Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:22, реферат
Невменяемость - состояние лица, исключающее в отношении к нему применение уголовного закона; иначе говоря, невменяемость есть состояние обратное вменяемости и поэтому определяется отрицательно - отсутствием некоторых признаков, которыми характеризуются вменяемость. Как особое юридическое состояние, невменяемость не имеет самостоятельного медицинского значения. Юридический смысл невменяемости состоит в освобождении гражданина совершившего общественно-опасное деяние описанное в уголовоном законодательстве от уголовной и гражданской ответсвенности.
Если обратиться к формулировке психологического критерия вменяемости, то фактически в неё включены категории, составляющие его объём и содержание. В ней имеется два основных элемента: лицо и деяние, составляющие объём понятия и указание на определённое отношение между ними, составляющее содержание понятия. Это отношение включает в себя способность ощущать себя, воспринимать своими (принадлежащими себе) совершаемые действия, отдавать себе в них отчёт и способность руководить ими. Никакого иного содержания в психологическом критерии нет. В общих чертах (в плане необходимости интеллектуального и волевого признаков) с такой формулировкой согласны практически все авторы, исследовавшие проблему невменяемости. Поэтому в действительности под поиском содержательных характеристик психологического критерия, по данным литературы, происходит поиск для него обобщающего понятия, которое отразило бы в себе все его компоненты.
3.1. Содержательная характеристика психологического критерия при вменяемости и невменяемости
По данным литературы,
применительно к
Естественно, что
наиболее активно проблема сознания
и психики исследуется в
А. Н. Леонтьев (1972) определял психику как «свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность» (с. 18). Но в этом смысле психика свойственна и животным. Психика человека, в конкретно научном смысле, есть «продукт взаимодействия субъекта с объектом, характеризующийся тем, что человек сознательно ориентируется в объективной действительности и преобразует природу и самого себя в ходе практической деятельности» (Н. И. Кондаков, 1971, с. 433). С. П. Граве (1981) определяет психику как аппарат формирования и управления поведением, направленным на удовлетворение потребностей, под которыми понимают как биологические нужды организма, так и социальные запросы личности.
В философском смысле
психика рассматривается как
особое свойство высокоорганизованной
материи (головного мозга), заключающееся
в отражении объективной
Дж. Б. Фурст (1957) определяет сознание как разумное понимание, возникающее из познания и означающее рациональное познание. Он описывает 4 стадии разумного понимания: невербализованное чувственное сознание; рассудочное понимание, отражающее поверхностную видимость вещей; понятия, проникающие за внешнюю видимость реального, глубже отражающие внутреннюю природу вещей; разумное понимание людьми самих себя как людей.
Н. И. Кондаков (1971) определяет сознание как понимание человеком собственного бытия, своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов между собой; как совокупную психическую деятельность, включающую интеллект, чувства, волю; способность мыслить и рассуждать; свойство высшей нервной деятельности человека определять своё отношение к окружающей действительности и преобразовывать её в своих интересах (с. 489).
При обсуждении проблемы
вменяемости–невменяемости
Смысл и значение
термина «понимание»
Сопоставление уровней понимания по Ю. Л. Метелице с приведёнными выше стадиями разумного понимания по Дж. Б. Фурсту показывает их несомненное сходство. Различие состоит лишь в том, что Дж. Б. Фурст описывает в качестве первой стадии невербализованное чувственное сознание, т. е. «доразумное», а Ю. Л. Метелица четвёртую стадию по Дж. Б. Фурсту расчленяет на два уровня, одинаковых по смыслу: понимание социального значения действий как такового и на уровне личностного смысла. Поскольку понимание социального значения возможно лишь при осознавании самого себя как субъекта социального, то очевидно, что 4-я стадия по Дж. Б. Фурсту совпадает с 3-м и 4-м уровнями понимания по Ю. Л. Метелице и с существующими в философии представлениями о самосознании. Общим является также и взаимоотношение между стадиями и уровнями понимания. В обеих системах каждый нижележащий уровень или стадия является предпосылкой вышележащего и поглощается, «снимается» им.
Таким образом, понятия
«психика» и «понимание»
И. И. Чеснокова (1974) определяет самосознание как «осознание личностью самой себя во всём многообразии индивидуальных её особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание — это и отношение личности к осознанным сторонам её внутреннего мира. В процессах самосознания формируется и выделяется Я личности как некое образование определённой целостности, единства внутреннего и внешнего её бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором» (с. 209). Самосознание выступает не как некий самостоятельный вид сознания, а как то же сознание, только с изменённой направленностью.
