Анализ структуры ассортимента пива на примере магазина «Русская водка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ структуры ассортимента пива на примере магазина «Русская водка». Исходя из цели, можно сформулировать задачи:
- характеристика предприятия;
- анализ структуры ассортимента пива магазина «Три толстяка».
- расчет показателей ассортимента

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………....6
1.1. Классификация объектов ………………………………………...6
1.1.1. Основные понятия………………………………………………....6
1.1.2. Виды классификации товаров ……………………………............7
1.2. Классификация ассортимента товаров…………………………..8
1.3. Свойства и показатели ассортимента……………………………..13
1.4. Управление ассортиментом. Факторы, формирующие ассортимент………………………………………………………………………21
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………...26
2.1.Характеристика предприятия……………………………………...26
2.2. Анализ структуры ассортимента пива, реализуемого в магазине «Русская водка»…………………………………………………………… ..28
2.3. Расчет показателей ассортимента………………………………....30
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсач по пиву.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

     Основные направления  в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Эти направления взаимосвязаны,  в значительной мере дополняют  друг друга и определяются  рядом факторов.

     Можно выделить  две группы факторов формирующих  ассортимент: общие и специфичные.

     Общими  факторами, влияющими на формирование  промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

     Спрос как  потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь зависит от сегмента потребителей.

     Спрос на пиво зависит от многих показателей: уровень дохода населения, поло-возрастная структура населения, время года и др.   Так если уровень дохода населения низкий, то потребляются дешевые сорта пива, если же он достаточно высок, возрастает доля потребления дорогого пива. В летний период времени спрос на пиво значительно выше, чем во все остальные времена года.  

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных производителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы).

     Специфичными  факторами формирования промышленного  ассортимента являются сырьевая  и материально-техническая база  производства, достижения научно-технического  прогресса, а торгового ассортимента  – производственные возможности  изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.

     Сырьевая  база производственных организаций  определяется наличием природных  ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.

Для приготовления пива используется основное, дополнительное сырье и вспомогательные материалы.

К основному сырью  относятся: вода, дрожжи, солод, ячмень, патока; к дополнительному - мед; вспомогательному - преформы, кроненпробки, термоусадочная пленка, стекло бутылки, фольга, этикетки, гофроподдон, кеги, гофроящики. 

     Материально-техническая  база товарного производства  так же оказывает значительное  влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен, замена дефицитных товаров фальсифицированными.

     Достижения  научно-технического прогресса –  мощный стимул обновления ассортимента  потребительских товаров. Разработка  принципиально новых товаров,  не имевших ранее аналогов, а  также товаров повышенного качества  возможно в основном благодаря развитию науки и техники.

          Торговый ассортимент неизбежно  формируется под воздействием  промышленного, поскольку производственные  возможности изготовителя определяют  состав предложения. Однако в  условиях рыночной экономики  производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента.

     Заказы  торговых организаций, определяемые  спросом потребителей, оказывают  все большее воздействие на  формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

     Специализация  торговой организации относится  к наиболее значимым факторам  формирования ассортимента товаров.  Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

      В период  перехода к рыночным отношениям  многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответствующего ассортимента.   

     Каналы  распределения товаров также  имеют значение при формировании  торгового ассортимента. Отлаженная  система поставок через приемлемые  для торговли каналы распределения,  ритмичность доставки в нужные  сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.

     Методы  стимулирования сбыта и формирования  спроса, в частности рекламная  поддержка товаров, в условиях  насыщенного рынка также влияют  на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые  организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

     Материально-техническая  база торговой организации также  может оказать определенное воздействие  на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента.

     Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.Характеристика предприятия

«Русская водка» - это сеть магазинов самообслуживания, специализированный на алкогольной продукции. Одним из важнейших направлений бизнеса этой компании является сеть магазинов. Магазины сети «Русская водка» располагают торговыми и складскими площадями.  Общая торговая площадь, имеющихся магазинов, около 400 кв.м., складских 90 кв.м. В магазине имеются системы контроля на выходе и в торговом зале (видеонаблюдение), кроме того, за обеспечением порядка на территории «Русская водка» следит квалифицированный охранный персонал.

Магазин располагает  всем необходимым торговым (стеллажи, витрины) и холодильным оборудованием. Для удобства перемещения покупателей  по торговому залу на входе расположены камеры хранения для вещей, а для более удобного приобретения товаров предусмотрены корзинки и тележки для покупок.     

