Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:39, шпаргалка
шпоры по мат.моделированию
Напр., в задаче о баскетболисте траектория полета баскетбольного мяча определяется не как непрерывная ф-ия времени, а как табличная (дискретная) ф-ия координат от времени.
После дискретизации исходной задачи выполняется построение вычислительного алгоритма, позволяющего за конечное число шагов получить решение дискретной задачи. Найденное дискретное решение и принимается за приближенное решение задачи.
Применение
любого численного метода приводит к
погрешности результатов
Выделяют 3 основных составляющих возникающей погрешности при численном решении задачи:
** Неустранимая погрешность - связана с неточным заданием исходных данных (начальные и граничные условия, коэффициенты в правых частях диф-ых ур-ий)
** Погрешность метода – связана с переходом к дискретному аналогу исходной задачи (напр., заменяя на дискретный аналог получаем при погрешность порядка )
** Ошибка округления – связана с конечной разрядностью представления чисел в памяти ЭВМ
Основным требованием к вычислительному алгоритму является необходимость получения решения задачи с заданной точностью за конечное число шагов.
Если
при численном подходе
В этом случае система мат-их соотношений для объекта-системы не записывается, а заменяется некоторым алгоритмом, моделирующим ее поведением, и учитывающим взаимодействие друг с другом модели отдельных элементов системы.
Алгоритмические модели, использующие как численный, так и имитационный подход не позволяют получить решение в аналитической форме, что затрудняет и усложняет процесс анализа результатов моделирования.
С другой
стороны, несомненным преимуществом
алгоритмических методов является отсутствие
принципиальных ограничений на сложность
модели, что позволяет применять их для
исследования систем произвольной сложности.
10.
Аналитическое решение задачи о баскетболисте.
Примем некоторые допустимые предположения:
Найдем дальность полета L баскетбольного мяча – расстояние, которое пролетит мяч, двигаясь из начала координат до пересечения его траектории с плоскостью кольца корзины.
- время полета баскетбольного мяча
Подставим в выражение для
Дальность полета
Пусть бросок осуществляется со штрафной линии: . Возьмем
Точность
броска:
.
11.
Проверка адекватности модели.
Под адекватностью мат-ой модели понимается степень соответствия результатов, полученных по разработанной модели к данным эксперимента или тестовой задаче.
Проверка адекватности модели преследует 2 цели:
Проверка разработанной мат-ой модели выполняется путем сравнения с имеющимися экспериментальными данными о реальном объекте и с результатами других, созданных ранее и хорошо зарекомендовавших моделей.
В первом
случае говорят о сравнении с экспериментом;
во втором – о сравнении с результатом
решения тестовой задачи.
12.
Пример: «анализ задачи о баскетболисте»
Задача о баскетболисте была решена в 2 постановках:
Достоинством первого решения является его простота, а недостатком меньшая по сравнению со вторым точность. Невозможность получения аналитических оценок для дальности броска является недостатком решения 2, т.к.это обстоятельство затрудняет аналитический анализ данного решения.
С другой стороны, как следует из приведенных выше оценок изменение решения при невысоких значениях скорости баскетбольного мяча составляет всего несколько процентов, что позволяет не отбрасывать решение №1, а провести его анализ.
В первом решении было получено: , из данного выражения следует, что заданную величину броска мяча можно определить при двух углах бросания, обеспечивающих настильную (при ) и навесную (при ) траектории движения мяча, при указанные траектории совпадают.
Для получения одинаковой точности при отсутствии сил сопротивления начальные скорости мяча для навесной и настильной траектории должны быть одинаковыми.
Для оценки точности попадания мяча в кольцо рассмотрим ситуации, возникающие при подлете мяча к корзине со скоростью v под углом j к плоскости корзины. Отрезок AB=2d определяет ширину коридора так называемого чистого попадания мяча в корзину.
Задачу определения d можно свести к чисто геометрической, для этого достаточно из прямоугольного треугольника ACD определить гипотенузу AC и вычесть ее из радиуса корзины , т.о. d зависит от j, d=d(j).
При d=0 можно найти минимальное значение угла , при котором еще возможно чистое попадание мяча в корзину.
