Автор: Татьяна Дятлова, 10 Октября 2010 в 17:53, курсовая работа
Современное техническое обеспечение в торговле достигло такого уровня, что специалист не может не знать эксплуатационные и технические возможности приборов, машин и оборудования, способствующих повышению эффективности технологических, трудовых и управленческих процессов, а также, что немало важно – повышению культуры обслуживания населения.
За последние годы в мире произошли значительные изменения в области технического оснащения предприятий торговли. Оснащенность магазинов торгово-технологическим оборудованием непрерывно совершенствуется, внедряются современные высокопроизводительные технические средства, что создает условия для улучшения организации труда в магазинах, применение современных методов продажи товаров и в значительной степени отражается на уровне культуры обслуживания населения.
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Оценка деятельности торгового предприятия может быть произведена по трем составляющим: культура торговли, качество обслуживания покупателей, культура обслуживания покупателей. Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, таких как: материально-техническая база, применение прогрессивных методов продажи, дополнительные услуги, ассортимент товаров, товарооборот.
Также
в некоторых отделах
В настоящее время получили распространение магазинные системы на карточках с магнитной полосой и на карточках с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карточек является более перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминалов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.
В магазине № 2 используется обыкновенный электронный кассовый аппарат автоматизированной системы кассового обслуживания, снабженный дополнительно выносным устройством считывания данных с карт и клавиатурой для ввода ПИН-кода (персонального идентификационного номера клиента) пинпадом. В магазине имеется 6 видов карточек безналичного расчета.
При обслуживании покупателя оператор вставляет карту клиента в пинпад и предлагает ему ввести свой ПИН-код. Если ПИН-код набран неверно или номер карты находится в списке карт, запрещенных к обслуживанию, то операция не выполняется, а карта, в зависимости от ситуации, возвращается покупателю или изымается. Далее продавец набирает на терминале стоимость товара. Терминал вычисляет сумму, обновляет содержимое электронной карты с учетом произведенных покупок, запоминает операцию в реестре и распечатывает торговые чеки.
Применяемые
способы расчетов с покупателями
являются следствием технического прогресса
и позволяют максимально
3. 3
Планировка и размещение
торгового оборудования
магазина №2 «Театральный»,
как факторы повышения
торгового обслуживания
Эффективная работа магазинов, культура торгового обслуживания, рациональная организация торгово-технологического процесса и труда работников во многом зависят от устройства, проектирования, планировки магазинов. При их строительстве должны применяться современные проекты и индустриальные методы строительства с использованием новейших конструкций и отделочных материалов, внедряться более совершенные системы вентиляции и кондиционирования воздуха, что стало возможным благодаря техническому прогрессу.
При планировке помещений магазина № 2 соблюдались следующие основные требования:
Основным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический процесс, является торговый зал, подразделяющийся на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потока покупателей и оказания дополнительных услуг. Площадь под узлами расчетов включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними и резервную площадь. В нормах площади торгового зала на одну кассу, в продовольственных магазинах с торговой площадью до 650 м2 установлена площадь, равная 60 м2.
Необходимое количество рабочих мест
кассиров-контролеров в магазине №2 в
зале самообслуживания можно рассчитать
исходя из интенсивности покупательского
потока и затрат времени на ожидание обслуживания:
Ккр.м
= Птз / 2 * n * Т;
где Ккр.м - количество рабочих мест;
Птз – площадь торгового зала;
n – площадь торгового зала на одного покупателя, м2;
Т – средние затраты времени покупателя на обслуживание.
Ккр.м
=208,07/ 2* 7* 7= 2,1
Данный показатель соответствует действительному количеству рабочих мест кассиров-контролеров в магазине №2 в зале самообслуживания, что свидетельствует о соблюдении рациональности при размещении рабочих мест. С расчетом размещения торгового оборудования (Приложение А), площадь для покупателей составляет 50%, что соответствует требованиям и обеспечивает свободное движение покупателей, тем самым не задерживая времени на их обслуживание, и повышая качество торгового обслуживания. Как видно из рисунка 1 (Приложения А), товары наиболее массового спроса (мясо и мясные продукты, рыба и рыбные продукты, молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия) расположены в глубине зала, что является целесообразным, поскольку частый спрос на эти продукты требует частого пополнения их текущих запасов, поэтому охлаждаемые витрины и горки для них установлены около кладовых и помещений, где товары подготавливаются к продаже. При размещении торгового оборудования с данными товарами было учтено то, что если разместить их около входа/ выхода это может повлечь скопление покупателей, создать неудобства при осмотре, отборе продуктов, затормозить процесс товародвижения.
