Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 16:05, контрольная работа
В процессе эволюционного развития животного мира оказалось, что жить за счет другого живого, не убивая его сразу, очень выгодно для паразита. Это привело к появлению необычайно выраженного многообразия видов живых существ, ведущих паразитический образ жизни. В настоящее время насчитывается около 9000 паразитических простейших, свыше 1500 колючеголовых, 2000 цестод, около 7000 трематод, 11000 нематод и около 100000 членистоногих, не считая многих бактерий, риккетсий, вирусов, грибов и других, также ведущих паразитическое существование.
СТР
Общие вопросы паразитологии
Гельминтозы
Аскаридоз
Трихоцефалез
Стронгилоидоз
Энтеробиоз
Гименолепидоз
Тениаринхоз
Тениоз
Трихинеллез
Эхинококкоз
Описторхоз
Дифиллоботриоз
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
Мероприятия, проводимые в отношении контактных лиц.
Сбор эпидемиологического анамнеза у членов семьи проводится при опросе о месте приобретения мяса и мясопродуктов (особенно в течение 3-6 месяцев перед заболеванием), наличии привычки сыроядения, о месте их работы и связи с животноводством.
Лабораторное обследование всех членов семьи, а также лиц, связанных с инвазированным по месту работы на животноводческой ферме или проживающих вблизи ферм и летних пастбищ, или связанных с общим местом приобретения мяса, выполняется для полного выявления инвазированных лиц в очаге дважды в начале и в конце диспансерного наблюдения за очагом. Проводится этиотропное лечение выявленных инвазированных, а также профилактическое лечение контактных из числа животноводов или проживающих вблизи ферм и летних пастбищ.
Диспансерное наблюдение осуществляется в течение 3-х месяцев с момента выявления инвазированного работниками ЛПО по месту жительства. В период наблюдение проводится 2-кратное копроовоскопическое обследование проживающих в очаге (при постановке на учет и перед снятием с учета).
Санитарное просвещение о профилактике заражения и распространения возбудителей тениидозов.
ТРИХИНЕЛЛЕЗ
Трихинеллез – биогельминтоз, характеризующийся лихорадкой, мышечными болями и аллергическими проявлениями.
Этиология. Возбудителем трихинеллеза является представитель круглых червей – Trichinella spiralis. Половозрелые формы обитают в тонком кишечнике и имеют размеры: самки – 3-4 мм, самцы – 1,5-2,0 мм. Характерными особенностями являются непарная половая трубка у самок и живорождение. Личинки трихинелл обитают в поперечно-полосатых мышцах хозяев, скрученные спирально и покрытые соединительно-тканной капсулой размером 0,4х0,25 мм. Трихинеллы способны паразитировать у всех млекопитающих, но в естественных условиях – преимущественно у плотоядных и всеядных (свиньи, кабаны, кошки, собаки, мыши, крысы, медведи, лисицы и др.). Один и тот же хозяин служит для трихинеллы сначала основным, а затем промежуточным хозяином. Заражение происходит при употреблении в пищу недостаточно термически обработанного мяса, содержащего личинки трихинелл. В тонком кишечнике мышцы и капсулы личинок перевариваются, личинки выходят в просвет кишечника и через 2-3 дня превращаются в половозрелые формы. После оплодотворения самцы погибают, а самки внедряются передним концом в слизистую оболочку тонкого кишечника и в течение 30-45 дней отрождают живых личинок (до 2000 каждая). Личинки током крови и лимфы разносятся по всему телу, но задерживаются только в скелетной мускулатуре. Наиболее интенсивно поражаются диафрагма, межреберные и жевательные мышцы. Личинки проникают в саркоплазму мышечного волокна и примерно через 15 дней сворачиваются в спираль. Вокруг личинок постепенно в течение 2-3 недель развивается соединительно-тканная капсула, которая в дальнейшем (примерно через год) обызвествляется. В капсуле личинки могут сохранять жизнеспособность до 20-25 лет. Для превращения личинок в половозрелую форму они должны попасть в кишечник другого хозяина. Естественно, что человек для них является биологическим тупиком. Особенностью цикла развития трихинелл является то, что для полного развития одного поколения необходима смена хозяев и основной формой существования является личиночная стадия.
Источник инвазии. В естественных условиях циркуляция трихинелл происходит с участием почти 60 видов домашних и диких млекопитающих, особенно хищных и всеядных. Свиньи, кошки, домовые грызуны являются хозяевами трихинелл в синантропных очагах. Дикие кабаны, барсуки, медведи, волки обеспечивают циркуляцию паразита в природных условиях. Поддержание инвазии среди животных происходит в результате хищничества, каннибализма, поедания трупов инвазированных животных. Домашние свиньи заражаются трихинеллами при поедании трупов синантропных грызунов, зараженных личинками трихинелл, а также при скармливании им отходов убоя трихинеллезных животных. Трихинеллез чаще регистрируется у свиней при свободном выпасе, когда они имеют доступ к падали. От животных, пораженных трихинеллами, инвазионный материал не выделяется. Человек, больной трихинеллезом, эпидемической опасности не представляет.
Механизм заражения. Заражение человека личинками трихинелл происходит при употреблении в пищу мяса, полученного от инвазированных животных. В подавляющем большинстве случаев факторами передачи является мясо домашних свиней или диких кабанов. Заражение возможно также посредством мяса медведей, барсуков, тюленей, моржей и др. Способствуют заражению трихинеллами недостаточная термическая обработка мясных продуктов, а также употреблению в пищу мяса, не прошедшего ветеринарно-санитарной экспертизы. Личинки трихинелл, находящиеся в мышечных волокнах, окружены соединительно-тканной капсулой. Капсула, выполняя различные функции, в значительной мере определяет высокую устойчивость паразитов к неблагоприятным факторам внешней среды. При температуре 12°С личинки трихинелл выживают до 2 месяцев. Соление губительно действует на личинки только в поверхностных слоях мяса, а те из них, которые находятся в глубине, сохраняют жизнеспособность в течение года. Трихинеллы переносят копчение и остаются жизнеспособными при варке или жарении больших кусков мяса. Надежное обезвреживание мяса возможно при варке кусков толщиной не более 8 см в течение 2, 5 часов.
Восприимчивость и иммунитет. Восприимчивость людей к трихинеллезу высокая, что подтверждается высоким удельным весом заболевших от общего количества лиц, употреблявших трихинеллезное мясо. В результате перенесенного заболевания формируется иммунитет, предупреждающий повторное развитие заболевания или облегчающий тяжесть клинических проявлений трихинеллеза.
Патогенез и клинические проявления. В основе патогенного действия трихинелл лежат аллергические реакции организма, вызванные сенсибилизацией продуктами обмена и распада гибнущих паразитов. Имеет значение механическое повреждение стенок кишечника и мышечных волокон личинками. Инкубационный период при трихинеллезе длится от 5 до 30 дней. Чем интенсивнее заражение, тем короче инкубационный период. Затем появляются отеки лица, особенно век, резкий подъем температуры до 40°С, отмечаются мышечные боли, эозинофилия, желудочно-кишечные расстройства. При интенсивной инвазии отмечается миокардит, острая сердечная недостаточность, пневмония, менингоэнцефалит, системный васкулит. Тяжесть заболевания зависит от дозы инвазии. Смертельная доза для человека составляет 5 личинок на 1 кг массы тела. В структуре клинических форм трихинеллеза во время вспышек в Беларуси на легкие формы приходится 41,8%, средней тяжести – 50,8%, тяжелые – 7,4%.
Проявления эпидемического процесса. Трихинеллез является природно-очаговой инвазией. Выделяют природные и синантропные очаги этого гельминтоза. Между природными и синантропными очагами происходит обмен инвазией. Занос трихинеллеза из природных очагов в окружение человека происходит преимущественно с тушками убитых диких млекопитающих, при поедании которых заражаются домашние животные и синантропные грызуны. В Беларуси комплекс природных условий и видовой состав естественных хозяев трихинелл создают благоприятные условия для существования природных очагов трихинеллеза и определяют эндемичность территории страны по этой инвазии. В зависимости от особенностей возникновения заболевания трихинеллезом подразделяются на заболевания, возникшие в результате развития вспышек и заболевания, связанные со спорадическими случаями этого гельминтоза. Подавляющее большинство (более 83%) заболеваний трихинеллезом в Беларуси носит вспышечный характер. Вспышки трихинеллеза приурочены к 46 административным территориям, которые занимают преимущественно центральную часть Гомельской, Минской и Гродненской областей. Для сезонного распределения вспышек трихинеллеза характерны четкие закономерности – около 75% вспышек приходится на период с ноября по февраль, что связано с сезоном охоты на диких зверей и массовым убоем домашних свиней. Во время вспышек трихинеллезом заболевают как городские жители (до 45%), так и проживающие в сельской местности (55%). Заболеваемость трихинеллезом городских жителей связана преимущественно с природными очагами инвазии, а сельских – с синантропными очагами. Взрослые лица трихинеллезом болеют гораздо чаще, чем дети и соответственно в структуре заболевших составляют – 86,1% и 13,9%. В структуре источников инвазии при вспышках трихинеллеза 45,4% приходилось на домашних свиней, 48,5% – на диких кабанов. В последние годы доля домашних свиней в структуре источников инвазии возрастает. Установлено, что при употреблении в пищу мяса инвазированных личинками трихинелл животных, заболевание трихинеллезом развивалось у 36% употреблявших лиц.
При анализе эпидемической ситуации по трихинеллезу выделяют 4 вида микроочагов: 1) основной – заражение происходит посредством мяса домашних свиней либо отстрелянных диких зверей; 2) дополнительный – инвазия возникает через мясо, приобретенное в основных или других дополнительных микроочагах; 3) гостевой – заражение происходит вне места жительства, после употребления трихинеллезного мяса в основном или дополнительном микроочагах; 4) микроочаги с неустановленным источником инвазии – домовладение, где имеются больные трихинеллезом, но источник инвазии и факторы передачи не установлены.
Профилактические и
Профилактика. В комплексе профилактических мероприятий необходимо предусматривать меры по предупреждению заражения трихинеллезом домашних свиней. Содержание свиней должно исключать поедание ими трупов грызунов, павших животных, а также отходов боен и тушек диких животных, добытых на охоте. На свиноводческих комплексах следует систематически проводить дератизацию. Для предупреждения передачи инвазии посредством свиного мяса человеку осуществляется санитарно-гигиеническая экспертиза мяса. Непреложным правилом должна быть трихинеллоскопия мяса домашних свиней и особенно диких кабанов, медведей и других зверей, отстрелянных на охоте. При обнаружении личинок трихинелл мясо подлежит уничтожению или технической утилизации. Личная профилактика заключается в том, что если в пищу используется мясо, не подвергавшееся ветеринарно-санитарной экспертизе, то должно быть обеспечено его длительное проваривание в небольших кусках. Важной профилактической мерой является санитарно-просветительная работа, которую следует активизировать накануне сезона охоты и массового убоя домашних свиней.
Противоэпидемические мероприятия. Больной трихинеллезом не представляет эпидемической опасности, но подлежит госпитализации, исходя из необходимости своевременного и рационального лечения. В виду затяжной реконвалесценции переболевшие трихинеллезом подлежат диспансерному наблюдению в течение 6 месяцев, а по показаниям – в течение года. Во время диспансерного наблюдения проводится общеукрепляющая терапия: витамины, пантокрин, назначаются препараты для снятия ишемических болей сердца, астенических явлений и миалгий.
Выявляются лица, употреблявшие вероятный фактор передачи трихинелл. С целью ранней диагностики заболевания трихинеллезом их подвергают серологическим обследованиям, с профилактической целью проводят лечение этиотропными препаратами и наблюдают в течение 28 дней. Вероятные факторы передачи (мясо и мясные продукты) исследуют на наличие личинок трихинелл. При положительных результатах трихинеллоскопии эти продукты подлежат уничтожению. В микроочагах трихинеллеза проводится санитарно-просветительная работа.
ЭХИНОКОККОЗ
Эхинококкоз – биогельминтоз проявляющийся преимущественно симптомами поражения печени и выраженными аллергическими реакциями.
Этиология. Возбудителем эхинококкоза является ленточный гельминт Echinococcus granulosus. Половозрелый паразит имеет длину 2-9 мм и ширину 0,4-0,9 мм. Стробила состоит из сколекса, шейки и 3-4 члеников. Сколекс снабжен присосками и хоботком с двумя рядами крючьев (от 28 до 50 шт.). Шейка несколько расширяется к первому членику. Первый членик обычно бесполый, почти квадратный. Второй членик гермафродитный. Половые отверстия открываются сбоку членика. Последний членик – зрелый, длиннее остальной части стробилы. Он заполнен древовидной маткой, содержащей 400-800 яиц. Яйца круглые или овальные 0,028-0,036 мм в диаметре с онкосферой (зародышем) внутри. Отторгшиеся от гельминта зрелые членики либо пассивно выбрасываются с фекалиями собаки или другого окончательного хозяина, либо активно выползают наружу из кишечника. В результате сокращений стенки членика из него выдавливаются яйца, которые прилипают к шерсти или попадают на поверхность почвы, траву и другие предметы окружающей среды.
Источник инвазии. Половозрелая (ленточная) стадия паразита обитает в тонком кишечнике более 15 видов плотоядных (собаки, волки, лисицы и др.). Личиночная (ларвальная) стадия паразитирует в различных органах более, чем 60 видов травоядных (крупного рогатого скота, овец, лосей) и всеядных животных (домашних свиней, диких кабанов), а также человека.
Эпизоотическую цепь при эхинококкозе представляют два экологически неизолированных звена: собака – домашняя свинья; собака – дикие копытные (лось, кабан). Основным источником рассеивания инвазионного материала в природе в обоих случаях является собака. Не исключается участие в этом процессе и волка. Дикие копытные играют роль резервуара инвазии. Между животными (дикими и сельскохозяйственными) – носителями половозрелой и личиночной стадий гельминта происходит постоянный обмен инвазионным началом. Особую роль в распространении этиой инвазии играют охотничьи собаки. Они заражаются цестодами, поедая внутренние органы добытых в период охоты животных и рассеивают яйца гельминтов в лесных угодьях, а также в населенных пунктах. Экстенсивность инвазии цестодами охотничьих собак в 3-4 раза выше, чем сторожевых, декоративных и др. Собаки в силу своей мобильности загрязняют члениками и яйцами эхинококка большие территории. Яйца эхинококка могут также разноситься птицами и некоторыми насекомыми, не теряя в их кишечнике жизнеспособности. Яйца эхинококка в почве сохраняют жизнеспособность до 10 месяцев и могут оказаться на корнеплодах или на фруктах, подобранных с земли. Заражение промежуточных хозяев яйцами эхинококка обычно происходит через воду и корм, загрязненные члениками или яйцами паразита.
Механизм заражения. Человек заражается эхинококкозом от плотоядных животных при проглатывании яиц (онкосфер) эхинококка. Наибольшее значение имеет контакт с инвазированной собакой, на шерсти которой находятся яйца эхинококка. На многих территориях одним из основных путей заражения населения является постоянное общение с дворовыми собаками, которых днем держат на привязи, а ночью пускают бродить по территории двора и поселка. Собаки нередко заходят в жилые помещения, на кухню, обнюхивают и облизывают посуду. В результате этого яйца эхинококка могут не только заноситься в рот руками при непосредственном контакте с собаками, но и проглатываться с загрязненными продуктами питания. Животноводы и лица, ухаживающие за скотом в индивидуальных хозяйствах, могут заносить руками в рот яйца эхинококка, находящиеся на шерсти и вымени овец и коров. В данном случае овцы и крупный рогатый скот обсеменяют шерсть яйцами эхинококка когда ложатся на землю, загрязненную испражнениями инвазированных собак. Заражение охотников, заготовителей кожсырья и членов их семей свидетельствует о возможности попадания в рот яиц эхинококка при разделке шкур собак, а возможно, и лисиц. Возможно заражение людей эхинококкозом при сборе трав, ягод, питье воды, загрязненных яйцами гельминта. Определенное значение в заражении сельского населения эхинококкозом имеет, по-видимому, постоянный контакт с землей.