Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:08, контрольная работа
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Финансовый контроль,
его цели и задачи
Важным элементом бюджетного процесса является
контроль, который обеспечивает эффективность
функционирования
Значение финансового контроля в России
существенно возросло в период перехода
к рыночной экономике. В рыночной системе
велика роль налогов, которые являются
не только основным источником поступлений
в доходную часть бюджета, но и регулятором
хозяйственной деятельности. Развитие налоговой
системы невозможно без создания эффективной
системы контроля за полнотой и своевременностью
уплаты налогов в бюджет
Основное назначение финансового контроля
состоит в том, чтобы обеспечить эффективность
процесса формирования и расходования
денежных средств, находящихся в руках
государства. Контроль является неотъемлемым
элементом процесса государственного
управления. Он способствует успешной
реализации задач, стоящих передбюджетной
системой страны. Финансовый контроль
призван обеспечивать1:
Объектом финансового контроля является бюджетная
система и бюджетный процесс. Однако, помимо
этого, он распространяется и на негосударственный
сектор экономики. Частные предприятия
являются плательщиками налогов и
Формы и методы финансового
контроля
Успешная реализация контрольных мероприятий
зависит от того, насколько они соответствуют
сложившейся экономической ситуации,
задачам бюджетной политики, структуре
объекта контроля. Существуют различные
формы финансового контроля, которые можно
классифицировать по разным признакам:
в зависимости от времени проведения,
субъекта (кто осуществляет контроль)
и т.п.
Финансовый контроль осуществляется на
всех этапах бюджетного процесса. В зависимости
от периода проведения он классифицируется
следующим образом:
Субъекты контроля могут быть различными.
В их число входят: органы государственной
власти и управления (президент, правительство,
парламентом, налоговые, финансовые и
специализированные контрольные органы);
контрольно-ревизионными управлениями
министерств и ведомств; финансово-экономические
службы предприятий и организаций;
аудиторские фирмы; неправительственные
организации; а также граждане страны
как налогоплательщики. Соответственно
можно выделить различные виды финансового
контроля – государственный, ведомственный,
внутрихозяйственный, независимый
и др. Становление гражданского общества
связано с усилением
Финансовый контроль эффективен тогда,
когда он является комплексным. Различные
участники бюджетного процесса выполняют
различные функции, они обладают разным
объемом информации и аналитическими
возможностями. Поэтому успешная реализация
бюджетной политики возможна лишь тогда,
когда в ней сочетаются все названные
формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться
различные методы, к числу
которых относятся:
а) проверки, которые
подразделяются на документальные и камеральные. Документальные пр
б) обследование. Основано
на личном ознакомление проверяющего
с отдельными сторонами деятельности
предприятий и организаций по месту их
нахождения. При этом могут не только изучаться
финансовые документы, но и проводиться
наблюдение, опрос сотрудников, контрольные
замеры, обследование помещений, используемых
для осуществления хозяйственной деятельности,
и др.;
в) экономический
анализ, который предполагает анализ
исполнения доходной и расходной части бюджета,
а также смет бюджетополучателей. Он позволяет
выявить проблемы и противоречия бюджетного
процесса, пути повышения его эффективности.
Поскольку бюджетная система является
одним из важнейших инструментов регулирования
социально-экономических процессов, важно
проанализировать ее влияние на отдельные
стороны общественной жизни. Результаты
такого исследования служат основой для
выработки стратегии экономической политики
государства на перспективу;
г) ревизия. Это
наиболее распространенный метод бюджетного
контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных
проверок финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений, организаций.
Проверкой может быть также охвачена работа
финансовых органов по составлению и исполнению
бюджета. Ревизии проводятся в органах
государственной власти и их отдельных
структурных подразделениях; во внебюджетных
фондах; на предприятиях и в организациях
с государственным участием; в организациях
всех форм собственности, получающих бюджетное
финансирование, и др. Они служат основой
для принятия управленческих решений,
способствуют профилактике нарушений
в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко
ревизии охватывает деятельность проверяемого
объекта, можно выделить следующие их
виды:
Все нарушения, которые были выявлены
в процессе проверки, отражаются в
акте ревизии. Акт является официальным
документом, на основе которого делаются
выводы о деятельности организации
и принимаются последующие
После ознакомления с актом ревизии руководитель
контрольного органа выносит решение
по устранению выявленных недостатков.
Материалы проверок могут быть также направлены
в вышестоящие инстанции, а при наличии
серьезных нарушений – в следственные
органы.2
Органы государственного
финансового контроля
В рамках бюджетного процесса многие его
участники наделяются контрольными функциями.
Эти полномочия выполняют глава государства,
органы исполнительной и законодательной
власти, специализированные контрольные
органы, а также распорядители бюджетных
средств.
Президентский контроль за
состоянием государственных финансов осуществляется
в соответствии с Конституцией путем подписания
федеральных законов, издания указов и
распоряжений по финансовым вопросам
и др. Его целью является обеспечение целостности
экономического пространства страны,
единства бюджетной и налоговой политикина
всей ее территории. В состав Администрации
Президента РФ входит Главное Контрольное
управление, которое также наделено рядом
полномочий. Оно не может самостоятельно
применять какие-либо санкции, оно вправе
направлять предписания об устранении
финансовых нарушений. Предложения, сделанные
по итогам проверок, вносятся на рассмотрение
Президента.
Важной формой финансового контроля в
России и за рубежом является парламентский контроль.
В соответствии с Бюджетным кодексом законодательные
(представительные) органы власти осуществляют:
В обеих палатах Федерального Собрания
имеются специальные комитеты, отвечающие
за рассмотрение вопросов, связанных с государственными
финансами. К их функциям относится проверка
доходов и расходов, предусмотренных законопроектом
о бюджете на очередной год, подготовка
заключения на проект бюджета, контроль
за рациональным использованием государственных
средств.
Для осуществления контрольных полномочий
парламент наделяется следующими правами:
получать от органов исполнительной власти
и местного самоуправления сопроводительные
материалы, необходимые при утверждении
бюджета; получать от государственных
финансовых органов оперативную информацию
о ходе исполнения бюджета; выносить оценку
деятельности органов, исполняющих бюджет,
и др. Законодатели регулярно получают
сведения о состоянии государственных
финансов через специально созданный контрольный
орган – Счетную палату. Основной задачей
Счетной палаты является проведение внешнего
аудита бюджета. Ее функции и статус будут
рассмотрены нами более подробно.
В системе исполнительной власти контрольными
полномочиями наделены: Министерство
финансов, Федеральное казначейство, региональные
и муниципальные финансовые органы, главные
распорядители и распорядители
Министерство финансов
РФ является органом, обеспечивающим
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в стране,
и обладает широкими контрольными полномочиями
в данной сфере. Оно контролирует рациональное
и целевое использование бюджетных средств главными
распорядителями,
Функцию бюджетного контроля выполняет
также Главное управление федерального
казначейства, входящее в состав Министерства
финансов. Казначейство как
орган, ответственный за исполнение бюджета,
призвано контролировать процесс формирования
и расходования государственных средств.
Оно осуществляет предварительный и текущий
контроль за ведением операций с бюджетными
средствами главных распорядителей,
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют
следующие права: