Врачебный контроль, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:59, реферат

Описание работы

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Работа содержит 1 файл

Врачебный контрол1.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

    Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ангина — 14 – 28 дней, следует опасаться  резких переохлаждений; бронхит — 7 – 21 день; отит — 14 – 28 дней; пневмония  — 30 – 60 дней; плеврит — 30 – 60 дней; грипп — 14 – 28 дней; острый неврит, пояснично-крестцовый радикулит — 60 и более дней; переломы костей — 30 – 90 дней; сотрясение головного  мозга — 60 и более дней; острые инфекционные заболевания — 30 – 60 дней.

    Важная  форма работы врача и учителя  физкультуры — профилактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Основными причинами травматизма  у школьников являются следующие: плохая разминка, неполадки в оснащении  и подготовке мест занятий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, раннее возобновление занятий  школьником, перенесшим заболевание, плохое освещение, низкая температура воздуха  в зале и многие другие причины.

    Двигательная  активность школьников. Между двигательной активностью и здоровьем детей  существует прямая связь. Движение —  залог здоровья — это аксиома. Понятие “двигательная активность”  включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности.

    В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно  разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в  свободное время. Все эти части  тесно связаны между собой.

    Для контроля за двигательной активностью  используют хронометраж (определение  ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шагометрию (подсчитывают движения с помощью специальных приборов — шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют  к поясу и по показанию счетчика, определяют количество километров, пройденных за день. За рубежом разработаны  электрошагомеры, которые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании  земли в специальном устройстве возникают электрические сигналы, по которым миниатюрный счетчик  подсчитывает число шагов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена таким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4 – 7 ч), умеренная (2,5 – 6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю прибавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

    У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно  выше в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

    Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия) и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

    Летом для обеспечения школьникам условий  для достаточной двигательной активности следует шире использовать подвижные  игры, плавание, корригирующие упражнения для нормализации осанки и свода  стоп.

    Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация  начинается в юном возрасте без достаточной  разносторонней подготовки, ведет к  снижению иммунитета, задержке роста  и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация  девочек, особенно в гимнастике, прыжках  в воду, акробатике и других видах  спорта влияет на половую функцию. У  них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена  с нарушениями (аменорея и др.). Прием  фармакологических препаратов в  таких случаях пагубно действует  на здоровье и детородную функцию.

    Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

    * диспансерное обследование —  2 – 4 раза в год;

    * дополнительные медицинские осмотры  с включением тестирования физической  работоспособности перед участием  в соревнованиях и после перенесенной  болезни или травмы;

    * врачебно-педагогические наблюдения  с применением и дополнительных  повторных нагрузок после тренировок;

    * санитарно-гигиенический контроль  за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и  др.;

    * контроль за средствами восстановления (по возможности — исключать  фармакологические препараты, баню  и другие сильно действующие  средства);

    * строгое выполнение тренером  рекомендаций врача по объему, интенсивности, режиму и методике  тренировок, срокам допуска к  тренировкам (особенно к соревнованиям)  после перенесенных травм и  инфекционных заболеваний.

    Физическая (спортивная) подготовка детей и  подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и  физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать  возрастным особенностям организма  школьника.

    Спортивная  специализация — это планомерная  разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов  в избранном ими виде спорта в  наиболее благоприятном для этого  возрасте.

    Тренеру (преподавателю физкультуры) следует  помнить, что возраст, позволяющий  допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит  от вида спорта.

    Институт  возрастной физиологии РФ рекомендует  начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

    * акробатика — с 8 – 10 лет;

    * баскетбол, волейбол — 10 –  13;

    * бокс — 12 – 15;

    * борьба — 10 – 13;

    * водное поло — 10 – 13;

    * гребля академическая — 10 –  12;

    * легкая атлетика — 11 – 13;

    * лыжный спорт — 9 – 12;

    * плавание — 7 – 10;

    * тяжелая атлетика — 13 – 14;

    * фигурное катание — 7 – 9;

    * футбол, хоккей — 10 – 12;

    * гимнастика спортивная — 8 –  10 лет (мальчики), 7 – 9 лет (девочки).

    Недооценка  тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

    К тренировкам следует допускать  абсолютно здоровых детей! Если у  них наблюдаются какие- либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую  группу.

    Особенности питания школьников. Правильно организованное (в количественном и качественном отношении) питание детей является обязательным условием их нормального  физического развития и играет важную роль в повышении работоспособности  и сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным  заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, кариесу зубов и др.).

    Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма  и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у  детей по сравнению со взрослыми  объясняется интенсивным обменом  веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его  массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем  у взрослых, а потому они быстрее  охлаждаются и, соответственно, теряют больше тепла).

    Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следующие размеры поверхности  кожи: у ребенка 1 года — 528 см2, 6 лет  — 456 см2, 15 лет — 378 см2, у взрослых — 221 см2.

    Усиленные теплопотери требуют большей  калорийности питания. С учетом относительной  поверхности тела на 1 кг веса взрослому  необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет — 50 ккал, 10 лет — 69 ккал, 5 лет — 82 ккал.

    Потребность в жирах у школьников также  увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

    Наиболее  благоприятным условием для роста  и развития является соотношение, когда  на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем  возрасте меньше, чем в старшем, в  то время, как потребление белков с возрастом увеличивается. Избыток  углеводов в питании так же вреден, как и недостаток (излишки  идут на отложение жира; снижается  иммунитет; дети-сластены больше подвержены простудным заболеваниям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

    У детей потребность во всех витаминах  повышена, они более чувствительны  к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при  недостатке витамина Д возникает  рахит (витамин Д регулирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиолета и  витамина Д ведет к рахиту, кариесу  зубов и пр.

    Питание в школе разных возрастных групп  должно строиться дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слишком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказывают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рациона, а в сельской местности при отдаленности жилья — 30 – 35%.

    Длительные  перерывы в приеме пищи и еда всухомятку наносят существенный вред здоровью школьника.

    Закаливание школьников проводится по системе гигиенических  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости организма к неблагоприятным  воздействиям различных метеорологических  факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т.п.). Это  своего рода тренировка организма с  использованием целого ряда процедур.

    При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность  и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных  форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных  воздействий.

    В процессе закаливания школьники  осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость  и эффективность.

    Средства  закаливания: воздух и солнце (воздушные  и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

    Последовательность  выполнения закаливающих водных процедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание  в бассейне, растирание снегом и  т.д.

    Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей  высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная  терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением  и перегреванием.

    Приступать  к закаливанию можно практически  в любом возрасте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность  процедур увеличивается, если их проводить  в активном режиме, то есть в сочетании  с физическими упражнениями, играми и т.п.

    При острых заболеваниях и обострении хронических  заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

    Согласно  государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие  годы — факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование — 1 раз в год.

    Врачебный контроль за физическим воспитанием  студентов включает:

    * исследование физического развития  и состояния здоровья;

    * определение влияния физических  нагрузок (занятий физкультурой) на  организм с помощью тестов;

    * оценку санитарно-гигиенического  состояния мест занятий, инвентаря,  одежды, обуви, помещения и т.п.;

    * врачебно-педагогический контроль  в процессе занятий (до занятий,  в середине урока и после  его окончания);

Информация о работе Врачебный контроль, его цели и задачи