Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа
Синдром эмоционального выгорания – это сложный психологический феномен, который часто затрагивает профессиональную деятельность специалистов, работа которых так или иначе требует вовлечения в непрерывный прямой контакт с людьми и оказание им психологической поддержки. По данным многочисленных исследований, у многих специалистов «помогающих профессий» постепенно снижается уровень проявления заботы о людях, с которыми они работают.
У медицинской
сестры, которая в начале своей
профессиональной деятельности, работая
на посту или в отделении
Следствием «эмоционального выгорания» является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнение своих обязанностей, желание снизить объем работы, так как медсестре в этом состоянии кажется, что ее чувство хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У нее появляется желание устраниться от дополнительных нагрузок, увеличить дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медицинских сестер считается проявление или заметное учащение соматических заболеваний, поэтому следует задуматься над тем, что беспричинно учащаемые головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.
Многие сестры,
находясь в синдроме «сгорания», искренне
убеждены, что жестокие социальные
стандарты медицинской
Поведение медицинских сестер, работающих в экстремальных условиях, характеризуется двумя крайностями – дистанцированием и полным слиянием. При слишком маленькой пространственной и эмоциональной дистанции между индивидуумом и другим человеком специалист «заражается» его состоянием, как бы втягивается в него, где растворяется и теряет «чувство себя». Это один вариант возникновения синдрома «эмоционального выгорания».
Другой вариант – человек просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая себя словом «должен». В этой группе находятся люди, компенсирующие недостаточность своей личной жизни. «Сгорание» - не от непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость.
Меры профилактики синдрома выгорания и профессиональной деформации.
Модель предупреждения «эмоционального выгорания» предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-псхологические тренинги, деловые игры); обучение эффективными стилями коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры.
Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его многообразии.
Еще один важный аспект этой проблемы: «эмоциональное выгорание, как правило, является следствием неконструктивного общения с коллегами и руководством. Хороший климат внутри коллектива, чувство достаточной эмоциональной поддержки коллег и администрации – это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса.
Медицинская сестра должна помнить, что работа – лишь часть жизни. И чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания не нужно всегда и во всем быть лучшей, проще относиться к конфликтам на работе и обдуманно распределять все свои нагрузки.
Личностные особенности медицинских сестер как фактор формирования синдрома «эмоционального выгорания»
Введение многоуровневого сестринского образования, появление медицинских сестёр с высшим образованием заметно повысили престиж профессии, изменили социальный статус медицинской сестры. Из помощника, технического исполнителя воли врача она превращается в высокообразованного специалиста, способного принимать решения. Такие изменения это не просто веяния времени, а социальный заказ. Но близкая дистанция между медицинской сестрой и пациентом сохраняется, поэтому функционирование системы «медсестра – пациент» как системы «личность – личность» является важнейшей проблемой философии сестринского дела. Именно в рамках этой системы эмоциональный компонент выходит на первый план. Медсестре важно видеть в пациенте не только больного, а целостную личность. При этом сама сестра должна быть личностью. Для личности характерно согласие с собой и людьми, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, широкий кругозор, чувство юмора.В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этического и нравственного характера. Меняется характер работы, возрастает нравственная ответственность. Это влияет на мировоззрение, личностную оценку, требует особого профессионализма, выхода к новым горизонтам: осмыслению этических, психологических, антропологических, правовых проблем сестринского дела.В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Непричинение вреда, зла, ущерба – первейшая обязанность каждого медицинского работника. И. Кант сказал, что «самое главное для человека – это огромное звёздное небо над его головой и великий нравственный закон внутри нас». «Нравственный закон внутри нас» – это не просто исполнение своего долга на высоком уровне, не просто соответствие моральным нормам, это то состояние души, когда нравственность, милосердие становятся внутренней сущностью личности. Медицинская деонтология является практическим применением этических принципов в работе медицинского персонала. Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом медсестра должна обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью. Умение общаться, базирующееся на знание психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество медсестры. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы. Важно, чтобы медсестра владела собственными эмоциями, умела сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание сестры к своим пациентам. Сестра должна чувствовать, когда ей следует отдалиться от пациента, когда же наиболее приблизиться к нему . Существенным является проявление уважения к пациенту. Медсестра должна уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач. Важен внешний вид медсестры – опрятность, аккуратность, манера поведения на всех этапах общения с пациентом. Знание этико-деонтологических принципов и законов психологии общения, соединённое с профессиональным мастерством, позволяют оказывать эффективную помощь даже в самых трудных случаях. Говоря о клиническом мышлении, всегда в первую очередь имеют в виду врачей. Термин ввёл И. П. Кончаловский для характеристики действий врача [7,34]. А. Ф. Билибин определяет клиническое мышление как интеллектуальную, логическую деятельность, позволяющую находить особенности, характерные для патологического процесса у конкретной личности. Современная медсестра – это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринского процесса, для осуществления которого ей необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, научиться ставить сестринский диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики ухода за пациентом, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления. Состояния, связанные с познавательной деятельностью (концентрация внимания, стремление к новому, критическое отношение к возможным действиям, интуиция) характеризуют в целом интеллект сестры (качества интеллекта должны проявляться в практичности ума), в частности способность решать творческие задачи, независимость мышления. В деятельности по уходу за пациентом встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или, что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности этого человека.
