Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа
Цели работы: изучить методы решения транспортной задачи и их реализацию при решении практической задачи.
Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Наши средства и ресурсы всегда ограничены. Жизнь была бы менее интересной, если бы это было не так. Не трудно выиграть сражение, имея армию в 10 раз большую, чем у противника. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Раньше план в таких случаях составлялся “на глазок”. В середине XX века был создан специальный математический аппарат, помогающий это делать “по науке”. Соответствующий раздел математики называется математическим программированием. Слово “программирование" здесь и в аналогичных терминах (“линейное программирование, динамическое программирование” и т.п.) обязано отчасти историческому недоразумению, отчасти неточному переводу с английского.
Введение
Транспортная задача
Математическая модель
Постановка классической транспортной задачи
Способы составления первого допустимого плана перевозок
Способ северо-западного угла
Способ наименьшего элемента в матрице
Способ двойного предпочтения
Способ аппроксимации Фогеля
Решение транспортных задач, имеющих некоторые дополнительные условия
Задача с распределением резерва (спрос не равен предложению)
Запрещение корреспонденции
Обязательная (директивная) корреспонденция
Открытая модель распределительного метода
Признаки наличия альтернативных решений в различных способах распределительного метода
Закрепление потребителей за поставщиками неоднородного взаимозаменяемого продукта
Усложнённая задача перевозки разнородной продукции
Транспортная задача по критерию времени
Заключение
Использованная литература
Обозначим через хij количество тонн груза, предназначенного к отправке из пункта Аi в пункт Вj. Тогда количество груза, планируемое к доставке в пункт Вj из всех пунктов отправления, составит
х1j + х2j +…+ xmj = Хij
.
Так как потребность пункта назначения Вj составляет bj, то при планировании перевозок должно соблюдаться равенство
Xij = bj .
Сказанное справедливо для любого пункта Вj. Поэтому получаем n уравнений
С другой стороны, общее количество груза, отправляемого из пункта Аi во все пункты назначения Вj составит
хi1+хi2+...+xin= Х ij. (3)
По условиям задачи эта сумма должна быть равна количеству груза в пункте равно Аi, т.е.
Х ij=ai .
Так как
приведённое рассуждение
(4)
Более компактно уравнения (1) - (4) можно записать следующим образом:
Х ij= bj, j = 1, 2, …, n;
Х ij= ai, i = 1, 2, …, m;
P = 111x11 +112 x12+…+1ij xij +…+1mn xmn = lij X ij. (7)
Очевидно, что объем каждой поставки не может быть отрицательным числом, т.е.
Таким образом, в математической форме транспортная задача формулируется следующим образом: определить значения переменных xij минимизирующих линейную форму
lij X ij, j = 1, 2, …, n, i = 1, 2, …, m (9)
при условиях
X ij=
bj, j = 1, 2, …, n;
Xij=
ai, i = 1, 2, …, m;
Соблюдение равенства (10) обеспечивает полное удовлетворение запросов всех потребителей. Уравнения (11) гарантируют полный вывоз из пунктов отправления, а уравнения (9) - неотрицательность переменных. Для совместности системы уравнений (9 - 12) необходимо, чтобы
Равенство (13) является не только необходимым, но и достаточным условием для совместности системы уравнений (9 – 12).
Поскольку уравнения (10 - 12) содержат неизвестные только в первой степени, а показатель Lij в формуле (9) не зависит от xij, сформулированная задача является задачей линейного программирования. Формулировка задачи, в которой спрос и предложение равны, получила название закрытой модели.
Модель транспортной задачи имеет следующие особенности:
1. Модель выражается неопределённой системой линейных уравнений и, следовательно, имеет бесчисленное множество возможных решений.
2. Модель совместна, т.е. имеет решение.
3. Элементами
матрицы системы являются
4. Система
является линейно-зависимой,
5. Число
линейно независимых уравнений
всегда на одно меньше общего
количества уравнений в
6. Целевая функция выражается линейной формой. Матрица целевой функции — это матрица-строка, элементами которой могут быть расстояния, время или стоимость перевозки.
Для решения
транспортной задачи разработаны специальные
методы, позволяющие из бесчисленного
множества решений найти
Общая схема метода следующая. Вначале составляют допустимый исходный план задачи, который затем исследуется на оптимальность. Если при проверке окажется, что составленный план оптимален, то решение закончено. В противном случае при помощи специального приёма осуществляется переход к новому, лучшему плану. Этот план снова исследуется на оптимальность и в случае неоптимальности опять улучшается. Указанный процесс вычислений повторяется до получения оптимального решения.
Разновидности распределительного метода отличаются в основном способом выявления оптимального решения.
8. Способы составления первого допустимого плана перевозок
В основе
математических методов, применяемых
при решении транспортных задач,
лежит принцип
Таблица 2
Cуточное производство и потребность в кирпиче, т |
Расстояние от перевозки, км | ||||||||
Завод |
Объём произ- водства |
Строитель-ные площадки |
Потребность в кирпиче |
Завод |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
A1 A2 A3 A4 |
100 300 75 125 |
B1 B2 B3 B4 B5 |
25 150 100 175 150 |
A1 A2 A3 A4 |
15 15 10 6 |
12 22 5 13 |
16 22 17 18 |
21 14 6 22 |
18 12 10 18 |
Первоначальное распределение перевозок может быть получено несколькими способами. Рассмотрим на конкретном примере сущность и эффективность некоторых из них. От четырех кирпичных заводов кирпич автомобильным транспортом доставляется на пять строительных площадок. Необходимо определить план перевозок кирпича, при котором объем транспортной работы будет минимальной. Исходные данные задачи приведены в табл. 2.
9. Способ северо-западного угла
Построение допустимого плана этим способом начинается с верхней левой клетки и заканчивается в нижней правой клетке матрицы. В клетки заносят максимально возможную поставку, учитывая соотношение ресурсов поставщика и спрос потребителя. Груз первого поставщика распределяется так, что вначале удовлетворяются потребности первого потребителя, затем второго и так до полного распределения всего объема грузов данного поставщика. Затем переходят к распределению грузов второго поставщика и так до полного распределения объема грузов всех поставщиков. Если спрос какого-либо потребителя превышает количество груза у поставщика, то недостающий спрос удовлетворяется за счет следующего поставщика, т.е. расчет в этом случае ведется по столбцу. Допустимый план перевозки кирпича на строительные площадки, составленный способом северо-западного угла, приведен в табл. 3. В плане полностью соблюдается условие по ввозу и вывозу кирпича, количество заполненных клеток соответствует m + n - 1. Суммарная транспортная работа по плану распределения, составленному способом северо-западного угла, будет
L( x ) = 15 • 25 +12 • 75 +22 • 75 +22 • 100+14 • 125+ 6 • 50 + 10 • 25+ 18• 125 = 9675т• км.
Таблица 3
Завод |
Строительная площадка |
Объём производства, т | ||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 | ||
A1 |
15 25 |
12 75 |
16 |
21 |
18 |
100 |
A2 |
15 |
22 75 |
22 100 |
14 125 |
12 |
300 |
A3 |
10 |
5 |
17 |
6 50 |
10 25 |
75 |
A4 |
6 |
13 |
18 |
22 |
18 125 |
125 |
Потребность в кирпиче, т |
25 |
150 |
100 |
175 |
150 |
600 |