Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.
Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература
Следовательно,
при решении задач
Распределительный метод достаточно прост, он позволяет решать широкий круг различных задач. Существенным недостатком этого метода является то, что им можно пользоваться только тогда, когда имеем дело с однородными величинами (однородный груз, однородный подвижной состав и т.п.).
14. Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Во многих случаях перевозке подлежат разные, но взаимозаменяемые продукты (например, уголь, нефть, мазут или цемент разных марок). Рассмотрим постановку и метод решения такой задачи.
В пунктах а1, А2, ..., Аi, ..., Аm хранится соответственно а1, а2, …, аi, …, аm тонн топлива разных сортов, причем в каждом из них имеется топливо только одного сорта. Таким образом, число пунктов отправления и число сортов топлива в этой задаче совпадают. Под топливом разного сорта подразумевается не только горючее разных видов (например, уголь, нефть, мазут), но и топливо одного вида, но разного качества (например, уголь разных сортов). Предприятиям, расположенным в пунктах В1, В2, ..., Вj, ..., Вn, требуется соответственно b1, b2, ..., bj, …,bn тонн условного топлива. Каждый из потребителей может использовать любой из имеющихся видов топлива. Коэффициенты приведения топлива разных сортов к условному топливу известны и составляют k1, k2, …, ki, …,km. Известны также расстояния lij между пунктами Аi и Вj. Требуется составить план перевозок (закрепления потребителей топлива за поставщиками) так, чтобы полностью удовлетворить запросы всех потребителей при минимальном объеме транспортной работы.
Обозначим через xij количество топлива 1-го сорта (т. е. из i-го пункта), поставляемое j-му потребителю. Тогда рассматриваемая задача формально записывается следующим образом: минимизировать транспортную работу
при условиях
Ограничения (15) означают, что объем доставляемого в каждый пункт потребления топлива должен в условных единицах равняться спросу этого пункта. Условия (16) означают, что общий объем топлива, направляемый во все пункты потребления из i-го пункта, не должен превышать запасов топлива i-го сорта (имеющегося в i-м пункте).
Задача (14) — (17) отличается от классической транспортной наличием в условиях (15) коэффициента ki. Поэтому актуальной является проблема сведения подобной задачи к классической транспортной. Анализ показывает, что в данном случае это возможно.
Обозначим запасы топлива на складах в тоннах условного топлива (условных тоннах) через а`1, а`2, ..., а`i, ..., а`m. При этом а`i = аi ki. Поскольку произведение условных тонн и условного расстояния перевозки не дают теперь величины реальной транспортной работы (тонно-километров), заменим lij на l`ij = lij /k i.
Нетрудно заметить, что произведение условных тонн и условного расстояния дает реальные тонно-километры, т. е.
l`ij x`ij = lij x ij ,
где х` — количество условного топлива, поставляемого из пункта Аi в пункт В j).
В новых обозначениях задача принимает следующий вид: минимизировать линейную форму
при условиях
Задача (18) — (21) является открытой моделью классической транспортной задачи, и, следовательно, для ее решения можно использовать алгоритм метода потенциалов. При этом процедуру вычислений можно представить в следующем виде.
1. Пересчитать матрицу расстояний || lij || на || l`ij || = lij /ki.
2. Выразить запасы топлива в пунктах А1, А2, ..., Аi, ..., Аm в тоннах условного топлива.
3. Составить матрицу условий, используя величины а`i, bj и l`ij.
4. Решить
поставленную задачу (найти оптимальный
план перевозок топлива,
5. Заменить величины а`i, х`ij и l`ij матрицы оптимального плана числами аi, хij и lij, рассчитанными по формула
a i = а`i / ki , xij = x`ij/ ki , l ij = l`ij / ki .
Поясним процедуру вычислений на конкретном примере. Пусть в пунктах А1 и А4 имеется соответственно 30 и 20 т угля марки А, в пункте А2 —50 т угля марки Бив пункте А3— 40 т угля марки В. Коэффициенты перевода угля в тонны условного топлива для марок А, Б и В соответственно 1,00; 1,20 и 1,25. Потребителям В1, В2, В3 и В4 требуется соответственно 40, 70, 40 и 10 т условного топлива, причем удовлетворять эту потребность можно углем любой марки. Расстояния между пунктами приведены в табл. 11. Требуется закрепить потребителей угля за поставщиками так, чтобы при полном удовлетворении спроса суммарный объем транспортной работы при перевозке угля был минимальным.
Поскольку в условии задачи дается неоднородная (по калорийности), но взаимозаменяемая продукция, то прежде чем составить матрицу условий, пересчитываем исходные данные следующим образом.
Таблица 11
Пункт отправления |
Пункт назначения | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | |
A 1 |
5 |
7 |
2 |
4 |
A2 |
9 |
9 |
6 |
6 |
A3 |
10 |
12 |
6 |
8 |
A4 |
5 |
4 |
1 |
2 |