Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:59, реферат
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Врачебный контроль, его цели и задачи
Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль является важным звеном в научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.
Основная
цель врачебного контроля в физическом
воспитании — содействие эффективному
использованию средств и
В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:
*
наблюдение за состоянием
*
наблюдение за правильным
*
предупреждение и устранение
отрицательных явлений в
*
надзор за санитарно-
*
предупреждение спортивных
В
настоящее время вся работа по
организации, планированию и руководству
врачебным контролем
Основная форма в.к. — врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.
Врачебные
обследования могут проводиться
в лабораторных условиях и в условиях
спортивной деятельности. Комплексное
врачебное обследование в лабораторных
условиях включает в себя следующие
методы: общепринятый комплекс методов
— анализ общий и спортивный,
определение физического
В
условиях спортивной деятельности применяются
методы: определение воздействия
тренировочного занятия, используя
показатели частоты пульса, частоты
дыхания, кровяного давления, динамометрии,
спирометрии, веса тела и дополнительные
инструментальные методы; испытания
с повторными нагрузками, используя
показатели пульса и частоты дыхания,
определение кровяного
Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.
В
начале учебного года студенты в обязательном
порядке проходят медицинское
Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей
школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста
Организм
школьника по своим анатомо-физиологическим
и функциональным возможностям отличается
от организма взрослого человека.
Дети более чувствительны к факторам
внешней среды (перегревание, переохлаждение
и др.) и хуже переносят физические
перегрузки. Поэтому правильно
У детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) еще недостаточно твердая костная система, поэтому возможность нарушения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.
Крупные
мышцы развиваются быстрее
В начальных классах особенно важна профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гимнастика, в школе — гимнастика до занятий, уроки физкультуры, физкультурные минутки между уроками и т.п.
В
среднем школьном возрасте (12 – 16 лет)
дети имеют почти оформленную
костную систему. Но окостенение
позвоночника и таза еще не закончено,
нагрузки на силу и выносливость переносятся
плохо, а потому большие физические
нагрузки недопустимы. Сохраняется
опасность возникновения
Мышечная система в этом возрасте характеризуется усиленным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особенно у мальчиков. Совершенствуется координация движений.
Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендован строго индивидуальный подход к занимающимся.
В старшем школьном возрасте (17 – 18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.
На рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.
Исследования показывают, что только 15% выпускников средних школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4 – 5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100 – 4000 ккал.
Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5 – 12 часов в неделю, а мальчиков — 7 – 15 часов занятий физическими упражнениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140 – 160 уд/мин).
Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.
Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:
*
контроль за состоянием
*
врачебно-педагогические
*
диспансерное обследование
*
медико-санитарное обеспечение
*
профилактика спортивного
*
профилактика и текущий
*
врачебные консультации по
Важным участком работы школьных медицинских работников является врачебно- педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.
Школьный
врач (или медицинская сестра) определяют
интенсивность урока
Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).
Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).
Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.
Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.
Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 секунд с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.