О том, что сознание — это общее понятие, агглютинирующее все психические функции, свидетельствует высказывание Е. В. Шороховой (1961): «Сознание — это не нечто над ощущением и мышлением стоящее, а через них осуществляемое, более высокое, осмысленное отражение внешнего мира» (с. 249). По мнению С. Л. Рубинштейна (1946), «не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом» (с. 677). Такой же позиции придерживается И. И. Чеснокова (1974), утверждающая, что генетически самосознание является более поздним продуктом, возникающим на определённых этапах развития личности, формируясь внутри сознания как специфическое его проявление. Самосознание реально проявляется через все психические явления, процессы и т. д. Самосознание — отражение психического в психическом же (И. И. Чеснокова, 1974, с. 211).
Проблему сознания и самосознания и их соотношения детально исследует А. Г. Спиркин (1972). В этой работе отражены следующие существенные для судебной психиатрии моменты. Понятие психики А. Г. Спиркин рассматривает как более широкое по сравнению с понятием сознания, поскольку психические явления могут носить как актуальный, так и потенциальный характер (с. 80). Мышление и воля входят в понятие сознание: «движимое волевыми усилиями мышление — высшая форма сознания» (с. 99). Отсюда определение: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (с. 83). Понятие сознания шире понятия самосознание: «Я выступает прежде всего как субъект сознания, психических явлений в их интегральной целостности… Я предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя» (с. 133).
Не отрицая возможности каждой науки иметь свой взгляд на сознание, А. Г. Спиркин полагает, что поскольку сущность сознания одна, и общее философско-психологическое определение сознания должно быть одно. Наряду с ним не может быть особого психиатрического или юридического определения сознания (с. 80). Как и другие авторы, А. Г. Спиркин говорит о самосознании как о двойной форме отражения: субъективного воспроизведения реальности и данности субъекту самого этого воспроизведения (с. 155).
Г. А. Голицын и М. В. Сербиненко (1983) указывают на три основные особенности человеческой психики, охватываемые понятием «сознание» и отличающие её от психики животных: социальный характер; использование языка; способность к самосознанию. Исследуя особенности формирования сознания и самосознания с позиции межполушарной асимметрии, авторы приходят к выводу об осуществлении левым полушарием функций самосознания — самовосприятие психических процессов, самоконтроль, самопринуждение и т. п. (с. 233). Анализ клиники поражений правого полушария, сопровождающихся анозогнозией, даёт им основания для подтверждения представлений о самосознании как «восприятии правого полушария левым». В качестве механизма самосознания выделяется два процесса: рецепция левым полушарием правого (объективный) и перекодирование своих переживаний в словесную форму (субъективный). Именно языковая система, содержащаяся в левом полушарии, и заставляет человека чувствовать себя единым, целенаправленным существом. Аналогичные данные получены рядом авторов (M. S. Gazzaniga, J. E. LeDoux, 1978; Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981; Э. А. Костандов, 1983; С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; Т. Б. Глезерман, 1986; А. М. Иваницкий, 1990; П. В. Симонов, 1990).
Тезис о самосознании
как двойной форме отражения
приводится многими авторами, однако
не носит завершённого характера
применительно к задачам
А. М. Иваницкий (1990) рассматривает «я» как динамическую информационную систему, не привязанную к определённой мозговой структуре. Чувство «я» возникает в результате соединения двух информационных потоков, первый из которых связан с наличным сигналом, а второй — с памятью. А. М. Иваницкий указывает, что эта концепция, подтверждённая соответствующими исследованиями, согласуется с нейрокибернетическими построениями Д. Эдельмана о повторном возврате возбуждений как мозговой основе психических функций. Сознание определяется А. М. Иваницким (1990) как «ощущение своего бытия, своей способности воспринимать окружающее, давать ему оценку и определять, исходя из этого, своё поведение. Ощущение своего бытия — это, по существу ощущения «я» как чего-то отдельного и, в известной степени, независимого от окружающего. Помимо отделённости от внешнего мира, «я» интроспективно переживается и как носитель некоторой внутренней свободы оценок и поступков» (с. 1053). А. М. Иваницкий (1993) полагает, что чувство «я» и коммуникация неразрывно связаны между собой и очевидно не могут существовать в изолированной форме.
Информация о работе Исследование происхождения "невменяемости" и её тразвития