Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:22, реферат
Невменяемость - состояние лица, исключающее в отношении к нему применение уголовного закона; иначе говоря, невменяемость есть состояние обратное вменяемости и поэтому определяется отрицательно - отсутствием некоторых признаков, которыми характеризуются вменяемость. Как особое юридическое состояние, невменяемость не имеет самостоятельного медицинского значения. Юридический смысл невменяемости состоит в освобождении гражданина совершившего общественно-опасное деяние описанное в уголовоном законодательстве от уголовной и гражданской ответсвенности.
На непосредственную близость понятия самосознания и Я-концепции (Р. Бернс, 1986) указывает В. Я. Пилиповский (1986). Он определяет самосознание как динамическую систему представлений человека о самом себе, «в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов» (с. 8). В этом смысле Я-концепция — понятие менее нейтральное и включает в себя оценочный аспект самосознания, который неразрывно связан с понятием критичности.
Понятие критичности (критики) известно психиатрии и используется в связи с обсуждением проблем психического здоровья и производства СПЭ. Так, В. В. Горинов (1993) полагает, что оценка состояния критических способностей является решающим моментом при производстве СПЭ. Критичность он рассматривает как весьма многомерный термин, зависящий от сохранности интеллекта и отражающий мотивационную сферу, ценностные ориентации, самосознание. Более детально проблема критичности исследуется в общей психиатрии, хотя такие работы единичны. Г. Т. Красильников (1993) на группе больных шизофренией показал, что симптом нарушения критичности тесно связан с процессом осознания болезни и с нарушениями личностного самосознания. Он предложил 7 вариантов расстройства критичности, которые, если их оценивать с судебно-психиатрической точки зрения, могут иметь различное значение для решения вопросов вменяемости–невменяемости. С. Ю. Циркин (1994) определяет нарушение критических способностей в качестве ведущего признака негативных изменений личности при шизофрении и выделяет 6 вариантов нарушений критики.
В России наибольшее внимание этой проблеме, в рамках исследования самосознания, уделяет В. С. Чудновский (1982, 1985, 1992). Он полагает, что процессы самосознания незримо присутствуют в механизмах психических нарушений при психозах, проявляющихся в первую очередь утратой критики. Основываясь на результатах исследования самосознания больных шизофренией и органическими психозами, В. С. Чудновский (1992) приходит к выводу, что именно вследствие потери критики представления становятся бредом и приобретают такую силу, против которой бессильна явная очевидность. В то же время при непсихотических расстройствах критика, претерпевая определённые изменения, тем не менее сохранялась.
Таким образом, философские,
психологические и
Схема 2
Схема соотношения основных понятий, характеризующих психологический критерий вменяемости–невменяемости
На основании
представленных данных допустимо утверждение,
что так называемое удвоение себя
и обусловливает, очевидно, субъективно
ощущаемое «я» и одновременно
внешне, через поведение и
Расстройство рефлективного
«я», «удвоения себя» и есть расстройство
критики, проявляющееся вовне
Против определения
самосознания как высшей ступени
сознания высказывается Д. С.
И. С. Кон (1978) полагает, что причиной попыток разъединения понятий «сознание» и «самосознание» является отождествление рефлективного «я» с самосознанием вообще. В действительности же рефлективное «я» является лишь одной из градаций самосознания. По И. С. Кону, сознание (самосознание) появляется с момента активного противопоставления субъекта и объекта деятельности. В онтогенезе человека это первые два года жизни, в филогенезе — уровень стада предлюдей. Следующей ступенью самосознания является осознание своей индивидуальности на уровне телесной и психической самостоятельности, что происходит на третьем году жизни, а в филогенезе — с разделением труда в родоплеменном обществе. И, наконец, в подростковом возрасте формируется рефлективное общественное «я». Примерно такую же последовательность уровней формирования самосознания и «я» дают и другие авторы (J. Dixon, J. Street, 1975; D. Gilbert, L. Tinell, 1978; Е. Б. Беззубова, 1993). Интересно отметить, что самосознание на уровне вычленения телесной самостоятельности с узнаванием себя в зеркале обнаруживается и у приматов, выросших в среде подобных себе (G. Gallup, 1977).