Проанализировав схему торгового зала магазина №2, расстановку оборудования, можно сделать вывод о том, что она:
При
оказании дополнительных услуг, таких
как кафетерий, столы заказов
и другие, их следует располагать
с внешней стороны расчетного узла
относительно торгового зала. Это учтено
в магазине №2 «Театральный» и такой вид
дополнительной услуги как кафетерий
расположен в прилегающем помещении, что
очень удобно, так как поток покупателей
не стеснен.
3. 4
Изучение технологической
схемы организации торгового
процесса в магазине
№2 « Театральный»
Технический прогресс требует для развертывания своих направлений постоянного создания предпосылок в технике, производстве, экономике. Так, применительно к продовольственному комплексу достижения технического прогресса ведут к коренным изменениям в транспортировке, хранении, переработке и продаже продукции. Иначе говоря, речь идет о существенных, а в ряде случаев и принципиальных изменениях многосложной технологической цепи от поля до стола потребителя.
Технический прогресс – это непрерывное совершенствование всех сторон общественного производства на базе взаимообусловленного и комплексного развития и повсеместного использования достижении науки, техники и технологии с целью практического решения социально-экономических проблем общества.
Торгово-
Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций.
Основные операции: выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, то есть операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей.
Вспомогательные операции: приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, то есть операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.
Торгово-технологический процесс в магазине №2 можно разбить на три части:
1) операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям (загрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение, подача в торговый зал, выкладка);
2) операции по непосредственному обслуживанию (встреча покупателей, предложение товара, отбор товаров, расчет);
3) дополнительное обслуживание (сбор использованной тары, предоставление услуг кафетерия).
В магазине осуществляется разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал. Поскольку требуется накопление товаров в торговом зале, поэтому имеются помещения для хранения. Продажа товаров методом самообслуживания требует переноса операций по нарезке продуктов, их упаковке и этикетировке за пределы торгового зала - в фасовочные цеха или производственные предприятия, что дает возможность применять в них высокопроизводительные машины и оборудование, обеспечивающие ритмичность работы и более высокую производительность труда фасовщиков.
Эффективность схемы механизации торгово-технологического процесса для каждого конкретного магазина зависит от правильного подбора и эксплуатации технических средств. Для чего необходимо:
а) определить кратчайшие пути перемещения груза;
б) максимально приблизить места хранения к местам разгрузки и отпуска товаров;
в) чтобы помещения для фасовки по возможности примыкали к торговому залу;
г) предусмотреть помещения для приемки и хранения товаров;
д) чтобы ширина проходов соответствовала габаритам транспортных средств;
С целью исключения лишних операций, таких как погрузка и разгрузка тележки, в магазине №2 применяют тару-оборудование. В этом случае схема выглядит следующим образом:
Таким
образом, в магазине № 2 «Театральный»
процесс механизации осуществляется на
всех стадиях процесса товародвижения
на основе применения подъемно-транспортного
оборудования и средств малой механизации,
тары-оборудования, использования режущих,
фасовочных, упаковочных машин и автоматов,
весоизмерительного оборудования, электронных
кассовых аппаратов, холодильного оборудования,
а также используются автоматизированные
системы управления, что в значительной
степени определяет возможность доведения
товаров до потребителей с сохранением
их качества, с минимальными затратами
труда и времени и высокой культуре обслуживания.
3. 5
Оценка качества
культуры обслуживания
в магазине №
2 «Театральный» с
учетом теста мнения
покупателей
Для изучения, анализа, оценки мнений потребителей о качестве культуры обслуживания был проведен опрос покупателей в ноябре 2007 г. в магазине № 2 «Театральный». Было опрошено 60 потребителей в возрасте от 20 до 60 лет, из которых 25 % – в возрасте от 20 до 30 лет, 50 % – от 30 до 50 лет и 25 % – от 50 до 60 лет. Из всех опрошенных женщины составляли 70 %.