пусть радиус корзины
проведенный анализ позволяет ввести ограничения на точность броска ,
Подставляем данное L в формулу и определим среднее значение начальной скорости , данное соотношение определяет интервал начальных скоростей, обеспечивающих чистое попадание мяча в корзину при заданном угле бросания.
Используя численные
методы можно получить аналогичный
результат, при решении задачи о баскетболисте
с учетом сопротивления воздуха.
13.
Практическое использование построений модели и анализ рез-в моделирования.
Дискрептивные модели R!-ные выше, предназначены для описания исследуемых пар-в объекта, а так же для изучения закономерности изменения этих пар-в. Эти модели могут использоваться:
Модели разрабатываемые для исследоват-х целей, как правило, не доводятся до уровня программных комплексов предназначенных сторонним пользователям, эти модели отличает поисковый хар-р, применение новых выч-х процедур и алгоритмов, неразвитый интерфейс.
Модели и построенные на них программные комплексы предназначенные для последующей передачи сторонним пользователям или коммерческого распространения имеют развитый дружественный интерфейс. Программные комплексы имеют подробные и качественно составленные описания и руководство для пользователя, по всем неясным вопросам разработчики проводят консультации. Независимо от области применения созданной модели группа разработчиков обязана провести всесторонний качественный и количественный анализ результатов моделирования, который позволяет:
14.
Пример: «анализ задачи о баскетболисте»
Задача о баскетболисте была решена в 2 постановках:
Достоинством первого решения является его простота, а недостатком меньшая по сравнению со вторым точность. Невозможность получения аналитических оценок для дальности броска является недостатком решения 2, т.к.это обстоятельство затрудняет аналитический анализ данного решения.
С другой стороны, как следует из приведенных выше оценок изменение решения при невысоких значениях скорости баскетбольного мяча составляет всего несколько процентов, что позволяет не отбрасывать решение №1, а провести его анализ.
В первом решении было получено: , из данного выражения следует, что заданную величину броска мяча можно определить при двух углах бросания, обеспечивающих настильную (при ) и навесную (при ) траектории движения мяча, при указанные траектории совпадают.
Для получения одинаковой точности при отсутствии сил сопротивления начальные скорости мяча для навесной и настильной траектории должны быть одинаковыми.
Для оценки точности попадания мяча в кольцо рассмотрим ситуации, возникающие при подлете мяча к корзине со скоростью v под углом j к плоскости корзины. Отрезок AB=2d определяет ширину коридора так называемого чистого попадания мяча в корзину.
Задачу определения d можно свести к чисто геометрической, для этого достаточно из прямоугольного треугольника ACD определить гипотенузу AC и вычесть ее из радиуса корзины , т.о. d зависит от j, d=d(j).
При d=0 можно найти минимальное значение угла , при котором еще возможно чистое попадание мяча в корзину.
пусть радиус корзины
проведенный анализ позволяет ввести ограничения на точность броска ,
Подставляем данное L в формулу и определим среднее значение начальной скорости , данное соотношение определяет интервал начальных скоростей, обеспечивающих чистое попадание мяча в корзину при заданном угле бросания.
Используя численные
методы можно получить аналогичный результат,
при решении задачи о баскетболисте с
учетом сопротивления воздуха.
15.
Элементарные мат. модели.
Рассмотрим некоторые подходы к настроению простейших мат. моделей, иллюстрирующих применение фундаментальных законов природы, вариационных принципов, аналогий и иерархических цепочек.
Примеры моделей, получаемых из фундаментальных законов природы.
Наиболее распространенный метод построения математических моделей состоит в применении фундаментальных законов природы к конкретной ситуации.
Эти законы общепризнанны, многократно подтверждены опытом и служат основной многих научно-технических достижений.
Наиболее распространенные законы природы это:
Пример1: «движение шарика, присоединенного к пружине с жесткозакрепленным концом»
Для описания движения шарика воспользуемся законом сохранения энергии.
Пусть r – координаты шарика вдоль оси пружины, лежащей в горизонтальной плоскости, и направление движения шарика совпадает с осью х.
Информация о работе Шпаргалка по "Математическое моделирование"