Модульная единица

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:40, реферат

Описание работы

Особенности уголовной ответственность за профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников. Защита интересов медицинской организации в условиях применения законодательства о защите прав потребителей к оказанию медицинских услуг. Минимизация рисков возникновения судебных споров. Порядок оказания платных медицинских услуг.

Работа содержит 1 файл

Модульная единица 4.docx

— 72.48 Кб (Скачать)
 

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу (Федеральный закон от 08.12.03 162-ФЗ);

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере от одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужден- ного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость  ценных бумаг, иного имущества или  выгод имущественного характера, превышающие  сто пятьдесят тысяч рублей.

(В ред. Федерального закона  от 08.12.03 162-ФЗ.)

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий 2 самостоятельных состава  должностных преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления, - получение взятки и дачу взятки. Каждое из названных  посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может  быть совершено само по себе, вне  связи с другим преступлением. Следовательно, они находятся относительно друг друга в положении так называемого  необходимого соучастия, при котором  отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи  получение взятки законодатель расценивает  как значительно более общественно  опасное деяние, которое относится  в соответствии с положениями  п. 5 ст. 15 УК РФ к категории особо  тяжких преступлений со всеми вытекающими  из этого факта отрицательными для  виновного должностного лица уголовно-правовыми  последствиями.

Исключительно высокая степень  общественной опасности получения  взятки определяется тем, что оно  резко деформирует нор- мативно  установленный порядок осуществления  некоторой частью нечестных должностных  лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы. Взятка является наиболее типичным и характерным  проявлением коррупции - опаснейшего  криминального явления, которое  подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авто- ритет в глазах населения, остро  затрагивает законные права и  интересы граждан (Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»  от 04.04.92).

 

* Объект преступления совпадает  с родовым объектом иных должностных  посягательств на интересы государственной  службы.

Закон определяет предмет рассматриваемого преступления собирательным термином «взятка» и содержит указание на ее разно- видности в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод  имущественного характера.

Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные  денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находя- щиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные  российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и  должны относиться к взятке в виде «иного имущества», разумеется, при  условии, что их среднерыночная стоимость  не может быть расценена как ничтожная (например, несколько российских копеек или пятаков чеканки 1915 г.), что  в силу малозначительности исключает  общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ исключает  уголовную ответственность.

В соответствии со ст. 142 ГК РФ, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной  формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление  или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский  кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, например, сберегательного займа, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизированные  ценные бумаги и другие документы, которые  законами о ценных бумагах или  в установленном порядке отнесены к числу таковых (ст. 143).

 

Под «иным имуществом» следует  понимать любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в  том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные  металлы (золото, серебро, платина и  металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в  любом виде и состоянии, за исключением  ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные  камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением  ювелирных и других бытовых изделий  из этих камней и лома таких изделий (см. Закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 09.10.92).

* С объективной стороны, рассматриваемое  преступление выражается в получении  должностным лицом лично или  через посредника взятки за  действия (бездействие) в пользу  взяткодателя или представляемых  им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные  полномочия должностного лица  либо оно в силу должностного  положения может способствовать  таким действиям (бездействию), а  равно за общее покровительство  по службе.

Понятие «использование служебного положения» прокомментировано применительно  к анализу состава должностного злоупотреб- ления, предусмотренного ст. 285 УК РФ. В отличие от названной  статьи, диспозиция рассматриваемой  нормы существенно расширяет  сферу деятельности должностного лица, за которую он может получить взятку, при условии, что она связана  с его должностным положением, хотя и не входит непосредственно  в круг его прямых служебных полномочий. Здесь закон имеет в виду такие  случаи, когда должностное лицо хотя само и не обладает полномочиями для  выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения (например, высокий пост в Правительстве  РФ, в аппарате Администрации Президента РФ, Государственной Думы и т.д.) могло  за взятку, используя свой авторитет  и влияние, принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами, работающими даже в других ведомствах и структурах орга- нов  государственной власти и управления.

 

Как правило, взятка дается должностному лицу за определенные конкретные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им заинтересованных лиц. Однако она может быть получена и за так называемое общее благоприятствование  или, как говорит закон, за общее  покровительство или попустительство  по службе, которое может быть проявлено  виновным по отношению к взяткодателю в самых разнообразных формах.

К сожалению, получение взятки - явление, которое встречается и в медицинской  среде. В большей мере оно присуще  государственным учреждениям здравоохранения, нежели частной системе здравоохранения. За что же даются взятки должностным  лицам в белых халатах? За возможность  госпитализации, за «нужный диагноз», за безосновательное продление больничного  листа, за утяжеление группы инвалидности и т.д.

Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка - до или после  совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались  ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был совершить или уже  совершил за получение незаконного  вознаграждения.

Получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным  лицом хотя бы части взятки. В  случаях, когда заранее обусловленная  взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции  в момент ее передачи), содеянное  им должно квалифицироваться как  покушение на получение взятки.

 

 

 С субъективной стороны получение  взятки - преступление, совершаемое  с прямым умыслом: виновный сознает, что получает взятку, и желает этого.

Субъектом данного преступления может  быть только должностное лицо.

Вымогательство как квалифицирующий  признак состава получения взятки означает требование должностным лицом  незаконного вознаграждения под  угрозой совершения действий, которые  могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленно  поставить последнего в такие  условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его  правоохраняемых интересов.

  1. Служебный подлог – это…….Какие документы являются официальными? Раскройте содержание объективной стороны данного преступления.

Статья 292 УК РФ. Служебный подлог

Служебный подлог, т.е. внесение должностным  лицом, а также государственным  служащим или служащим органа местного само- управления, не являющимся должностным  лицом, в официальные документы  заведомо ложных сведений, а равно  внесение в указанные документы  исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены  из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере  до восьмидесяти тысяч рублей или  в размере заработной платы или  иного

дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными  работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными  работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы  на срок до двух лет.

(В ред. Федерального закона  от 08.12.03 162-ФЗ.)

Данное преступление посягает на нормальную деятельность органов государственной  власти, существенно нарушает интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом рассматриваемого преступления, как говорит сам закон, являются только официальные документы - материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной  власти и государственного управления, органов власти и управления субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных  и муниципальных учреждений. Официальные  документы, удостоверяющие определенные факты или события, имеющие юридическое  значение, обладают, по общему правилу, соответствующей формой и реквизитами (бланк, штамп, печать, входящий или  исходящий номер, дата, наименование должности и подпись надлежащего  должностного лица). К таким документам вполне может быть отнесена и первичная  медицинская документация.

 

Документы, исходящие из различных  коммерческих структур, независимо от формы собственности, а также  некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом местного самоуправления или муниципальным  учреждением, предметом рассматриваемого преступления быть не могут. Их подлог может образовать состав преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ («Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»).

Характеризуя объективную сторону  рассматриваемого преступления, закон  пользуется собирательным термином «служебный подлог», раскрывая содержание этого понятия, указывая на его разновидности. К их числу относятся:

1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;

2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Любое из названных деяний образует объективную сторону состава  рассматриваемого преступления. Причем по способу исполнения подлог официального документа может быть материальным, т.е. внесение в него различных исправлений, подчисток, пометок другим числом, вытравливание  подлинного текста и замена его на другой и т.д., и интеллектуальным, т.е. изготовление изначально ложного, фальсифицированного документа, содержащего  сведения, не соответствующие действительности или фактическому положению дел.

В этой связи следует обратить особое внимание на неправомерные исправления  или приписки в медицинской документации, которые также могут составить  объективную сторону рассматриваемого преступного деяния. Приведем пример.

В рамках гражданского дела по определению  суда была проведена судебно-медицинская  экспертиза с целью установления причин развившихся у гражданина Б. гнойных осложнений после операции на левой верхней конечности с  последующей инвалидностью. Изучив представленную медицинскую карту  стационарного больного, комиссия экспертов  пришла к заключению об отсутствии дефектов оказания лечебно-диагностической  помощи гр-ну Б. в стационаре, поскольку  операция была выполнена технически правильно, проводились необходимые  диагностические исследования, в  том числе посев гнойного отделяемого  из раны, исследования на чувствительность микрофлоры к антибиотикам, а также  массивная антибактериальная терапия  в послеоперационном периоде. Неэффективность  лечения эксперты связали с индивидуальными  особенностями течения заболевания. Ознакомившись с результатами экспертизы, истец категорически утверждал, что ему проводилось лишь местное  лечение ран и никаких инъекций не делалось. Судом была назначена  криминалистическая экспертиза истории  болезни. Результатами этой экспертизы было установлено, что записи в бланках  анализов гнойного отделяемого и  записи об инъекциях антибиотиков в  листе назначений были выполнены  значительно позже всех других записей  в истории болезни. Почерковедческой экспертизой был установлен исполнитель  этих записей - заведующий хирургическим  отделением. Таким образом была доказана объективная сторона преступления - служебного подлога.

Информация о работе Модульная единица