Требования, предъявляемые
к эмоциональной сфере
Большое количество разнообразных ситуаций, схем и представлений о жизни, с которыми встречается медсестра, должны приводить к осознанию ею своей субъективности. По мере приобретения опыта это ощущение не уменьшается, а, напротив, растет. А вместе с ним растет осознание своей некомпетентности и крайней ответственности за судьбу пациента. Вероятно, только единицы могут комфортно переносить эти чувства, поэтому параллельно идут процессы, защищающие человека от «многообразия опыта» и «хаоса бытия». Имеются ввиду обобщение и систематизация своего опыта, типологизация пациентов, создание своих и использование чужих схем работы с разными проблемами, поиск критериев эффективности своей работы.В основе решения быть специалистом в системе человек-человек всегда лежит несколько мотивов. Одни мотивы «правильные» принимаются, а значит – осознаются. Другие мотивы «неправильные» отвергаются или, по крайней мере, редко вербализуются. По мере работы индивидуальный спектр мотивов неизбежно меняется, поскольку мотивы – это подвижные образования. Они могут усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Такое уменьшение мотивации может возникнуть, когда:
1)мотив входит в противоречие с конкретной ситуацией – например, романтическое желание помогать людям «на деле» сталкивается с рутинной тематикой или реальными профессиональными трудностями;
2)мотив исчерпывается – удовлетворение потребности (реализация мотива) приводит к исчезновению необходимости в данной работе; она становится «выжимающей силы» обузой; например, специалист решил свои личные проблемы, удовлетворил любопытство, испытал себя.
Уменьшение (исчезновение) мотивации может не осознаваться специалистом, хотя внешне будет проявляться вполне конкретными симптомами «сгорания»: нежеланием работать, потерей интереса. Они могут свидетельствовать о том, что у медсестры больше нет внутренней необходимости в продолжение своей деятельности (или этой необходимости явно недостаточно). Почему же в этом случае не уйти? Потому что существуют другие мотивы, препятствующие этому, которые она тоже может не сознавать. Например, в некоторых случаях удобнее «гореть», чем менять свое настоящее место работы на неопределенное будущее, свою маленькую зарплату на отсутствие таковой.
Трудоспособность специалиста во многом зависит от понимания (осознания) им спектра своих желаний, потребностей и ожиданий, связанных с работой. Если рассматривать медицину как поле деятельности, направленной на удовлетворение личностных потребностей человека, то симптомы «сгорания» могут сигнализировать об окончании этого жизненного этапа, или другими словами – о прохождении очередного этапа в развитии личности человека, реализовавшегося в работе.Некоторые личностные особенности медицинских работников могут делать их более или менее уязвимыми к эмоциональному выгоранию. Склонная к стрессу, напористая, «стресс – зависимая» личность представляет собой хорошо известный стереотип, но интересно, что одна из моделей Дж. Эдельвич, А. Бродски процесса эмоционального выгорания в качестве своей первой стадии имеет «идеалистический энтузиазм». Общепринятой является точка зрения, что именно оказывающий помощь и преданный человек является наиболее уязвимым; как говорится в поговорке «вы должны быть в огне, чтобы сгореть», и поэтому, некоторые из наиболее успешно и плодотворно работающих имеют самый высокий риск эмоционального выгорания. У них есть тенденция к идеалистическим, а не реалистическим ожиданиям, они становятся сверхувлеченными своей работой и им трудно оторваться от нее.
По мнению М. О. Винсент, они могут быть созависимыми и испытывать сильную потребность чувствовать себя необходимыми, значимыми, ценимыми и принятыми. Кроме того, заметно их стремление рвать связи со знакомыми и родственниками, при общении с которыми могут проявиться их потребности и уязвимость. Поэтому они уединяются в своем маленьком мире, где много или большинство положительных эмоций они находят в своей профессиональной деятельности или учреждении, в котором работают.
А. Пинес считает, что их экзистенциальные потребности удовлетворяются через их профессиональную идентичность и поэтому профессиональные угрозы и стрессы они переживают как вызов фундаментальным надеждам, целям, смыслу и назначению, что практически не компенсируется поддержкой со стороны.
По мнению
М. Кинга, преобладающая особенность
медицинской профессии — отрицать
проблемы, связанные с личным здоровьем.
Развитию этого состояния способствуют
определенные личностные особенности
— высокий уровень эмоциональной лабильности
(нейротизма), высокий самоконтроль, особенно
при выражении отрицательных эмоций со
стремлением их подавить, рационализация
мотивов своего поведения, склонность
к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,
связанным с недостижимостью «внутреннего
стандарта» и блокированием в себе негативных
переживаний, ригидная личностная структура.Существует
миф «о жертвенности», который способствует
зарождению синдрома эмоционального выгорания.
В нашей культуре жертвенность почти приравнена
к святости. Кстати, «жертвующий» нередко
подсознательно в глубине души ожидает
награды за свою жертву. И со временем
его начинает подтачивать обида на тех,
кто не оценил его усилий, не сказал спасибо
за сделанное. Вообще существуют четыре
«ядовитых» чувства, которые составляют
эмоциональную сторону синдрома эмоционального
выгорания: вина перед собой и другими
за то, что не сделал, не успел, стыд (не
так получилось, не имел права на ошибку,
должен всегда быть правильным), обида
(о ней мы только что говорили), страх (не
получится, не поймут). В «Обыкновенном
чуде» Евгения Шварца есть потрясающий
образ «Великий Охотник». Так вот, он перестал
стрелять из-за того, что боялся нечаянно
промахнуться и утратить звание великого
охотника.Каждой медсестре необходимо
стать своим собственным высококвалифицированным
специалистом по устранению стресса и
научиться устанавливать или переустанавливать
приоритеты и думать об изменении образа
жизни, внося перемены в свою повседневную
«рутину». Парадокс состоит в том, что
способность медицинских работников отрицать
свои негативные эмоции может иногда быть
силой, но нередко это становится их слабостью.
Поэтому полезно помнить о том, что мы
сами всегда либо часть наших проблем,
либо часть их решений.