Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.
Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература
Таблица 20
Пункт отправления |
Потенциалы |
Пункт назначения |
Наличие груза, т | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | |||
8 |
5 |
6 |
12 | |||
A1 |
0 |
10 |
50 |
7 |
12 50 |
50 |
A2 |
-4 |
4 10 |
1 20 |
2 30 |
8 |
60 |
A3 |
-3 |
6 |
2 |
3 20 |
10 |
20 |
A4 |
2 |
10 20 |
9 |
8 |
15 |
20 |
Потребность в грузе, т |
30 |
20 |
50 |
50 |
150 |
Решив
эту матрицу методом
Таблица 21
Пункт отправления |
Потенциалы |
Пункт назначения |
Наличие груза, т | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | |||
9 |
5 |
7 |
13 | |||
A1 |
0 |
10 |
5 20 |
7 30 |
100 |
50 |
A2 |
-5 |
4 10 |
1 |
2 |
8 50 |
60 |
A3 |
-4 |
6 |
2 |
3 20 |
10 |
20 |
A4 |
1 |
10 20 |
9 |
8 |
100 |
20 |
Потребность в грузе, т |
30 |
20 |
50 |
50 |
150 |
Таблица 22
Пункт отправления |
Потенциалы |
Пункт назначения |
Наличие груза, т | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | |||
10 |
5 |
7 |
14 | |||
A1 |
0 |
100 |
5 20 |
7 30 |
100 |
50 |
A2 |
-6 |
4 10 |
1 |
2 |
8 50 |
60 |
A3 |
-4 |
6 20 |
2 |
30 |
100 |
20 |
A4 |
1 |
100 |
9 |
8 20 |
100 |
20 |
Потребность в грузе, т |
30 |
20 |
50 |
50 |
150 |
Теперь наибольшее время перевозки составляет 10 ч (клетка А4В1,), поэтому блокируем клетки А1B1, А3В4 и А4В1, у которых время равно 10 ч, и находим новый план (табл. 22) с минимальным значением линейной формы. Из таблицы видно, что ни одна из загрузок не находится в блокированной клетке, поэтому процесс вычислений необходимо продолжить.
Таблица 23
Пункт отправления |
Потенциалы |
Пункт назначения |
Наличие груза, т | |||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | |||
0 |
5 |
6 |
100 | |||
A1 |
0 |
100 |
5 20 |
7 |
100 30 |
50 |
A2 |
-5 |
4 30 |
1 |
2 30 |
100 |
60 |
A3 |
-4 |
6 |
2 |
3 20 |
100 |
20 |
A4 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 20 |
20 |
Потребность в грузе, т |
30 |
20 |
50 |
50 |
150 |
Поскольку наибольшая продолжительность из планируемых перевозок равна 8 ч (клетки А2В4 и А4В3), блокируем клетки А2В4, А4В2 и А4В3, у которых время равно 8 ч или больше 8 ч. В найденном затем новом плане (табл. 23) две загрузки находятся в блокированных клетках. Это свидетельствует о том, что план перевозок, обеспечивающий доставку грузов всем потребителям за возможно короткое время, найден (см. табл. 22)
В
курсовой работе изложены основные подходы
и методы решения транспортной задачи,
являющейся одной из наиболее распространенных
задач линейного
Алгоритм и методы решения транспортной задачи могут быть использованы при решении некоторых экономических задач, не имеющих ничего общего с транспортировкой груза. В этом случае величины тарифов cij имеют различный смысл в зависимости от конкретной экономической задачи. К таким задачам относятся следующие: оптимальное закрепление за станками операций по обработке деталей. В них cij является таким экономическим показателем, как производительность. Задача позволяет определить, сколько времени и на какой операции нужно использовать каждый из станков, чтобы обработать максимальное количество деталей. Так как транспортная задача требует нахождения минимума, то значения cij берутся с отрицательным знаком; оптимальные назначения, или проблема выбора. Имеется m механизмов, которые могут выполнять m различных работ с производительностью cij. Задача позволяет определить, какой механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности; задача о сокращении производства с учетом суммарных расходов на изготовление и транспортировку продукции; увеличение производительности автомобильного транспорта за счет минимизации порожнего пробега. Уменьшение порожнего пробега сократит количество автомобилей для перевозок, увеличив их производительность; решение задач с помощью метода запрещения перевозок. Используется в том случае, если груз от некоторого поставщика по каким-то причинам не может быть отправлен одному из потребителей. Данное ограничение можно учесть, присвоив соответствующей клетке достаточно большое значение стоимости, тем самым в эту клетку не будут производиться перевозки. Таким образом, важность решения данной задачи для экономики несомненна. Приятно осознавать, что у истоков создания теории линейного программирования и решения, в том числе и транспортной задачи, стоял русский ученый - Леонид Витальевич Канторович.