Экспериментальная проверка выявленных методических приемов для изучения числовых выражений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей разработать методические приемы совершенствующие изучение числовых выражений по курсу математики М.И.Моро и соавторов.

Гипотеза: в результате применения разработанных методических приемов при изучении числовых выражений повысится коэффициент усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

изучить теоретические основы числовых выражений;
сделать сравнительный анализ методических подходов Моро М.И.,

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

§1. Определение числового выражения и его значения. . . . . . . . . . . . . . 7

§2. Методика изучения числовых выражений. . . . . . . . . . . . . . . . . .14

§3. Изучение правил порядка действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§1. Анализ ошибок, допускаемых при выполнении арифметических действий и пути их предупреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

§2. Подготовка и проведение эксперимента, и анализ его результатов. . . . . 34

Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Работа содержит 1 файл

диплом2009.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

         Таким образом, проведенная  коррекционная работа позволила  повысить коэффициент усвоения изучения числовых выражений в экспериментальном  классе на 0,11, а в контрольном  только на 0,05. 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

   Одной из основных задач  начального обучения математике является формирование у школьников в 1-4 классах вычислительных навыков. Вычислительная деятельность учеников осложняется допускаемыми ими ошибками: недостаточность внимания, однообразие заданий на вычисление. Сказанное обусловило проблему исследования и его цель - с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей совершенствовать методику изучения числовых выражений по курсу математики  М.И.Моро и соавторов.

   Для подготовки учащихся к восприятию правил как общего способа действий при вычислении значений выражений нужно, прежде всего научить их анализировать различные числовые выражения с точки зрения тех признаков, на которые ориентировано каждое правило. Дальнейшая работа направлена на формирование умения соотносить данное выражение с определенным правилом, которым следует руководствоваться при вычислении его значения.

   Достижение  цели и проверка гипотезы исследования определили поставленные и решенные задачи:

  • описали теоретическую основу изучения числовых выражений;
  • сделали сравнительный анализ методических подходов Моро М.И., Истоминой Н.Б. к изучению числовых выражений;
  • разработали материалы для эксперимента;
  • провели эксперимент с целью выявления эффективности разработанных методических приемов.

   В результате анализа математической и методической литературы, наблюдений за выполнением учениками заданий, констатирующего среза были выявлены ошибки, допускаемые учениками. Их коррекция выполнялась как во фронтальной, так и в индивидуальной работе с учениками, допускающими ошибки. Коррекционная работа выполнялась с использованием различных методических приемов: подготовительной работы, чередование различных видов деятельности: устной и письменной, поиск и анализ ошибок, выполнение нестандартных заданий, общеклассная работа; индивидуальная работа; подбор заданий для закрепления, что способствовало качественному формированию навыков работы над числовыми выражениями.

         Эффективность экспериментальной  работы подтвердил качественный и количественный анализ результатов констатирующего  и контрольных срезов в экспериментальном и контрольном классах. Коэффициент усвоения в экспериментальном классе выше, чем в контрольном на 0,06, при разнице увеличения этого коэффициента от первого ко второму среза на 0,11. В контрольном классе он остался практически на одном уровне (увеличился на 0,05).

   Это подтвердило гипотезу и дало основание  сформировать рекомендации к повышению  качества формирования у четвероклассников  работы над числовыми выражениями:

   - во фронтальной работе анализировать  возможные типичные ошибки, чтобы предупредить таковые, в индивидуальной – особенные, допускаемые конкретными учащимися, сравнивать ошибочные и верные решения;

   - применять модели числовых выражений  для более полного усвоения  правил порядка выполнения действий;

   - разнообразить учебные упражнения с числовыми выражениями, вводить нестандартные задания: игры, смекалки, чтобы ученики могли сравнивать, классифицировать, искать закономерности;

   - чередовать устные и письменные  вычисления, а также вычислительную  деятельность при решении задач. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Актуальные  проблемы методики обучения математике в начальных классах. Под ред. М.И.Моро, А.М.Пышкало. – М., 1977.
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984.
  3. Бельтюкова Г.В. Способы преобразования упражнений// начальная школа. – 1999 - №11 – с.77.
  4. Бельтюкова В.Г. Понятие математического выражения в начальном курсе математики// Начальная школа – 1974. - №5. – с.33-38.
  5. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М.; 1993.
  6. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика» // Начальная школа. -  1997. - №9. – с. 68.
  7. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики. // Начальная школа. – 1992. - № 9/10. – С. 15-18.
  8. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. – Антал. -  1995.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  10. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Вагриус, 1994.
  11. Ивашова О.А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения// Начальная школа. – 1988. - №4. – с.26-31.
  12. Ивашова О. А Изменение результатов арифметических действий при изменении их компонентов // Начальная школа. -  2000. -  №3. – с. 118.
  13. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
  14. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.,– 1997.
  15. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. –М,; 1992.
  16. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс». 4-е издание. – М.; 1996.
  17. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 2 класс». 4-е издание. – М.; 1996.
  18. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 3 класс». 4-е издание. – М.; 1995.
  19. Кадькалова Т.И. Работа над выражением в связи с решением задач// Начальная школа. – 1974. - №10. – с.66-70
  20. Кадькалова Т.И. Об ознакомлении с переменной// Начальная школа. – 1974. - №3. – с.49-54.
  21. Каплан Б.С., Рузин Н.К., Столяр А.А.,  Методы обучения математике. – М.; 1981.
  22. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики// Начальная школа. -  1995. - №12. - с. 55.
  23. Мельникова Т. С. Порядок действий //Начальная школа. -  1990. - №1. - с. 36.
  24. Методика начального обучения математике/ под .ред Л.Н.Скаткина. – М.; 1972.
  25. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А.Столяра и В.Л.Дрозда.- Минск., 1988.
  26. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М,; 1978.
  27. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах / Н.Б.Истомина, Л.Г.Латохина, Г.Г.Шмырева. – М., 1986.
  28. Программы, учебники, учебно-методический комплекты (тетради, альбомы, методические руководства и др.) по стабильному и альтернативным курсам математики для начальной школы.
  29. Средства обучения математике в начальных классах. (Сборник статей). – М.; 1981.
  30. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики. –М., 1988.
  31. Шадрина И.В. О порядке действий в арифметическом выражении// Начальная школа. – 2000. - №2. – с.105-107.
  32. Шарапова М. Ю. Работаем по-новому// Начальная школа. – 1995. - №7.- с. 29.

Информация о работе Экспериментальная проверка выявленных методических приемов для изучения числовых выражений