Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
транспортных средств;
условия
эксплуатации, использование экономико-
вычислительной техники при рационализации перевозок, расстояние перевозок,
структура груза, использование грузоподъемности транспортных средств;
концентрация
и специализация парка
централизованных перевозок;
уровень
агрегатно-участкового метода
обслуживания транспортных средств, состояние производственно-технической
базы для их ремонта и обслуживания, соблюдение амортизационных сроков
службы подвижного состава;
уровень
оплаты и стимулирования труда
водителей, ремонтных рабочих
инженерно-технических
уровень цен на транспортные средства, оборудование, топливо, запасные
части, тепловую и электрическую энергию, воду, использование вторичных
ресурсов;
развитие и состояние дорожной сети.
Снижение себестоимости перевозок достигается за счет уменьшения
удельных переменных Зпер и постоянных Зпост затрат, а также повышения
коэффициента использования пробега, коэффициента использования
грузоподъемности и сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой.
Важным мероприятием по снижению себестоимости перевозок является
повышение коэффициента использования пробега. С помощью экономико-
математических методов и электронно-вычислительной техники осуществляется
оптимальное планирование перевозок грузов, что обеспечивает рост
коэффициента использования пробега это, в свою очередь, оказывает влияние
на снижение переменных и части постоянных расходов. Повышение коэффициента
приводит к росту
следовательно, без увеличения переменных расходов. Остаются неизменными и
постоянные расходы.
Снижению себестоимости способствует повышение показателей
использования подвижного состава: коэффициента выпуска автомобилей на
линию, продолжительности их пребывания в наряде, технической скорости и
времени простоя под загрузкой и разгрузкой.
Повышение технического состояния транспортных средств оказывает
существенное влияние на снижение транспортных расходов. Оно во многом
зависит от принятой системы технического обслуживания и текущего ремонта.
[18, стр. 135]
Существенное влияние на снижение себестоимости грузовых перевозок
оказывают дорожные условия. При работе в плохих дорожных условиях
увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается
периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще
возникает необходимость в текущем ремонте. Себестоимость перевозок на
дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12-15%.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Совершенствование организационных структур
Особенность автомобильного транспорта (равно как и других его видов)
состоит в том, что производственный процесс в этой отрасли складывается из
работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных
средств. Производственный процесс выходит за рамки непосредственно
предприятия. Он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и
подразделений по обеспечению перевозок грузов, хранению, техническому
обслуживанию и ремонту подвижного состава, а точнее, по эффективному
использованию подвижного состава, материальных и денежных ресурсов,
выполнению перевозок
в установленные сроки и
Совершенствование управления технической службой автотранспортного
предприятия — один из факторов, позволяющих улучшить техническое состояние
транспортных средств без значительных затрат.
Повышение технической готовности во многом зависит от рациональной
организации обслуживания и ремонта подвижного состава.
Служба эксплуатации является главным структурным подразделением
автотранспортного предприятия. Основные задачи службы — организация и
осуществление перевозок грузов в установленные сроки и по номенклатуре при
минимальных расходах, рациональное и эффективное использование транспортных
средств в процессе перевозок.
В Министерстве
Транспорта и Коммуникаций
положительный опыт по организации и управлению службой эксплуатации
автотранспортного предприятия и транспортного управления. Суть опыта
заключается в четком определении задач организации и планирования грузовых
перевозок, структуры грузовой службы. Такими задачами являются выполнение
оперативного плана в определенные сроки; высокопроизводительное
использование подвижного состава за счет сокращения порожних пробегов
автомобилей и времени простоя их под погрузочно-разгрузочными операциями.
На грузовую службу предприятий возложены следующие функции:
. заключение договоров с клиентурой на все виды перевозок и
расчеты за выполненные
. оперативное планирование и диспетчерское руководство работой
подвижного состава
. контроль за осуществлением перевозок грузов.
Основными
техническими мероприятиями
автомобильного транспорта являются: подготовка водителей и ремонтных
рабочих к приему новой техники; создание производственно-технической базы
для обслуживания и текущего ремонта транспортных средств; совершенствование
структуры транспортных средств.
Подготовка водительского состава. Правильная эксплуатация новых
моделей автомобилей требует от работников глубоких знаний и
производственного опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач
позволяет создать оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы
трансмиссии и тормозов. [10, стр. 54]
Подготовка ремонтных рабочих. Техническое состояние транспортных
средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации
ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом
подвижного состава.
