Исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

Работа содержит 1 файл

Пример Курсовой.docx

— 121.23 Кб (Скачать)

           сырья и топлива, рабочего времени;

         . ускорение темпов строительства  дорог с твердым покрытием.

      При   этом  отрасли,  наиболее  активно   использующие  транспорт,   так

называемые  транспортоемкие,  предъявляют  к  нему   новые   требования   по

повышению скоростей и  увеличению тоннажа  доставляемых  грузов.  Конструкция

транспортных  средств  должна  обеспечивать  необходимую   грузоподъемность,

улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.

      Транспортная   система   представляет   собой   большой   и    сложный

народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей  территории  страны.

В него входят следующие  виды транспорта:  железнодорожный,  морской,  речной

(внутренний водный), автомобильный,  воздушный, трубопроводный.

      Далеко  не последнее место в транспортной  системе принадлежит  железным

дорогам.   Их   роль   определяется    высокой    провозной    способностью,

независимостью от климата  и условий погоды. На их долю приходится  более  35

% перевозок. В 2002 г.  удельный  вес  железных  дорог   в  грузообороте  всех

видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]

      Трубопроводами  выполняется значительный объем  работ по транспортировке

сырой нефти и  нефтепродуктов.  И  это  неудивительно:  перекачка  нефти  по

трубопроводам обходится  в 2—3 раза дешевле, чем  перевозка  ее  по  железной

дороге.  Преимущества  этого  вида  транспорта  по   сравнению   с   другими

заключаются также в меньшем  объеме капиталовложений, более  низком  удельном

расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы.  Кроме

того,  на  трубопроводном  транспорте  можно  при   относительно   небольших

затратах быстрее  осуществить  автоматизацию  производственных  процессов  и

добиться  высокой  производительности   труда.   Поэтому   тенденция   роста

удельного веса  трубопроводного  транспорта  сохранится  и  на  перспективу.

Однако  необходимо   иметь   в   виду,   что   строительство   трубопроводов

экономически обосновано только  при  наличии  мощных  и  устойчивых  потоков

нефти или нефтепродуктов.

      Грузовой  автомобильный транспорт на сегодняшний  день является наиболее

массовым в нашей республике. В настоящее время  в  автомобильном  транспорте

занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.

      Протяженность  автомобильных дорог  республики  составляет  74,2  тысяч

километров, в том числе  с твердым покрытием - 67 тысяч  километров, при  этом

плотность автомобильных  дорог на  1  000  квадратных  километров  территории

республики составляет 357 километров. Среди развитых  в  дорожном  отношении

стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности  на  1  000

жителей и пятнадцатое  место по плотности национальных дорог.

      Характерной  особенностью развития транспортного   комплекса  Республики

Беларусь является повышение  удельного веса автомобильного транспорта  как  в

грузообороте,  так  и  в  объемах  перевозок.  Это  обусловлено   тем,   что

автомобильный  транспорт  более  эффективен  при  перевозках   на   короткие

расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок,  уменьшается

объем  погрузочно-разгрузочных   работ,   значительно   повышается   степень

сохранности перевозимых  грузов и др.

      При     любой внешнеторговой сделке  проданный   товар   попадает    в

сферу  международного  обращения.   С  помощью  средств   транспорта   товар

перемещается от места  его  производства  до  пункта  потребления.  При  этом

транспорт  как  бы  продолжает процесс производства товара  в   в   пределах

сферы   обращения,    добавляя    к    его  изначальной  стоимости   (цене),

стоимость (цену) произведенной  транспортной продукции во время  перемещения.

      Транспорт,  обслуживая практически все виды  международных экономических

отношений, является важнейшим  источником валютных поступлений в  республике,

выступая на международном  рынке как экспортер транспортных услуг.

      В общем  объеме экспорта услуг 63,5%  составляет  экспорт  транспортных

услуг,  в  том  числе  железнодорожный  транспорт  -  20,5%,   автомобильный

транспорт- 12,0% и воздушный  транспорт - 1,9%.

