Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:33, курсовая работа
Цель работы: с опорой на анализ литературы и изучение практического опыта учителей разработать методические приемы совершенствующие изучение числовых выражений по курсу математики М.И.Моро и соавторов.
Гипотеза: в результате применения разработанных методических приемов при изучении числовых выражений повысится коэффициент усвоения младшими школьниками соответствующих знаний и умений.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы числовых выражений;
сделать сравнительный анализ методических подходов Моро М.И.,
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
§1. Определение числового выражения и его значения. . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Методика изучения числовых выражений. . . . . . . . . . . . . . . . . .14
§3. Изучение правил порядка действий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Анализ ошибок, допускаемых при выполнении арифметических действий и пути их предупреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§2. Подготовка и проведение эксперимента, и анализ его результатов. . . . . 34
Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Методика ознакомления детей с такими выражениями может быть различной. Можно вместе с детьми рассмотреть ряд заданных выражений и ознакомить с новой формой их чтения на основе анализа структуры каждого выражения. Например, дети записывают выражение: к 30 прибавить произведение чисел 5 и 4 и находят его значение.
Фрагмент урока.
Учитель. Какое последнее действие выполняли в этом выражении?
Ученик. Сложение.
Учитель. Вспомните, как называются числа, которые складывают.
Ученик. Числа, которые складывают, называются слагаемыми.
Учитель. Назовите первое слагаемое.
Ученик. Первое слагаемое 30.
Учитель. А чем выражено второе слагаемое?
Ученик. Второе слагаемое выражено произведением чисел 5 и 4.
Учитель. Значит, все это выражение можно назвать суммой, первое слагаемое 30, второе выражено произведением чисел 5 и 4. прочитайте еще раз выражение.
Далее аналогично рассматриваются другие выражения, например: 70-40:10, (40-4):9 и т.п. .[12]
Возможен и другой путь ознакомления с такими выражениями, когда учащиеся сами составляют их. Например, берут сумму чисел 24+16. после того как дети назовут слагаемые, учитель предлагает первое слагаемое (24) заменить равным ему произведением чисел. Появляется новая сумма: 6·4+16. можно заменить произведением или другим выражением любое слагаемое.
В дальнейшем, в процессе многократных упражнений в чтении, составлении и записи выражений, учащиеся постепенно овладевают умением устанавливать вид сложного выражения (в 2-3 действия). Значительно облегчает детям эту работу схема, которая составляется коллективно и используется при чтении выражений:
1) установить, какое действие выполняется последним;
2)
вспомнить, как называются
3) прочитать, чем выражены эти числа.
Упражнения
в чтении и записи сложных выражений,
содержащих компоненты действий, заданные
простейшими выражениями, помогают
детям усвоить правила порядка действий,
а также подготавливают к решению уравнений
вида: (х-5)+9=24. [13]
§3. Изучение правил порядка выполнения действий.
Правила порядка выполнения действий в сложных выражениях изучаются во 2 классе, но практические некоторые из них дети используют еще в 1 классе.
Первым
рассматривается правило о
Учитель сразу же обращает внимание детей на то, как важно соблюдать это правило при вычислениях, в противном случае можно получить неверное равенство. Например, учащиеся объясняют, каким образом получены значения выражений: 45-17315=13, 50:10·5=1, почему они неверны, какие значения в действительности имеют эти выражения.
Далее рассматривается порядок действий в выражениях со скобками вида: 85-(46-14), 60:30-20), 90:(2·5). С такими выражениями учащиеся знакомы и умеют их читать, записывать и вычислять их значение. Объяснив порядок выполнения действий в нескольких таких выражениях, дети формулируют вывод: в выражениях со скобками первым выполняется действие над числами, записанными в скобках. Рассматривая эти же выражения, нетрудно показать, что действия в них выполняются не в том порядке, в каком записаны; чтобы показать другой порядок их выполнения, и использовать скобки.
Далее идет изучение правил выполнения порядка действий в выражениях без скобок, когда в них содержатся действия первой и второй ступеней. Поскольку правила порядка действий приняты по договоренности, учитель просто сообщает их детям или же учащиеся знакомятся с ними по учебнику.
Чтобы учащиеся усвоили введенные правила, наряду с тренировочными упражнениями включают решение примеров с пояснением порядка выполнения действий. Эффективны также упражнения в объяснении ошибок на порядок выполнения действий. Например, из заданных пар примеров предлагается выписать только те, где вычисления выполнены по правилам порядка действий:
20+30:5=10
20+30:5=26 42-12:6=5 6·5+40:2=30
(М.И.Моро М.ч.1)
После объяснения ошибок можно дать задание: используя скобки, изменить порядок действий так, чтобы выражение имело заданное значение. Например, чтобы первое из приведенных выражений имело значение, равное 10, надо записать его так: (20+30):5.
Особенно полезны примеры на вычисление значения выражения, когда ученику приходится применять все изученные правила. Например, на доске (в тетрадях) записывается выражение (36:6+3·2). Учащиеся вычисляют его значение. Затем учителем (или детьми) изменяется с помощью скобок порядок действия в выражении:
36:6+3·2
36:
(6+3)·2
Интересным, но более трудным является обратное упражнение «расставь скобки так, чтобы выражение имело заданное значение»:
72-24:6+2=66
72-24:6+2=10
(М.И.Моро М.ч.1)
Выполняя такие упражнения, учащиеся убеждаются в том, что значение выражения может измениться, если изменяется порядок действий. [23]
Для усвоения правил порядка действий необходимо во 2 и 3 классах включать все более упражняющиеся выражения, при вычислении значений которых ученик применял бы каждый раз не одно, а два или три правила порядка выполнения действий, например: 90·8-(240+170)+190, 469148-148·9+(30100-26909). При этом числа следует подбирать так, чтобы они допускали выполнение действий в любом порядке, что создает условия для сознательного применения изученных правил. [31]
Основная цель темы «Изучение числовых выражений» – познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях и сформировать у них умение пользоваться ими.
В начальных классах эти правила формулируются в таком виде.
Правило 1. в выражениях без скобок, содержащих только сложение и вычитание или умножение и деление, действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо.
Правило 2. в выражениях без скобок сначала выполняются по порядку слева направо умножение и деление, а потом сложение и вычитание.
Правило 3. в выражениях со скобками сначала находят значения выражений в скобках по правилам 1 и 2. Затем по порядку слева направо выполняются умножение и деление, а потом сложение и вычитание. [28]
Для
подготовки учащихся к восприятию правил
как общего способа действий при вычислении
значений выражений нужно, прежде всего
научить их анализировать различные числовые
выражения с точки зрения тех признаков,
на которые ориентировано каждое правило.
Дальнейшая работа направлена на формирование
умения соотносить данное выражение с
определенным правилом, которым следует
руководствоваться при вычислении его
значения.
ВЫВОДЫ
ПО I ГЛАВЕ.
Теоретической основой вычислений служат определения арифметических действий и их свойства. Проанализировав изучение числовых выражений по курсу М.И.Моро, мы выяснили, что учащиеся знакомятся с числовыми выражениями ещё в 1 классе.
Учащиеся 1 класса к концу года должны уметь находить значения числового выражения в 1-2 действия без скобок ; 2 класса – находить значение числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание ( со скобками и без них); 3 класса – уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 действия ( со скобками и без них) а также должны знать правила о порядке выполнения действий в выражениях со скобками и без них; 4 класса – вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий.
Для полного усвоения числовых выражений следует использовать методические приемы, учитывающие допускаемые учащимися ошибки и способствующие их предупреждению и устранению.
Основная цель темы «Изучение числовых выражений » – познакомить учащихся с правилами порядка выполнения действий в выражениях и сформировать у них умение пользоваться ими.
В процессе изучения
этой темы учащиеся совершенствуют вычислительные
навыки.
ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ВЫЯВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЛОВЫХ
ВЫРАЖЕНИЙ.
§1.
Анализ ошибок допускаемых
при выполнении арифметических
действий и пути их предупреждения.
Для раскрытия сущности
учебно-воспитательных явлений используются
практические, эмпирические методы, а
именно:
- наблюдение;
- педагогический консилиум ;
- диагностирующие контрольные работы.
Цели
данных методов состоят в следующем:
1. Наблюдение необходимо для выяснения
степени усвоения алгебраического материала,
то есть нахождение значения выражения,
сравнение выражений, порядок действий,
Для этого используются различные игры,
устный счет.
2. Диагностирующие контрольные работы включают в себя кратковременные работы в форме математических диктантов, когда учитель диктует задания, а дети записывают одни ответы.
К
этому же методу относится контрольная
работа, цель которой состоит в
проверке того, как же дети усвоили
темы, произошли ли какие либо изменения
в результатах по отношению к
тем результатам, которые были
до проведения эксперимента.
Результаты
контрольной работы удобно размещать
в специальной таблице, данные в которой
даются в процентах от числа писавших
работу. [11]
Для
выявления характера ошибок учащихся
в определении порядка
На правильность применения правил порядка выполнения действий значительное влияние оказывает структура выражений и числовой материал.
В структуре выражений играет набор, количество и расположение действий в выражениях, наличие в них скобок. Ошибки состоят в том, что учащиеся выполняют сложение раньше деления, не обращая внимания на порядок записи.
Дети помнят начало формулировки, в которой сложение названо раньше вычитания, а умножение раньше деления, и не обращает внимания на конец правила, подчеркивающий, что эти действия надо выполнять в порядке их записи. Другая причина этих ошибок – ориентировка учащихся не на правило, а на возможность выполнения действий – делают то, что делается.