,68 341811,28 30421,60 109,77
Валовой доход, тыс. р. 35654,12 43464,72 7810,60 121,91
в % к товарообороту 11,45 11,56 0,11 100,96
Издержки  обращения, тыс. р 28461,02 34102,51 5641,49 119,82
в % к товарообороту 9,14 9,07 -0,07 99,23
Прибыль от реализации, тыс. р. 7193,10 9362,21 2169,11 130,16
в % к товарообороту 2,31 2,49 0,18 107,79
Внереализационные доходы 53,68 55,52 1,84 103,43
Внереализационные расходы 81,20 65,04 -16,16 80,10
Балансовая  прибыль, тыс.р. 7165,58 9352,69 2187,11 130,52
в % к товарообороту 2,30 2,49 0,19 108,10
Среднесписочная численность работников, чел 22,00 22,00 0,00 100,00
в том числе торгово-оперативных  работников 15,00 15,00 0,00 100,00
Товарооборот  на 1 работника, тыс. р. 14154,08 17090,56 2936,49 120,75
Товарооборот  на 1 торгово-оперативного работника, тыс. р. 20759,31 25066,16 4306,85 120,75
Торговая  площадь, кв. м. 175,00 175,00 0,00 100,00
Товарооборот  на 1 кв. м. торговой площади, тыс. р. 1779,37 2148,53 369,16 120,75

Информация о работе Организация товароснабжения магазина и пути ее совершенствования