Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.
Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература
Использованная литература
1.Методы линейного программирования для решения транспортных задач: Учебное пособие/ В. М. Тропина; Тул. гос. ун-т.- Тула, 1999 г.
2.Еремин И.И., Астафьев
Н.Н. Введение в теорию
3.Карманов В.Г.
4.Моисеев Н.Н., Иванов Ю.П., Столярова Е.М. Методы оптимизации. - М.; Наука, 1978г.
5.Иванов Ю.П., Лотов А.В. Математические модели в экономике. - М.; Наука, 1979г.
6.Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике. - М.; Наука, 1986г.
7.Геронимус Б.А. Экономико-математические методы в планировании. – 1982г.
8.В.И. Ермаков “Общий курс высшей математики для экономистов”, Москва, Инфра-М, 2000г.
9.Красс М.С., Чупрынов Б.П. ”Основы математики и ее приложения в экономическом образовании”, Издательство “Дело”, Москва 2001г.
Введение в практику
В данной главе рассмотрим способы применения решения транспортной задачи в организации работы на оптовых базах г.Саранска.
Приведем примеры задач практического характера с описанием способов их внедрения в работу оптовых баз.
Разработаем план внедрения транспортной задачи в следующие оптовые базы г.Саранска:
1) «ОАО» Бакалея оптовая база. Основная деятельность фирмы: Оптовая и розничная торговля. Бобовые, горчица, хрен, аджика, грибы сушеные, жевательная резинка, ингредиенты для приготовления, масло растительное, мука, соусы, кетчуп, специи, приправы, пряности, сухие завтраки.
2) «ООО» Евромет - гвозди, саморезы, сетка, профильная труба, квадратная труба, монтажная лента.
3) «ОАО» Мордовглавснаб - Стройматериалы, хозтовары, коммерческая недвижимость.
4) Саркан - канат, верёвка, шпагат, каболка.
5) Сарторг - алкогольная и спиртосодержащая продукция.
Для «ОАО» Бакалея оптовая база:
Задача 1. Метод северо-западного угла.
На три базы А1, А2,А3 поступил однородный груз в количествах, соответственно равных 140, 180 и 160 ед. этот груз требуется перевезти в пять пунктов назначения B1, B2, B3, B4, B5 соответственно в количествах 60, 70, 120, 130 и 100 ед. Тарифы перевозок единица груза указаны в следующей таблице:
Таблица 1
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Запасы | ||||
2 60 |
3
70 |
4
10 |
2 |
2 |
140 | |
8 |
4 |
1 110 |
4 70 |
1 |
180 | |
9 |
7 |
3 |
7 60 |
2 100 |
160 | |
Потребности |
60 |
70 |
120 |
130 |
100 |
480 |
Решение:
Составим математическую модель.
F=
Здесь число пунктов отправления m=3, а число пунктов назначения n=5. Следовательно, опорный план задачи определяется числами, стоящими в 5+3-1=7 заполненных клетках. Заполнение таблицы начнем с клетки для неизвестного т. е. попытаемся удовлетворить потребности первого пункта назначения за счет запасов первого пункта отправления. Так как запасы пункта больше ,чем потребности пункта, то полагаем =60, записываем это значение в соответствующей клетке табл. 1 и временно исключаем из рассмотрения столбец , считая при этом запасы пункта равным 80.
Рассмотрим первые запасы из оставшихся пунктов отправления и назначения . Запасы пункта больше потребностей пункта Положим =70, запишем это значения в соответствующей клетке таблицы 1 и временно исключим из рассмотрения столбец . В пункте запасы считаем = 10 ед. снова рассмотрим первые из оставшихся пунктов отправления и назначения. Потребности пункта больше оставшихся запасов пункта .Положим =10 и исключим из рассмотрения строку . Значение =10 запишем в соответствующую клетку таблицы 1 и считаем потребности пункта = 110 ед.
