Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:33, курсовая работа
Цель работы: с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей разработать методические приемы совершенствующие изучение числовых выражений по курсу математики М.И.Моро и соавторов.
Гипотеза: в результате применения разработанных методических приемов при изучении числовых выражений повысится коэффициент усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы числовых выражений;
сделать сравнительный анализ методических подходов Моро М.И.,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§1. Определение числового выражения и его значения. . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Методика изучения числовых выражений. . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§3. Изучение правил порядка действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Анализ ошибок, допускаемых при выполнении арифметических действий и пути их предупреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§2. Подготовка и проведение эксперимента, и анализ его результатов. . . . . 34
Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Так же большую роль играет количество действий. Если учащиеся умеют применять правило порядка выполнения действий в выражениях в два действия, нельзя утверждать, что они могут применить его столь же успешно в выражениях в три – четыре действия. Особенно ярко это проявляется в выражениях со скобками. [11]
Теперь рассмотрим влияние числового материала. Вполне понятно, что если числа в выражении не позволяют производить вычисления в неверной последовательности, то ошибки встречаются редко. Если числовой материал позволяет в одном и том же выражении использовать разный порядок выполнения действий, то в работах встречаются все возможные варианты.
Можно использовать следующие упражнения для формирования умений пользоваться правилами порядка выполнения действий, предполагающие постепенные усложнения деятельности учащихся.
б) Выберите выражения, значения которых равны 80: 20 + 20 · 2; 84 – 12 + 48 : 6; 95 – 10 + 5; 5 + 90 : 6 · 5.
Приведенные упражнения могут
быть использованы как на
Следующие задания помогают учителю выстроить ход урока, повторить изученный ранее материал, который необходим для усвоения нового, и при этом каждое задание требует от учащихся активной мыслительной деятельности.
Возьмем тему «Порядок выполнения действий в выражениях». Ориентируясь на материалы по математике для второго класса. Первый урок проходит так.
Сначала детям предлагаются различные выражения и им необходимо определить количество действий в них, наличие или отсутствие скобок, а так
же те действия, которые необходимо выполнить в данных выражениях: 72 – ( 9- 3) – 6; 72 – 9 – 3 – 6 + 12; 72 – 9 – 3 – ( 6+ 12).
Дети сравнивают первое и второе выражения, отмечают, что в первом есть действия (его нужно выполнить первым), в первом выражении нужно выполнить три действия, а во втором – 4. Некоторые отмечают, что во втором выражении добавляется число 12. Второе выражение похоже на третье, только в третьем есть скобки.
Дети говорят, что в данных выражениях отсутствуют такие действия, как умножение и деление.
А что
можно сказать о таких
Рассматриваются правила выполнения действий в выражениях. Подчеркивают слова: по порядку слева на право, сложение или вычитание. Обращают внимание на слово или. Обсуждается, что оно означает. Делают вывод: если в выражении слева идет первым сложение, то выполняем сложение, а если вычитание, то выполняем вычитание.
Для закрепления правил, выполняют задания. По какому признаку записаны выражения в каждом столбике?
29 – 8 + 24 72 : 9 · 3
32 + 9 – 7 + 14 48 : 6 · 7 : 8
64 – 7 + 16 – 8 27 : 3 · 2 : 6 · 9
Только после этого ставится вычислительная задача.
На доске записывают выражение 68 – 7 · 8 + 63 : 9. Дети расставляют порядок действий: 68 – 7 · 8 + 63 : 9. Вычисления выполняют устно. Они решают первое действие 7 · 8 = 56. Учитель берет карточку с числом 56 и закрывает ею выражение 7 · 8, получается запись: 68 – 56 + 63 : 9. И так пока не получится запись: 12 + 7.
Следующее задание: по какому признаку можно разбить выражение на три группы: 81 – 29 + 27; 400 + 200 + 30 – 100; 27 : 3 · 2: 6 · 9; 400 + 200 + 300 – 100 : 48 : 6 · 7 : 8; 54 + 6 · 3 – 72 : 8; 72 : 9 · 3; 84 – 9 · 8.
Задание третье. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы? 56 : 8 54 : 9
После того как учащиеся научатся соотносить то или иное выражение с соответствующим правилам, предлагают такие задания: подумайте, какие знаки действий можно поставить вместо звездочек: o * o * o.
Дети спрашивают «А какой порядок действий?» Учитель выставляет порядок действий: o * o * o. Предлагают разные варианты: o * o * o
1. + -
2. - +
3. · :
4. : · и т. д.
Далее детям предлагается выполнить работу самостоятельно. Они придумывают различные примеры такого типа.
Затем
схемы усложняются: добавляются
числа, скобки, изменяется порядок действий.
Особенности этих заданий состоит в том,
что они активизируют творческую активность
самого учителя. [32]
§2. Подготовка и проведение эксперимента
и
анализ его результатов.
Экспериментальной базой нашего исследования явился 4 класс МОУ СОШ с.Степановка Аургазинского района. Эксперимент проводился совместно с учителем Марковой Татьяной Леонидовной. Наряду с наблюдениями, с учащимися класса проводились срезы, уроки, индивидуальная работа на уроке и во внеурочное время. В качестве контрольного класса был выбран 4 класса Александровской начальной школы, который также как и экспериментальный, обучается по курсу математики М.И.Моро. для выяснения более сформированных навыков по теме был проведен констатирующий срез. Коэффициент усвоения был подсчитан по формуле:
Кусвоения =
Для
констатирующего среза были использованы
задания на нахождение значения выражения.
Более полно с указанием
После подведения итогов констатирующего среза в экспериментальном классе была проведена коррекционная работа – обучающий эксперимент. Цель его проведения: более полное усвоение правил порядка выполнения действий в числовых выражениях и устранение ошибок. Для этого использовались методические приемы: чередование устной работы с письменной; поиск ошибок и анализ ошибок; выполнение нестандартных заданий; самоконтроль. Также использовались индивидуальная и общеклассная работа. В контрольном классе коррекционная работа не была проведена, усвоения работы над числовыми выражениями проводилось по учебникам.
Задания для констатирующего эксперимента.
980 – 80 – 100 480 : 2 · 3
640 – 40 + 200 350 : 5 · 2
2. В каждом выражении сначала укажи порядок выполнения действий, а потом вычисли его значение:
470 – (500-25 · 3) (300 + 160 : 4) : 2
500 + (400 – 160 + 40) (870 – 240 · 3) :5
3. а) Вычисли значения выражений.
45 + 27:3 – 12 100 – 10 · 9 – 8
90 – 36 : 3 · 2 17 + 15 · 3 · 0
84 : 4 · 3 + 2 5 · 5 + 75 : 5
б) Измени порядок действий с помощью скобок и вычисли значения полученных выражений.
4. Найди значение выражений:
500 – 180 : ( 90 : 45 ) + 30 100000 – 245 ·235
( 90 + 510 : 30 ) · ( 80 : 40 · 5) 9999 + 406 · 207
Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальном классе
Таблица №1.
№
п/п |
Имя учащегося | Задания | Коэф-
фициент усвоения % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Павел В. | + | + | - | + | 0,75 |
2 | Анастасия Ер. | + | + | - | - | 0,5 |
3 | Анастасия Аф. | + | + | - | - | 0, 5 |
4 | Светлана В. | + | + | - | + | 0,75 |
5 | Ирина В. | + | - | + | - | 0,5 |
6 | Юрий З. | + | + | - | + | 0,75 |
7 | Виктор К. | + | - | - | - | 0,25 |
8 | Айгуль З. | + | + | - | - | 0,5 |
Средний коэффициент усвоения | 0,6 |
Кср
=
= 0,6
Результаты констатирующего эксперимента в контрольном классе
Таблица №2.
№
п/п |
Имя учащегося | Задания | Коэф-
фициент усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Дмитрий Аф. | + | + | - | + | 0,75 |
2 | Максим М. | + | + | - | + | 0,75 |
3 | Анатолий С. | + | - | - | - | 0,25 |
4 | Игорь С. | + | + | - | - | 0,5 |
5 | Алина К. | + | + | - | - | 0,5 |
Средний коэффициент усвоения | 0,55 |
Кср = = 0,55
Примечание: в приведенных таблицах 1 и 2 знак «+»- задание выполнено правильно; «-» - задание выполнено неправильно.
Для лучшего усвоения особенностей числовых выражений были предложены следующие задания:
А) o + o : o + o · o - o