Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:33, курсовая работа
Цель работы: с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей разработать методические приемы совершенствующие изучение числовых выражений по курсу математики М.И.Моро и соавторов.
Гипотеза: в результате применения разработанных методических приемов при изучении числовых выражений повысится коэффициент усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы числовых выражений;
сделать сравнительный анализ методических подходов Моро М.И.,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§1. Определение числового выражения и его значения. . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Методика изучения числовых выражений. . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§3. Изучение правил порядка действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Анализ ошибок, допускаемых при выполнении арифметических действий и пути их предупреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§2. Подготовка и проведение эксперимента, и анализ его результатов. . . . . 34
Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Б) o · o + (o + o) - o
В) o : o + o - o - (o +o)
Выбери числовые выражения, которые соответствуют каждой схеме, и вычисли их значения.
63 : 7 + ( 20 – 5 ) - ( 9 + 6 ) 63 : 7 + 20 – 5 - ( 9 + 6 )
18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50 (18 + 36) : 9 + 6 · 8 - 50
5 ·(4 + 3) + 19 – 10 5 · 4 + (3 + 19) – 10
2) Проверь, все ли равенства верны. Исправь неверные неравенства, поставив скобки.
9 · 3
+ 45 : 9 = 72
9 · 3
+ 45 : 9 = 32
9 · 3
+ 45 : 9 = 8
Также были предложены примеры на вычисление значения выражения, когда ученику приходится применять все изученные правила. Учащиеся вычисляют значение выражений с одинаковыми числами, но разным порядком действий.
3) Найди значение выражений.
(13647+7623) : (430-1708:4) 4518 · (9648 – 1608 · 6)
(13647+7623) : (430-1708):4 4518 · 9648 – 1608 · 6
Была проведена индивидуальная работа с учетом индивидуальных детей.
1-й уровень → 2 · (27 + 3 ) : 6 – 6
2-й уровень → 99 – 4 · (28+12) : 5 + 24 : 6
3-й уровень → 600 – (383 + 136 : 8) : 10 + 150
Работу 1-го и 2-го уровня проверяют учащиеся; 3-й уровень проверяет учитель. Дети объясняют, как нашли значение выражения.
С детьми был проведен следующий тест:
1. В каком выражении число 50 уменьшили на произведение чисел 18 и 3.
а) (50 – 18) · 3 б) 50 – 18 · 3 в) 50 – 18 : 3
2. Какое число надо записать в «окошко», чтобы равенство было верным?
а) 10 б) 15 в) 14 г) 18
3. В какой схеме арифметические действия должны быть выполнены в таком порядке: 1) (:) 2) (-) 3) (·)
а) : - · б) ( · - ) :
в) · ( - : )
4. Найдите выражение, в котором порядок действий указан верно:
1 2 3
а)
24 : 3 + 2 · 2
2 1 2
б)
24 : (3 + 2 · 2)
1 2 3
в) (24 : 3 + 2) · 2
5. Найдите верное равенство:
а) 18 : 3 + 15 : 3 = (18 + 15) :3 б) 18:3 + 15 : 2 = (18 – 15) :3
в) 18 : 3 – 15 : 3 = (18 + 15) :3
После проведения экспериментальной работы (обучающего эксперимента) в экспериментальном и контрольном классах был проведен контрольный срез. Цель среза – проверить помогла ли проведенная работа учащимся 4 класса более полно усвоить изучение числовых выражений, а также повысился ли коэффициент усвоения ими числовых выражений. В связи с этим детям была предложена контрольная работа, которая включала в себя четыре задания по теме. По сравнению с констатирующим срезом задания были более сложными.
Задания для среза.