Теперь перейдем к заполнению клетки для неизвестного и т. д. Через 6 шагов остается один пункт отправления с запасом груза 100 ед. и один пункт назначения с потребностью 100 ед. соответственно имеется одна свободная клетка, которую и заполняем, полагая =100 (табл. 1.) в результате получаем общую стоимость перевозок всего груза составляет
S= 2*60+3*70+4*10+1*110+4*70+7*
Для «ООО» Евромет:
Задача 2: Метод наименьшей стоимости.
Исходные данные запишем в таблице 2.
Таблица 2.
Пункты отправления |
Пункты назначения |
Запасы | |||
7 |
8
|
1
160 |
2 |
140 | |
4 120 |
5 |
9 |
8 20 |
180 | |
|
9 |
2 50 |
3 30 |
6 90 |
170 |
Потребности |
120 |
150 |
190 |
110 |
470 |
|
Решение:
Составим математическую модель.
F=
Минимальный штраф, равный 1 ,находится
в клетке для переменной . Положим =160, запишем
это значение в соответствующую клетку
табл. 2. и исключим временно из рассмотрения
строку
. Потребности пункта
назначения считаем равным 30 ед.
В оставшейся части таблицы с двумя строками А2 и А3 и четырьмя столбцами B1, B2,B3,B4 клетка с наименьшим значением тарифа cij находится на пересечении строки А3 и столбца B2 где с32=2. Положим х32=50 и внесем это значение в соответствующую клетку табл. 2.
временно исключим из рассмотрения столбец B2 и будем считать запасы пункта А3 равным 120 ед. после этого рассмотрим оставшуюся часть таблицы с двумя строками А2 и А3 и тремя столбцами B1, B3, B4. В ней минимальный тариф сij находится в клетке на пересечении строки А3 и столбца B3 и равен 3.Заполним описанным выше способом эту клетку и аналогично заполним (в определенной последовательности) клетки, находящиеся на пересечении строки А2 и столбца B4. В результате получим общую стоимость перевозок составляет:
S=1*160+4*120+8*20+2*50+3*30+
Пример3. Метод аппроксимации Фогеля.
Составим математическую модель.
F=7*x1+8*x2+x3+2*x4+4*x5+5*x6+
Используя метод аппроксимации Фогеля найти общую стоимость перевозок.
Исходные данные которой находятся в таблице.
Для каждой строки и столбца таблицы условий найдем разности между двумя минимальными тарифами, записанный в данной строке или столбце ,и поместим их в соотвествующем дополнительном столбце или дополнительной строке таблицы 2.5
так, в строке А2 минимальный тариф равен 4 ,а следующий за ним равен 5, разность между ними 5-4=1. точно так же разность между минимальными элементами в столбце B4 равна 6-2=4. вычислив все эти разности, видим, что наибольшая из них соотвествует столбцу B4. В этом столбце минимальный тариф записан в клетке, находящийся на пересечении строки А1 и столбца B4. Таким образом, эту клетку следует заполнить. Заполнив ее, тем самым мы удовлетворим потребности пункта B4.
Поэтому исключим из рассмотрения столбец B4 и будем считать запасы пункта А1 равным 160-110=50 ед. после этого определим следующую клетку для заполнения снова найдем разности между оставшимися двумя минимальными тарифами в каждой из строк и столбцов и запишем их во втором дополнительном столбце и во второй дополнительной строке табл 2.5. как видно из этой таблицы, наибольшая указанная разность соответствует строке А1. Минимальный тариф в этой строке записан в клетке, которая находиться на пересечении ее с столбцом B3. Следовательно, заполняем эту клетку. Поместив в нее число 50 ,тем самым предполагаем, что запасы в пункте А1 полностью исчерпаны, а потребности в пункте B3 стали равными 190-50=140 ед. исключим из рассмотрения строку А1 и определим новую клетку для заполнения. Продолжая итерационный процесс, последовательно заполняем клетки, находящиеся на пересечении строки А3 и столбца B3, строки А3 и столбца B2 ,строки А2 и столбца B1, строки А2 и столбца B2. В результате получим общую стоимость перевозок.
S=1*50+2*110+4*120+5*20+2*30+
Метод двойного предпочтения
Метод потенциалов