      Наиболее  динамично растет  экспорт   автотранспортных  услуг.  Развитие

указанных услуг обусловлено  как географическим положением республики, так  и

развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с  1993  года  по  2000

год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в  5,4  раза  и

достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]

      Преимущества  автомобильного перед другими  видами транспорта состоят   в

следующем:

         . маневренность — возможность   концентрации  транспорта  там,  где

           требуется. Сбор и  доставка  грузов  могут  быть  выполнены   без

           перегрузок, во все пункты, куда  может доехать автомобиль. Именно

           эта  характеристика  в  большей   степени,  чем   любая   другая,

           принимается во внимание, когда  во внутренних  перевозках  отдают

           предпочтение автомобильному транспорту  по  сравнению  со  всеми

           другими видами транспорта;

         . срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов

           может быть  назначено  довольно  точно.  Это  важно,  когда   для

           погрузки и выгрузки привлекают  рабочую  силу  и  когда   прибытие

           груза синхронизировано с   потребностями  производства.  Доставка

           может быть организована по  системе «just  in  time»  —   точно  в

           срок;

         .  большая  сохранность   перевозимых  грузов.   По   сравнению   с

           перевозкой  другими  видами  транспорта,   потери,   пропажи   и

           загрязнение груза значительно  ниже в связи с тем, что   водитель,

           осуществляющий перевозку, несет  ответственность  за  сохранность

           перевозимого  груза.  При  этом  упаковка  требуется  в  меньших

           объемах  или  даже  не   требуется   поскольку,   как   правило,

           отсутствует перевалка грузов.

      Самостоятельный  выход предприятий и фирм всех  видов  собственности  на

внешние  рынки,  усиление  международной   производственной   кооперации   и

специализации, создание совместных предприятий, активный переход  на  прямые

связи требуют улучшения  транспортного  обслуживания.  Уровень  транспортного

обслуживания становится одним из факторов, влияющих на  конечные  результаты

работы   предприятий,   объединений   и   фирм,   работающих   на   условиях

самофинансирования и  валютной окупаемости.

      В настоящее  время в Республике Беларусь  зарегистрировано  свыше  12000

субъектов  хозяйствования,  имеющих  лицензию  на  выполнение  международных

автомобильных перевозок.

      Активный  выход перевозчиков  Беларуси  на  международный  транспортный

рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере  международных

и    внутренних    перевозок,    вызывают    потребность    в     подготовке

высококвалифицированных  специалистов,  способных  обеспечивать   устойчивую

работу предприятий в  условиях жесткой  конкуренции  на  транспортных  рынках

Западной Европы, стран  Балтии и СНГ.

1.2. Структура организации  автомобильных перевозок в Республике  Беларусь.

 

      В Республике  Беларусь  автомобильные  перевозки   –  лицензируемый  вид

деятельности. В частности,  в  настоящее  время  в  Республике  Беларусь  на

автомобильном  транспорте  лицензируемыми   видами   деятельности   являются

международные   и   междугородные    перевозки    грузов    и    пассажиров,

внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными  и

городскими    исполнительными    комитетами),     транспортно-экспедиционная

деятельность, а также  оценка стоимости транспортных  средств  автомобильного

транспорта (кроме подлежащих  декларированию  транспортных  средств,  оценка

стоимости  которых  осуществляется  в   порядке,   предусмотренном   Советом

Министров  Республики  Беларусь  от  12.03.97   №   190).   Указанные   виды

деятельности (исключая перевозки  на  собственные  технологические  нужды  и

внутригородские)  лицензируются  Министерством  транспорта  и   коммуникаций

Республики  Беларусь  через  лицензионный  орган  -  Транспортную  инспекцию

республиканского   унитарного   предприятия   международных    автомобильных

сообщений «Интеравтотранс».