Г. И. Царегородцев и В. Г. Ерохин (1986), исследуя соотношение сознания и самосознания, придерживаются позиции их нераздельности, отражающей единство предметного происхождения сознания, связанного с противопоставлением субъекта объекту в процессе практической деятельности. Эти представления базируются на невозможности отражения (осознания) предмета деятельности без одновременного отражения себя как субъекта этой деятельности. Авторы полагают возможным разграничивать сознание и самосознание лишь по признаку предметности, а не по уровню развития, т. е. так, как это предполагается буквальным значением этих терминов. Отсюда знание себя как субъекта деятельности есть способ, каким существует самосознание.
Таким образом, реальные
отношения между понятиями «
В плане соотношения
сознания и самосознания представляет
интерес проведённый С. С.
Г. Гегель (1956) описал следующие стадии формирования сознания: чувственное, непосредственное восприятие объекта — чувственное сознание; превращение сущности вещей в предмет сознания — воспринимающее сознание; рассудочное сознание, раскрывающее себя, появление самосознания (с. 208).
Приведённых выше
аргументов достаточно для утверждения,
что то, что в формуле невменяемости
именуется психологическим
В силу этого становится понятным обоснованность употребления многими исследователями, как психиатрами, так и юристами понятия «сознание» и «самосознание» применительно к проблеме вменяемости–невменяемости. Например, В. Н. Кудрявцев (1982) указывает, что для признания действий противоправными необходимо, чтобы они находились под актуальным или потенциальным контролем сознания. А. М. Яковлев (1985) считает представление о преступлении как об акте сознательного поведения, как результате выбора лицом противоправного варианта поведения, принципиальной исходной предпосылкой уголовно-правовой модели личности преступника. Отсюда следует, что если лицо по объективным или субъективным основаниям не было в состоянии руководить своими действиями, то нет уголовной ответственности и наказания. В этом смысле симптоматична и попытка заменить в проекте УК РСФСР в статье о невменяемости понятие «отдавать себе отчёт…» на «осознавать значение своих действий» (Ю. Л. Метелица, 1992). Эта замена осуществлена в новом УК РФ.
Вместе с тем
обращает на себя внимание тот факт,
что предложения по усовершенствованию
формулы психологического критерия
касаются лишь слов «отдавать себе
отчёт». Именно эту часть предлагается
заменить словами «осознавать (понимать)
значение своих действий». Вторая часть
критерия — «руководить своими действиями»
остаётся нетронутой. Тем самым интеллектуальная
и волевая части
3.2. Взаимосвязь интеллектуального и волевого признака психологического критерия при вменяемости и невменяемости
Вопрос о союзе
«или» в формуле невменяемости
является вторым дискуссионным вопросом
относительно содержания психологического
критерия. Его анализ в историческом
аспекте, представленный в 1-й главе,
показывает наличие различных точек
зрения относительно этого союза, соединяющего
обе части психологического критерия.
Одна из них принадлежит В. Х.
В обоснование своего предложения В. Х. Кандинским (1890) были положены существовавшие в тот период в психиатрии представления о существовании душевных заболеваний, при которых больной понимает свои действия, но не может руководить ими. При этом не учитывалось то обстоятельство, что расстройство сознания, как наиболее существенный признак душевного заболевания, обязательно сопровождается расстройством критического отношения не только к окружающему, но и к себе. Поэтому внешне проявляющееся «понимание» своих действий душевнобольным не может восприниматься как сохранная способность отдавать себе в них отчёт, ибо элемент «я» (себе) в данном случае отсутствует или, вернее, болезненно изменён. Не случайно за весь последующий период своего развития психиатрия так и не смогла представить доказательств существования психических расстройств, при которых сохраняется способность лица отдавать себе отчёт в своих действиях, но утрачивается способность ими руководить. Уже в такой постановке вопроса заключается противоречие. Если лицо сохраняет способность сознавать свои действия, то оно в такой же мере сознаёт и свои противоправные действия, а это и есть основная предпосылка сознательного руководства своими действиями, а следовательно, и признания лица вменяемым.
Опровержение этого
тезиса возможно лишь путём доказательства
самостоятельности
Информация о работе Исследование происхождения "невменяемости" и её тразвития