Первая медицинская помощь при травмах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

Статистика показывает, что и в мирное время на за­водах и фабриках, во время сельскохозяйственных работ, на автомагистралях, в домах отдыха, школьных лагерях и т. д. люди нередко получают механические травмы. Их причина — несчастные случаи на производстве, автодо­рожные происшествия, подвижные игры, детские ша­лости. По опубликованным данным, на улицах и дорогах мира каждые две минуты погибает очередная жертва транспортной катастрофы, каждые пять секунд кто-то в результате травмы попадает на больничную койку, ста­новится инвалидом.

Работа содержит 1 файл

Первая медицинская помощь при травмах (учебное пособие).doc

— 3.91 Мб (Скачать)

Транспортная иммобилизация осуществляется стан­дартными или подручными средствами. К стандартным средствам относятся шины, которые выпускает наша промышленность. Металлические сетчатые шины, часто скатанные в рулон в виде бинта, применяют для иммоби­лизации кисти и предплечья. Фанерные шины изготов­лены из листовой фанеры, изогнуты желобом, выпуска­ются двух размеров: 70 и 125 см. Лестничные проволоч­ные шины Крамера выпускаются также двух размеров: малая — 80 см и большая —120 см. Шина Крамера хоро­шо моделируется (гнется), обладает достаточной жесткос­тью, поэтому является наиболее универсальной, т. е. при­меняется для иммобилизации верхней и нижней конеч­ностей, позвоночника. Пневматическая шина (надувная) состоит из прозрачной двухслойной полимерной оболоч­ки, застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха. Шина закрепляется на конеч­ности застежкой-молнией. Через клапанно-запорное уст­ройство нагнетается ртом воздух в междуслойное про­странство. В результате шина приобретает необходимую упругость и обездвиживает конечность. Размеры шины позволяют свободное ее наложение на конечность поверх одежды и обуви. Пневматические шины выпускаются трех размеров: для кисти и предплечья, для стопы и голе­ни, для коленного сустава и бедра. Пластмассовая шина предназначается для иммобилизации верхней конечно­сти, голени и стопы. По обеим кромкам шины имеются отверстия для шнуровки. Пластмассовые шины выпуска­ются трех размеров: для иммобилизации голени и пред­плечья, верхней конечности, верхней и нижней конечнос­тей у детей. Шина Дитерихса (раздвижная деревянная) применяется для иммобилизации при переломе бедра, состоит из двух раздвижных деревянных пластин, фа­нерной подошвы и палочки-закрутки. Для этой же цели применяется модернизированная металлическая шина Сиваша—Казминского. Вакуумные иммобилизирующие носилки предназначены для транспортной иммобилиза­ции при переломах позвоночника и костей таза. Пред­ставляют собой воздухонепроницаемую оболочку, запол­ненную на Уд объема гранулами пенополистирола. К но­силкам придается вакуумный насос, съемное днище и шнур. При создании разряжения внутри прорезиненной оболочки гранулы пенополистирола плотно сцепляются, и носилки приобретают необходимую жесткость.

При отсутствии стандартных шин применяют под­ручные средства. Ими могут служить палки, доски, зонт, лыжа, лыжная палка, линейка, плотный картон, прутья, пучки камыша, фанерные полосы. Если не окажется под­ручных средств, тогда придется воспользоваться самым простейшим способом — аутоиммобилизацией: прибин­товывают верхнюю конечность к туловищу, согнутую под прямым углом в локтевом суставе, а поврежденную нижнюю конечность к здоровой ноге.

Правила наложения шин.

  1. Шину из жесткого материала нельзя накладывать на голое тело. Ее следует проложить ватой, полотенцем или другой тканью. Транспортную шину допустимо накладывать поверх одежды и обуви, так как, раздевая пострадавшего, можно вызвать дополнительную травму; при открытых переломах одежду следует раз­резать по шву.
  2. Шину подгоняют (моделируют) по здоровой конеч­ности пострадавшего и накладывают на поврежден­ную в соответствии с размерами и конфигурацией.
  3. После подгонки шину тщательно прибинтовывают к поврежденной конечности спиральными турами на­чиная с периферии, при этом шина должна хорошо фиксировать область перелома и составлять с конеч­ностью единое целое.
  4. При иммобилизации конечности необходимо придать ей физиологическое (функционально выгодное) поло­жение, а если это невозможно, то производят фикса­цию в том положении, при котором конечность мень­ше всего травмируется.
  5. При определении количества суставов, нуждающихся в фиксации при различных переломах конечностей, можно ориентироваться на цифру «четыре». Напри­мер, при переломе костей предплечья, имеющего 2 кости, следует фиксировать 2 сустава, что в сумме дает 4. При переломе плеча, имеющего 1 кость, необ­ходимо фиксировать 3 сустава, чтобы в сумме получи­лось 4.
  6. При наложении транспортных шин следует остав­лять открытыми кончики пальцев кисти и стопы для контроля за кровообращением в поврежденной конеч­ности. Пальцы являются «зеркалом» конечности.

 

Транспортировка. Транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение при переломах верхней конечнос­ти можно сидя, а с переломами нижней конечности — ле­жа на спине, желательно на носилках. Конечность долж­на быть уложена на что-нибудь мягкое и несколько при­поднята. Транспортировка и особенно перекладывание пострадавшего должны быть чрезмерно щадящими, так как малейшее смещение костных отломков причиняют сильную боль. Кроме того, костные отломки могут повре­дить нервы, сосуды, мышцы, кожу. Пострадавшему мож­но дать горячий чай или кофе.

Способы наложения шин

При переломе костей предплечья руку сгибают под прямым углом в локтевом суста­ве, ладонь обращена к животу, пальцы полусогнуты. Шину на­кладывают по задненаружной поверхности поврежденной ко­нечности от кисти (несколько выступая за пальцы для защиты предплечья от случайных сопри­косновений) до верхней трети плеча, обеспечивая таким обра­зом неподвижность в лучезапястном и локтевом суставах и прочно фиксируя перелом.

Шину надежно прибинтовывают спиральными турами к конечности, начиная от кисти и заканчивая на плече. Затем руку подвешивают на косынке или ленте бинта.

При переломе плечевой кости руке придают такое же положение, как и при переломе костей предплечья. В подмышечную впадину необходимо вложить плотный ватно-марлевый валик. Шину моделируют по здоровой конечности (насколько это позволяет пластичность мате­риала) и накладывают по задненаружной поверхности поврежденной руки от кисти до лопатки здоровой сторо­ны. Таким образом, шина идет через пястно-запястную область, лучезапястный сустав, по предплечью, через локтевой сустав, по плечу, через плечевой сустав, повора­чивает на спину и доходит до лопатки неповрежденной стороны. Шину прибинтовывают спиральными турами к конечности, начиная от кисти. В области плечевого суста­ва и спины фиксацию осуществляют колосовидными или восьмиобразными турами. Правильно наложенная шина создает неподвижность в трех суставах — лучезапястном, локтевом, плечевом и надежно обеспечивает иммобили­зацию места перелома. Предплечье необходимо под­весить на косынке или ленте бинта. При отсутствии под рукой твердых материалов можно воспользоваться аутоиммобилизацией: руку необходимо согнуть в локтевом суставе под прямым углом, прижать ее к туловищу и плотно прибинтовать.

При переломе костей голени шину накладывают по задней поверхности поврежденной конечности. Модели­руют ее, насколько позволяет материал, по здоровой но­ге: стопа по отношению к голени под прямым углом, ко­ленный сустав немного согнут. Накладывают отмоделированную шину на больную ногу от средней трети бедра до стопы. Шина должна немного выступать за кончики пальцев. Бинтуют от стопы спиральными турами по на­правлению к бедру, фиксируя два сустава — коленный и голеностопный. Кончики пальцев должны оставаться свободными от повязки для контроля. Если не окажется стандартных средств, можно использовать две доски, ко­торые прикладывают с боков с таким расчетом, чтобы они фиксировали два сустава. Бинтуют спиральными ту­рами, начиная с периферии. Голеностопный сустав фик­сируют восьмиобразной повязкой. Если под рукой нет подходящего материала, поврежденную конечность сле­дует прибинтовать к здоровой.

При переломе бедренной кости необходимо обеспе­чить неподвижность в голеностопном, коленном и тазо­бедренном суставах. Для достижения этой цели стан­дартные шины (Дитерихса, Сиваша—Казминского, лест­ничные) или подручные средства накладывают по внутренней и наружной боковым поверхностям ноги. Внутренняя боковая шина идет от промежности до сто­пы, наружная — от подмышечной впадины до стопы. Для более жесткой фиксации можно наложить третью шину по задней поверхности от поясничной области до стопы. Костные выступы (лодыжки, коленный сустав) необходимо проложить ватой. Все шины хорошо прибин­товывают к ноге и туловищу широким бинтом. При бинтовании помощник держит поврежденную ногу за стопу, осторожно приподняв конечность. Правильно наложен­ные шины должны обеспечить неподвижность места пе­релома.

Принципы лечения переломов. Лечение переломов осуществляется консервативным и оперативным метода­ми и направлено на восстановление анатомической це­лости сломанной кости. Цель эта достигается вправлением костных отломков (репозицией) и последующим дли­тельным удержанием (фиксацией) их в правильном положении до сращения. Чем анатомически правильнее будут сопоставлены отломки, тем лучше их сращение (консолидация). Репозицию осуществляют сразу после перелома, еще до развития отека и проводят ее после обезболивания. Периферический отломок ставят по цент­ральному. Вправление отломков выполняют вручную или с помощью аппаратов. Фиксацию (иммобилизацию) осуществляют гипсовой повязкой (лонгетной, циркуляр­ной), скелетным вытяжением, с помощью металлических конструкций (металлоостеосинтез) и компрессионно-дистракционным способом.

Гипсовые повязки

Гипс (сульфат кальция) — мелкодисперсный поро­шок белого цвета без запаха. При соединении с водой об­разует кашицеобразную массу, а спустя 7—10 мин приоб­ретает каменистую плотность. Это свойство используют при наложении гипсовых повязок, которые хорошо удер­живают в неподвижном состоянии сопоставленные кост­ные отломки.

Перед наложением гипсовой повязки следует прове­рить качество гипса. Для этой цели существуют пробы на схватываемость (затвердение) и влажность. Их осу­ществляют следующим образом.

  1. Гипсовый порошок смешивают с водой в соотноше­нии 1:1 и из гипсовой каши скатывают шарик. Через 7—10 мин он должен затвердеть. Если при падении гипсового шарика на пол с высоты 1 м он не разбился на мелкие кусочки, значит, гипс имеет хорошие схва­тывающие качества.
  2. Порошок гипса берут рукой и сильно сжимают в кула­ке. Разжимают пальцы. Если гипс рассыпался на ла­дони в порошок, то значит он сухой. Если же гипс спрессовался в результате сжатия в длинную полоску, повторяющую конфигурацию сжатой кисти и не рас­сыпается, то значит он влажный и его следует прока­лить при температуре не выше 120°.

Приготовление гипсовых бинтов. При работе в гип­совом кабинете необходима соответствующая экипиров­ка. Рукава одежды и халата следует загнуть до локтевых суставов, надеть клеенчатый фартук, а на кисти рук — резиновые перчатки. На голове должна быть медицин­ская шапочка или косынка.

