Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:37, курсовая работа
Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных
перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.
Исходя из поставленной цели, предметом работы является система
грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И
ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6
1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы
Республики Беларусь…………………………………………6
2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24
1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24
2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ
ПЕРЕВОЗОК……………………………………41
3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41
3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48
3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых
перевозок……………………………………………………………………...52
3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
сырья и топлива, рабочего
. ускорение темпов
При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так
называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по
повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция
транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,
улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.
Транспортная система представляет собой большой и сложный
народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.
В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной
(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Далеко
не последнее место в
дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,
независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35
% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех
видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]
Трубопроводами
выполняется значительный
сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по
трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной
дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими
заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном
расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме
того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших
затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и
добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста
удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.
Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов
экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков
нефти или нефтепродуктов.
Грузовой
автомобильный транспорт на
массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте
занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.
Протяженность
автомобильных дорог
километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом
плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории
республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении
стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000
жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.
Характерной
особенностью развития
Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в
грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что
автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие
расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается
объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень
сохранности перевозимых грузов и др.
При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в
сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар
перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом
транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах
сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),
стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Транспорт,
обслуживая практически все
отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,
выступая на международном
рынке как экспортер
В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных
услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный
транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.
Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие
указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и
развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000
год, экспорт услуг от
международных автоперевозок
достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]
Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в
следующем:
. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где
требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без
перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно
эта характеристика в большей степени, чем любая другая,
принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают
предпочтение автомобильному
другими видами транспорта;
. срочность и регулярность
может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для
погрузки и выгрузки
груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка
может быть организована по системе «just in time» — точно в
срок;
. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с
перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и
загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,
осуществляющий перевозку,
перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших
объемах или даже не требуется поскольку, как правило,
отсутствует перевалка грузов.
Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на
внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и
специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые
связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного
обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты
работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях
самофинансирования и валютной окупаемости.
В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000
субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных
автомобильных перевозок.
Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный
рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных
и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке
высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую
работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках
Западной Европы, стран Балтии и СНГ.
1.2. Структура организации
автомобильных перевозок в
В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид
деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на
автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются
международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,
внутригородские (лицензии
на внутригородские перевозки
городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная
деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного
транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка
стоимости которых осуществляется в порядке, предусмотренном Советом
Министров Республики Беларусь от 12.03.97 № 190). Указанные виды
деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и
внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию
республиканского унитарного предприятия международных автомобильных
сообщений «Интеравтотранс».
В системе
лицензирования к
и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного пункта
и на расстоянии от его черты до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за
пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах
Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки,
осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным
перевозкам.
К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная
деятельность по организации перевозки грузов, включая их отправку и
получение, а также выполнение других связанных с перевозкой операций, по
договору транспортной экспедиции.
На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна
лицензия, сроком на пять лет.
В зависимости от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют
следующие серии:
. АА - междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом (в
пределах Республики Беларусь);
. АВ - междугородные
перевозки пассажиров
пределах Республики Беларусь);
. АЕ - международные перевозки грузов автомобильным транспортом (за
пределы Республики Беларусь);
. АК - международные
перевозки пассажиров
пределы Республики Беларусь);
. МА - транспортно-экспедиционная деятельность;
. ОА - оценка стоимости
транспортных средств
Министерство транспорта и коммуникаций начало выдавать лицензии на
лицензируемые виды деятельности в 1992 году.
В 1995 году выдача лицензий была передана государственному предприятию
«Интеравтотранс», а после создания 5 июня 1997 года Транспортной инспекции
эти функции перешли к ней.
Оформление лицензий и лицензионных карточек осуществляется
юридическими и физическими
лицами в указанной
1.
Получение перечня
лицензии.
2. Подготовка
пакета документов для
3. Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для
предварительной проверки и проверка готовности предприятия,
индивидуального
4. В
случае если весь пакет
требованиям, юридическое или
физическое лицо заполняет
и подает документы. При
- документы не принимаются.
5. Получение лицензии.
6. Подготовка пакета для получения лицензионных карточек (при
первичном обращении не требуется, за исключением документов,
связанных с регистрацией
7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные
документы соответствуют
Требования (условия), предъявляемые к юридическому или физическому
лицу при получении лицензии, должны выполняться (соблюдаться) субъектом
хозяйствования на транспорте (владельцем лицензии) на протяжении всего
срока лицензируемой деятельности. Продление срока действия лицензии
осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи. Субъект
хозяйствования на транспорте, имеющий лицензию на международные перевозки
пассажиров и грузов автомобильным транспортом, вправе осуществлять
междугородные перевозки пассажиров и грузов на основании этой лицензии.
Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех
представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности
юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой
деятельности на транспорте.
В случае изменения наименования (без реорганизации или смены
собственника) или юридического адреса владельца лицензии, а также в случае
утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок подать заявление
о внесении изменений в лицензию или выдаче ее дубликата. [8, стр. 74]