Для анализа структуры  ассортимента пива был выбран один из магазинов сети «Русская водка», находящийся по адресу: город Хабаровск, ул. Карла Маркса, 32. Магазин достаточно удачно расположен,- рядом с площадью, в центре, где наибольшее количество людей преобладает. Однако неподалеку расположен магазин-конкурент - «Колосок».

Всего на момент исследования в магазине согласно ассортиментному перечню  насчитывалось 965 наименований продукции. В магазине представлена продукция следующих товарных групп: молоко и молочные продукты, алкогольные напитки, слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки, колбасные изделия и копчености, свежие овощи и фрукты, полуфабрикаты.

     Проведем анализ структуры ассортимента магазина «Русская водка» по наименованиям продукции (табл. 2.1). Таблица 2.1

Структура ассортимента товаров магазина «Русская водка» по наименованиям

Товарная группа

Количество наименований,

ед.

Удельный вес, %

Молоко и молочные продукты

Алкогольные напитки

Слабоалкогольные напитки

Безалкогольные напитки

Колбасные изделия и копчености

Свежие овощи и фрукты

Полуфабрикаты

55

                       370 

200

180

50

30

80

5,7

38,3

20,7

18,6

5,2

3,1

8,3

Всего

965

100


Данные таблицы свидетельствуют  о том, что в общей структуре  ассортимента по количеству наименований лидирует позиция «Алкогольные напитки» - 370 наименований, что составляет 38.3%. Наименьшим разнообразием наименований обладают позиции «Свежие овощи и фрукты»-30 наименований, что составило 3.1%.

2.2. Анализ структуры  ассортимента пива, реализуемого в магазине «Русская водка»

Структурировать ассортимент  пива можно по следующим признакам: по производителям (табл.2.2); по виду тары (табл. 2.3.); по объему тары (табл. 2.4.); по цвету (табл. 2.4.).

Ассортимент пива в магазине «Русская водка» на момент проведения исследования (апрель 2006года) насчитывал 112 наименований.

В магазине представлено пиво отечественных и зарубежных производителей. Из общего числа производителей отдельно можно выделить таких как: Амур-пиво, ПИТ, Балтика.

Таблица 2.2

Структура ассортимента пива по производителям за апрель 2006г

(по данным магазина «Русская водка»)

Производитель

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Амур-Пиво

11

9,8

ПИТ

23

20,5

Балтика

30

26,8

Другие отечественные производители

28

25,0

Зарубежные производители

20

17,8

Итого

112

100


 

В общей структуре  ассортимента наибольшим удельным весом  обладает пиво, производителем которого является компания «Балтика» - 30 наименований, что соответствует 26,8%.

Пиво, представленное в магазине «Русская водка» реализуется в следующих видах тары: стеклобутылка, ПЭТ-бутылка, жестяная банка, жестяной бочонок.

Таблица 2.3

Структура ассортимента пива по виду тары за апрель 2006г

(по данным магазина «Русская водка»)

Производитель

Количество наименований, ед.

Удельный вес, %

Стеклобутылка

45

40,2

ПЭТ бутылка

40

35,7

Жест. банка

26

23,2

Жест. бочонок

1

1,0

Итого

112

100


 

В магазине в наибольшей степени представлено пиво в стеклобутылке и в ПЭТ бутылке, 45 и 40,2% соответственно. Именно этот вид тары наиболее предпочтителен среди покупателей. Наименьшим удельным весом обладает пиво, реализуемое в жестяных бочонках – 1%.

В магазине «Русская водка» реализуется пиво следующих объемных категорий: 0,330-0,375, 0,500-0,650, 1,0, 1,5, 2,5, 5,0л.

Таблица 2.4

Структура ассортимента пива по объему тары за апрель 2006г

(по данным магазина «Русская водка»)

Объем, л

Кол-во, ед.

Уд. вес, %

0,330-0,375

23

20,5

0,500-0,650

39

34,8

1,0

9

8,0

1,5

30

26,8

2,5

10

9,0

5,0

1

1,1

Итого

112

100


 

Полученные данные показывают, что в магазине пиво в таре разного  объема представлено в неравной степени. Значительно преобладает пиво в таре объемом 0,5-0,65л –  39 ед., что составляет 34,8 %. Также велика доля пива в таре 1,5л – 26,8 %.

Информация о работе Анализ структуры ассортимента пива на примере магазина «Русская водка»