Для приготовления гипсовых бинтов и лонгет приме­няют узкие (10 см), средние (15 см) и широкие (20 см) бинты из белой марли. Стол для приготовления гипсовых бинтов застилают клеенкой. Раскатывают на нем бинт насколько позволяет длина стола. Равномерно посыпают бинт гипсовым порошком. Придерживая левой рукой ко­нец бинта, ладонью правой втирают порошок в ячейки бинта. Затем вновь посыпают гипсом и ребром правой ладони равномерно распределяют порошок по бинту. Толщина слоя должна составлять примерно 3 мм. Нагипсованный бинт рыхло сворачивают, следя за тем, чтобы гипсовый порошок не высыпался. Толщина такой скатки 5—7 см. Затем раскатывают следующую часть бинта и таким же образом прогипсовывают. Общая длина гипсо­вого бинта не должна превышать 3 м. При такой длине гипс хорошо промокает и удобен в работе. Заготовлен­ные впрок гипсовые бинты укладывают в шкаф, имею­щий несколько секций для бинтов разной ширины. Кро­ме гипсовых бинтов готовят и гипсовые лонгеты — многослойные прогипсованные бинтовые полосы длиной 50, 75 и 100 см. Для этого раскатывают на гипсовом сто­ле бинт на необходимую длину. Посыпают его гипсовым порошком и равномерно распределяют гипс ладонью по всей длине. Затем над первым слоем вновь раскатывают бинт на первоначальную длину и также прогипсовыва­ют. Лонгеты, как правило, состоят из 6—10 прогипсованных слоев бинта. Готовую лонгету рыхло скатывают с обоих концов к середине и помещают в шкаф для хране­ния. В отдельных случаях можно готовить лонгеты инди­видуальной длины.

Виды гипсовых повязок. Для лечебной иммобилиза­ции применяют, как правило, три вида гипсовых повя­зок — циркулярные, лонгетные и лонгетно-циркулярные.

Циркулярные, или круговые, гипсовые повязки по­крывают конечность и туловище по всей окружности. Та­кие повязки надежно фиксируют части тела в неподвиж­ном положении. Недостаток этих повязок в том, что они громоздкие, тяжелые и не дают возможности произво­дить туалет загипсованных участков, кроме того, под по­вязкой могут образовываться пролежни. Протяженность гипсовой повязки зависит от локализации и характера повреждения.

В зависимости от места наложения различают следу­ющие повязки:

гипсовый воротник — для фиксации шейного отдела;

корсет — накладывают на туловище для фиксации позвоночника;

торакобрахиальная повязка — накладывают на ту­ловище и верхнюю конечность при повреждении плеча и плечевого сустава, циркулярная повязка на предплечье и плечо — применяется при переломах костей предплечья;

кокситная повязка — накладывают на нижнюю по­ловину туловища и нижнюю конечность при заболевани­ях и повреждениях тазобедренного сустава и бедра;

«сапожок» — для иммобилизации стопы и голено­стопного сустава накладывается повязка до коленного сустава.

Перечисленные циркулярные повязки могут быть: окончатыми, в которых предусмотрено одно или не­сколько окон для наблюдения за ожогами, ранами или воспалением; мостовидными — 2—3 металлические ду­ги перебрасываются над участком конечности (где не должно быть гипсовой повязки) и тщательно вгипсовываются в центральную и периферическую части цирку­лярной повязки, участок конечности без гипса служит для различных манипуляций и перевязок; со стреме­нем — в этом случае металлическую скобу (стремя) вгипсовывают в подошвенную область циркулярной повязки, и больной, которому разрешена нагрузка на больную но­гу, при ходьбе опирается на стремя, сохраняя при этом от разрушения повязку.

Лонгетные повязки, как правило, накладывают по задней поверхности конечностей и в отличие от цирку­лярных являются съемными. Лонгета охватывает конеч­ность в виде желоба на 1/2 или 2/3 ее окружности и плотно прибинтовывается к ней марлевым бинтом. Такая гипсо­вая повязка создает достаточно прочную иммобилиза­цию. Она особенно удобна в остром периоде травмы, ког­да необходимо предупредить осложнения, связанные с появлением отека. Разновидностью лонгетной повязки является гипсовая кроватка. Ее накладывают на заднюю поверхность туловища и предназначают для длительно­го лежания больного в ней. Применяют ее при деформа­ции, травме и туберкулезе позвоночника.

Информация о работе Первая медицинская помощь при травмах