1. Поставь скобки, чтобы равенства стали верными:
24 + 36 : 2 · 3 = 30 20 · 9 – 6 : 3 = 58
24 + 36 : 2 · 3 = 90 20 · 9 – 6 : 3 = 140
24 + 36 : 2
· 3 = 126
2. Найди значение выражения:
(1 776 + 824) · 60 (3 504 – 1 224) : 4 70 170 : 10
1 776 + 824 · 60 3 504 – 1 224 : 4 40 400 : 100
3. Расставь знаки действий так, чтобы равенства стали верными:
728 * 72 * 8 = 152 728 * 72 * 8 = 100
728 * 72 * 8 = 719 728 * 72 * 8 = 737
4. Найди значение выражения:
(47 868 + 112 812) : 52 + (27 333 + 18 615) : 84
(40 600 – 38 956) · 33 – (15 100 – 14 125) · 11
(576 + 126 828 : 542) · (406 · 117 – 47 000)
(199 430 – 119 · 805) : (148 + 8 536 : 88)
Итак, в результате проведения контрольного среза ожидалось, что коэффициент усвоения учащимися экспериментального класса должен был повыситься. По сравнению с констатирующим срезом, который был проведен в начале нашего эксперимента, можно увидеть изменение коэффициента усвоения в контрольном срезе. По результатам были составлены следующие таблицы №3 и №4.
Результаты контрольного среза в экспериментальном классе
Таблица №3.
№
п/п |
Имя учащегося | Задания | Коэф-
фициент усвоения % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Павел В. | + | + | - | + | 0,75 |
2 | Анастасия Ер. | + | + | - | + | 0,75 |
3 | Анастасия Аф. | + | + | - | - | 0,5 |
4 | Светлана В. | + | + | - | + | 0,75 |
5 | Ирина В. | + | + | + | - | 0,75 |
6 | Юрий З. | + | + | - | + | 0,75 |
7 | Виктор К. | + | + | - | + | 0,75 |
8 | Айгуль З. | + | + | - | + | 0,75 |
Средний коэффициент усвоения | 0,71 |
Кср = = 0,71
Результаты контрольного среза в контрольном классе:
Таблица №4.
№
п/п |
Имя учащегося | Задания | Коэф-
фициент усвоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Дмитрий Аф. | + | + | + | - | 0,75 |
2 | Максим М. | + | + | - | - | 0,5 |
3 | Анатолий С. | + | - | + | - | 0,5 |
4 | Игорь С. | + | + | - | + | 0,75 |
5 | Алина К. | + | + | - | - | 0, 5 |
Средний коэффициент усвоения | 0,6 |
Кср = =0,6
Сравним коэффициент усвоения учащимися работы над числовыми выражениями при констатирующем и контрольном срезах в экспериментальном и контрольном классах.
Динамика усвоения числовых выражений по результатам констатирующего и контрольного срезов:
Таблица №5
Срезы |
Коэффициент усвоения | |
Экспериментальный класс | Контрольный
класс | |
Констатирующий | 0,6 | 0,55 |
Контрольный | 0,71 | 0,6 |
Динамика Кус | 0,11 | 0,05 |
Как показывает таблица, коэффициент усвоения в экспериментальном классе после проведения коррекционной работы по устранению и предупреждению ошибок при изучении числовых выражений стал выше. Причем динамика коэффициента усвоения констатирующего и контрольного срезов в экспериментальном классе составляет повышение на 0,11, а в контрольном на 0,05. повышение коэффициента усвоения в экспериментальном классе по сравнению с контрольным выше на 0,06. тем самым различие в динамике в контрольном срезе в отличие от констатирующего подтверждает гипотезу. Можно сделать вывод, что проделанная коррекционная работа с использованием методических приемов позволила улучшить результаты по овладению работы над числовыми выражениями.
Дети
ВЫВОДЫ
ПО II ГЛАВЕ.
Во
второй главе описано
В экспериментальной работе для предупреждения ошибок и качественного усвоения числовых выражений на практике использовались различные методические приёмы:
- подготовительная работа;
- чередование различных видов деятельности: чередование устной и письменной работы, решение задач и примеров;
- поиск и анализ ошибок;
-
самоконтроль.
В начале был проведен констатирующий срез в двух классах: в экспериментальном классе коэффициент усвоения составил 0,6, в контрольном – 0,55. после этого в экспериментальном классе была проведена коррекционная работа с использованием указанных выше методических приемов. После контрольного среза выяснилось: в экспериментальном классе коэффициент усвоения составил 0,71, в контрольном – 0,06.