      В системе  лицензирования к внутригородским  относятся перевозки  грузов

и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах  населенного  пункта

и на расстоянии от его черты  до 50 километров. Перевозки, осуществляемые  за

пределами населенного пункта на расстоянии более 50  километров  в  пределах

Республики Беларусь, относятся  к  междугородным.  Автомобильные  перевозки,

осуществляемые за пределы  Республики  Беларусь,  относятся  к  международным

перевозкам.

      К  транспортно-экспедиционной  деятельности  относится   хозяйственная

деятельность  по  организации  перевозки  грузов,  включая  их  отправку   и

получение, а также выполнение других связанных  с  перевозкой  операций,  по

договору транспортной экспедиции.

      На каждый  вид деятельности, подлежащий лицензированию,  выдается  одна

лицензия, сроком на пять лет.

      В  зависимости   от  вида  лицензируемой  деятельности  лицензии  имеют

следующие серии:

    . АА -  междугородные   перевозки  грузов  автомобильным   транспортом  (в

      пределах  Республики Беларусь);

    . АВ - междугородные  перевозки пассажиров автомобильным   транспортом  (в

      пределах  Республики Беларусь);

    . АЕ - международные   перевозки  грузов  автомобильным   транспортом  (за

      пределы  Республики Беларусь);

    . АК - международные  перевозки пассажиров автомобильным  транспортом  (за

      пределы  Республики Беларусь);

    . МА - транспортно-экспедиционная  деятельность;

    . ОА - оценка стоимости  транспортных средств автомобильного  транспорта.

      Министерство  транспорта и коммуникаций  начало  выдавать  лицензии  на

лицензируемые виды деятельности в 1992 году.

      В 1995 году  выдача лицензий была передана  государственному предприятию

«Интеравтотранс», а после  создания 5 июня 1997 года  Транспортной  инспекции

эти функции перешли к  ней.

      Оформление   лицензий   и   лицензионных    карточек    осуществляется

юридическими и физическими  лицами в указанной последовательности:

        1.  Получение  перечня  документов,  необходимых   для   оформления

           лицензии.

        2. Подготовка  пакета документов для получения  лицензии по перечню.

        3.  Подача  пакета  документов   в   Транспортную   инспекцию   для

           предварительной  проверки  и   проверка  готовности  предприятия,

           индивидуального предпринимателя.

        4. В  случае если весь пакет документов  соответствует  предъявляемым

           требованиям, юридическое или  физическое лицо заполняет заявление

           и подает документы. При несоответствии  предъявляемым требованиям

           - документы не принимаются.

        5. Получение  лицензии.

        6. Подготовка  пакета  для  получения  лицензионных  карточек  (при

           первичном обращении не  требуется,  за  исключением  документов,

           связанных с регистрацией индивидуального  предпринимателя).

        7. Получение  лицензионных карточек (в  случае,  если  все  поданные

           документы соответствуют предъявляемым  требованиям).

      Требования (условия), предъявляемые  к   юридическому  или  физическому

лицу при получении  лицензии,  должны  выполняться  (соблюдаться)  субъектом

хозяйствования на  транспорте  (владельцем  лицензии)  на  протяжении  всего

срока  лицензируемой  деятельности.  Продление   срока   действия   лицензии

осуществляется  в  порядке,   предусмотренном   для   ее   выдачи.   Субъект

хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию  на  международные  перевозки

пассажиров  и  грузов   автомобильным   транспортом,   вправе   осуществлять

междугородные перевозки  пассажиров и  грузов  на  основании  этой  лицензии.

Оформление   и   выдача   лицензии   производится   после   изучения    всех

представленных документов, а при необходимости - после  проверки  готовности

юридического   или   физического   лица   к   осуществлению    лицензируемой

деятельности на транспорте.

      В  случае  изменения  наименования  (без   реорганизации   или   смены

собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также  в  случае

утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать  заявление

о внесении изменений в  лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]

Информация о работе Исследование организации грузовых автомобильных перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении