Модульная единица

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:40, реферат

Описание работы

Особенности уголовной ответственность за профессиональные и должностные правонарушения медицинских работников. Защита интересов медицинской организации в условиях применения законодательства о защите прав потребителей к оказанию медицинских услуг. Минимизация рисков возникновения судебных споров. Порядок оказания платных медицинских услуг.

Работа содержит 1 файл

Модульная единица 4.docx

— 72.48 Кб (Скачать)

Модульная единица № 4.

Особенности уголовной ответственность за профессиональные и должностные правонарушения медицинских  работников. Защита интересов медицинской организации в условиях применения законодательства о защите прав потребителей к оказанию медицинских услуг. Минимизация рисков возникновения судебных споров. Порядок оказания платных медицинских услуг.

 

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями). Особенности применения норм законодательства о защите прав потребителей к сфере оказания медицинских услуг.

При получении платных медицинских  услуг, проводимых по всем правилам, пациент  должен быть защищен всеми теми гарантиями, которые предоставляет потребителю  Закон РФ «О защите прав потребителей».

Права потребителя:

  • На безопасность услуг (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», далее — ЗоЗПП);
  • На информацию об исполнителе и об услугах (ст.ст. 8-10 ЗоЗПП);
  • На соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27 ЗоЗПП);
  • На соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4 ЗоЗПП);
  • На информацию об обстоятельствах, которые могут по влиять на качество оказываемой услуги

(ст. 36 ЗоЗПП);

  • Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг

(п. 2 ст. 12 ЗоЗПП);

  • На выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.

В случаях, когда никакого вреда  не причинено, но услуга или не оказана  вообще или оказана плохо, или  оказанная услуга не соответствует  условиям договора, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»  заказчик медицинской услуги вправе потребовать по своему усмотрению:

• безвозмездного устранения недостатков  услуги (например, потребовать долечивания, дополнительного курса про цедур); 
• возмещения понесенных расходов на исправление недостатков (например, на долечивание и т.д. в другом медицинском учреждении или у частного врача);

• соответственного уменьшения цены услуги;

• повторного оказания услуги.

При этом, если допущенные недостатки являются существенными, потребитель  вправе вообще расторгнуть договор  и потребовать возмещения убытков.

Согласно статье 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя  об уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков, о возмещении убытков, причиненных расторжением договора на оказание услуги должны быть удовлетворены  в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение установленных  сроков удовлетворения всех вышеизложенных требований потребителя исполнитель  уплачивает потребителю неустойку  в размере и в порядке, установленными ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

При нарушении сроков удовлетворения требования о повторном оказании услуги потребитель вправе назначить  исполнителю новый срок для повторного исполнения услуги согласно пункту 3 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»  условия договора, ограничивающие и  нарушающие права пациентов по сравнению  с нормами, установленными правовыми  актами РФ, признаются недействительными. В соответствии с законодательством  Российской Федерации медицинские  учреждения несут ответственность  перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий  договора. В соответствии со ст. 15, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», указанными выше правилами, ст. 66, 68 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» некачественное выполнение услуги является основанием для предъявления пациентом к  медицинскому учреждению требований о  возмещении вреда здоровью, компенсации  за причинение морального вреда.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители  по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной  пошлины. Не облагаются государственной  пошлиной и иски о возмещении вреда  здоровью (жизни). В соответствии с  п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»  иски предъявляются в суд по месту  жительства истца (то есть, потребителя), или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Право  выбора места подачи иска принадлежит  потребителю (потерпевшему).

Согласно  закону «О защите прав потребителей»  контрольными функциями обладают Отдел  по предупреждению нарушений на потребительском  рынке при Госалкогольной инспекции  РТ и Территориальное управление федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по РТ. Они проверяют, имеется ли лицензия, есть ли книга  жалоб, т.е. только организацию оказания платных услуг, а не качество оказания медицинской помощи (в приложениях N 3 и N 4 описано, кто и как проверяет  качество медицинской помощи в государственной  системе здравоохранения).

  1. Порядок  и условия оказания платных медицинских услуг на основании Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  и Постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

Условия предоставления платных медицинских  услуг

При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется  в доступной форме информация о возможности получения соответствующих  видов и объемов медицинской  помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам  медицинской помощи и территориальной  программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам  медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя  от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов  медицинской помощи, предоставляемых  такому потребителю без взимания платы в рамках программы и  территориальной программы.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы  и территориальной программы, имеют  право предоставлять платные  медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:
  • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
  • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
  • при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые  медицинскими организациями, являющимися  бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается  органами, осуществляющими функции  и полномочия учредителей.

Медицинские организации  иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные  медицинские услуги самостоятельно.

При предоставлении платных  медицинских услуг должны соблюдаться  порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения  Российской Федерации.

Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения  Российской Федерации, либо по просьбе  потребителя в виде осуществления  отдельных консультаций или медицинских  вмешательств, в том числе в  объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

 

Порядок предоставления платных медицинских  услуг

Исполнитель предоставляет платные медицинские  услуги, качество которых должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве - требованиям, предъявляемым к услугам  соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских  услуг, качество предоставляемых платных  медицинских услуг должно соответствовать  этим требованиям.

Платные медицинские услуги предоставляются  при наличии информированного добровольного  согласия потребителя (законного представителя  потребителя), данного в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Исполнитель предоставляет потребителю (законному  представителю потребителя) по его  требованию и в доступной для  него форме информацию:

  • о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
  • об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Исполнитель обязан при оказании платных медицинских  услуг соблюдать установленные  законодательством Российской Федерации  требования к оформлению и ведению  медицинской документации и учетных  и отчетных статистических форм, порядку  и срокам их представления.

  1. С какой формой вины совершаются большинство профессиональных преступлений в сфере здравоохранения?

В настоящее время только доля неосторожных преступлений, совершенных медицинскими работниками, составляет около 13—16 %. Серьезной  проблемой в современных условиях становятся и врачебные ошибки. По статистике, каждый третий диагноз  определяется неверно, что впоследствии все чаще приводит к причинению тяжкого  вреда здоровью либо смерти пациента. Уровень распространенности ненадлежащего  оказания медицинской помощи, достигает 20,5 %, в результате чего в России происходит до 40 % всех смертей. Это связано, прежде всего, со снижением уровня профессионализма и отсутствием первоначальной вузовской  подготовки медицинских работников. Возрос уровень и разнообразие преступлений коррупционной направленности, совершаемых  медицинскими работникам, в частности  это касается-преступного оборота  фармацевтической продукции.

По  ряду деяний, за которые может понести  уголовное наказание только должностное  лицо лечебно-профилактического учреждения (например, получение взятки — ст. 290 УК I РФ), медицинский работник, получивший «вознаграждение» за лечение или  иные профессиональные действия, не может  быть привлечен к уголовной ответственности, так как исполняет сугубо профессиональные, а не должностные обязанности.

  1. Основные группы профессиональных преступлений в сфере здравоохранения.

Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, целесообразно разделить на четыре основные группы:

  • преступления в сфере лечебной и эстетической медицины (ст. 109, 118, ч.4 ст. 122, ст. 124, 235 УК РФ);
  • умышленные преступления медицинских работников использующих свои профессиональные навыки и знания в качестве способа их совершения (ст. 105, 111, 112, 115, 120, 123, ч.1 ст. 128, ст. 153 УК РФ);
  • должностные преступления медицинских работников (ч.2 ст. 128, ст. 159, 160, 228 2, 229, 285, 285 1, ст. 285 2, 290, 292, 293, 233 УК РФ);
  • иные преступления медицинских работников (например, ст. 307, 163, 171, 248 УК РФ и ряд других преступлений).

 

  1. Какой статьей Уголовного Кодекса РФ предусмотрена ответственность за неоказание помощи больному? Что представляет собой объективная сторона и кто является субъектом данного преступления? Какие обстоятельства принято понимать под уважительными причинами, препятствующими оказанию помощи больному?

Неоказание  помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 124 УК.

Информация о работе Модульная единица