Увеличение продолжительности работы подвижного состава на линии
является одним из главных технико-эксплуатационных показателей,
способствующих росту объемов перевозок.
Рациональный
выбор маршрутов позволяет
грузом.
Улучшение использования грузоподъемности автомобилей позволяет
увеличить объемы перевозок при неизменной численности водительского
состава. Снижение веса строительных конструкций, комплектующих изделий
способствует изысканию эффективных методов более полного использования
грузоподъемности автомобиля и прицепа.
Большим
резервом повышения
механизация погрузочно-разгрузочных работ и тарно-штучных грузов. Уровень
механизации этих работ на автомобильном транспорте составляет лишь 3 %.
Повысить его можно путем применения специализированных транспортных средств
с автономными перегрузочными устройствами: подъемными бортами, консольными
и портальными кранами. Как показывает зарубежный опыт, полуприцепы-
контейнеры грузоподъемностью от 8 до 30 т оборудуются автономными
перегрузочными устройствами.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг
является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные
условия представляется возможным с применением логистики, т. е.
управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-
математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов
транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Недостаточное развитие в Республике Беларусь логистических прогрессивных
транспортно-технологических систем перевозок приводит к увеличению
транспортных расходов, следовательно, к потере рынка.
Для большинства
грузовладельцев транспорт
статей затрат в общей логистической цепочке. Действительно, на транспорт
приходится около половины всех остальных затрат, включая производство, сбыт
и пр. Производители и покупатели, поставщики и потребители обычно весьма
далеки территориально друг от друга, что вызывает необходимость построения
так называемой "цепочки поставок", системы связей между местами хранения
товаров. В этой системе транспортировка выполняет роль своеобразного моста.
Таким образом, основной задачей экспедиторских компаний,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, связанную с продажей
транспортных услуг, является обеспечение непрерывного транспортного
процесса от места погрузки до места выгрузки товара с минимальными сроками
доставки и обеспечением сохранности грузов.
В этой
связи экспедиторские и
искать новые пути снижения себестоимости перевозок за счет привлечения
большого объема грузопотока и более четкой координации работы всех
участников перевозки.
Министерство Транспорта и Коммуникаций Республики Беларусь также
предпринимает ряд мер, направленных на повышение эффективности грузопотоков
на территории Республики Беларусь. В частности, Министерством Транспорта и
Коммуникаций Республики Беларусь была разработана инвестиционная программа.
[10, стр. 55]
Главная цель Программы, рассчитанной на 2003 год, состоит в том, чтобы
обеспечить оживление производства и экономический рост организаций,
подведомственных Министерству и открытых акционерных обществ в которых
Министерство осуществляет владельческий надзор. С помощью использования
такого инструмента
иностранных инвестиций. Минтранс намерен создать для этого максимально
благоприятный климат.
В 2003 году основной
задачей Программы является
млн. долларов США в виде прямых и портфельных инвестиций, зарубежных
кредитных ресурсов.
Достижение этого результата возможно через осуществление
дополнительного комплекса мероприятий по созданию благоприятного
инвестиционного климата, реализацию всех установленных заданий
департаментами «Белавтодор», автомобильного и водного транспорта
министерства, подведомственными организациями Министерства и открытыми
акционерными обществами, в которых Министерство осуществляет владельческий
надзор, а также оказание соответствующей государственной поддержки по
конкретным инвестиционным проектам.
Еще одним направлением совершенствования организационной структуры
автомобильных грузоперевозок является применение логистики.
Задачи, решаемые логистической системой, и выработка по ним стратегии
можно разделить на три группы:
1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания,
прогнозом материалопотока, его обработкой в обслуживающей системе (склад
поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по
оперативному управлению и регулированию материального потока.
2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного
процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план
формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).
3. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах,
складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными
средствами, информационными системами.
Решение этих задач особенно актуально в условиях рынка.
Оптимизация и решение этих задач зависит от конкретной ситуации,
исходных данных, условий и требований к эффективной работе логистической
системы, а также проблем, связанных с обеспечением производства сырьем и
полуфабрикатами, с устранением узких мест в технологии доставки различных
видов продукции в пункты производства, складирования и сбыта. Необходимо
учитывать, что на предприятиях с конвейерной системой технологического
процесса, установленный темп производства сохраняется при условии, если на