Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель работы: выявить характерные особенности обучения элементам алгебры в начальной школе.
Задачи исследования:
1) рассмотрение общетеоретических аспектов введения в начальной школе алгебраических понятий величины и числа;
2) изучение конкретной методики обучения этим понятиям в начальной школе;
Введение 3
Глава I. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе
1.1 Опыт введения элементов алгебры в начальной школе 6
1.2 Психологические основы введения алгебраических понятий
в начальной школе 10
1.3 Основные алгебраические понятия в начальном курсе математики 18
Глава II. Методические рекомендации к изучению алгебраического материала в начальной школе
2.1 Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными, числовых равенств и неравенств, уравнений………………………………….23
2.2 Методические рекомендации изучения алгебраического материала в начальной школе ………………………………………………………………..30
2.3 Сравнительный анализ изучения элементов алгебры в различных УМК.36
Заключение 42
Cписок литературы 45
При обучении математике в начальной школе нигде не идет речь о доказательстве каких-либо утверждений. Между тем, помня о том, какую трудность будет вызывать обучение доказательству в средней школе, начинать готовить к этому нужно уже в начальных классах. Причем сделать это можно на вполне доступном для младших школьников материале. Таким материалом, например, могут служить правила деления числа на 1, нуля на число и числа на само себя. Дети вполне в состоянии доказать их, используя определение деления и соответствующие правила умножения.
Материал начальной школы
Говоря о недостатках обучения
математике в начальной школе, мешающих
дальнейшему обучению, необходимо особо
подчеркнуть тот факт, что зачастую
материал в учебниках изложен
без взгляда на то, как он будет
работать в дальнейшем. Очень ярким
примером этого является организация
усвоения умножения на 10, 100, 1000 и
т.д. Во всех рассмотренных учебниках
изложение этого материала
В настоящее время возникли достаточно
благоприятные условия для
1) на изучение математики в первые четыре года выделяется 700 ч., т. е. почти 40 % всего времени, отводимого этому предмету за всю среднюю школу;
2) учителями начальной школы работает с каждым годом все большее число лиц, имеющих высшее образование;
3) возросли возможности лучшего обеспечения учителей и школьников учебно-наглядными пособиям.
Нет необходимости доказывать решающую роль начального обучения математике для развития интеллекта ученика вообще. Богатство базисных ассоциаций, обретаемых школьником за первые четыре года обучения, при правильной постановке дела становится главным условием самонаращивания знаний в последующие годы. Если этот запас исходных представлений и понятий, ходов мыслей, основных логических приемов будет неполон, негибок, обеднен, то при переходе в старшие классы школьники будут постоянно испытывать трудности, независимо от того, кто их будет учить дальше или по каким учебникам они будут учиться.
Как известно, начальная школа функционирует
в нашей и других странах много
веков, в то время как всеобщее
среднее образование
Драгоценные методические находки
и обобщения по начальному обучению
математике были сделаны еще Л. Н.
Толстым, К. Д. Ушинским, С. И. Шохор-Троцким,
В. Латышевым и другими
Между тем современное состояние
дела обучения в начальной школе
таково, что эффективные пути его
совершенствования, освоенные учителями
в недавние годы, оказались неожиданно
обойденными последними редакциями
программ и учебников. Серьезный
недостаток действующих сейчас программ
— это нарушение
Так, например, в программах начальных
классов не решена проблема пропедевтики
ряда важных понятий, которая успешно
достигалась ранее в начальной
школе. Такой пропедевтики не получилось
из-за вымученного растягивания программами
традиционного материала, который
раньше осваивали гораздо быстрее
и продуктивнее. Программа нынешней
четырехлетней школы стала
При разумном учете наличных научных результатов, полученных в последние 20 лет по методике начального обучения различными творческими коллективами, сейчас имеется полная возможность добиться в начальной школе «учения с увлечением».
В частности, знакомство учащихся с базовыми алгебраическими понятиями, несомненно, положительно скажется на освоении учащимися соответствующих знаний в старших классах.
Представляется, что лишение младшего школьника доступного и необходимого знания обернется для него уроном, невосполнимым никогда позже.
Для практики начального обучения математике
имеет важнейшее значение прием
совмещения на одном уроке (в пространстве
одной страницы учебника) взаимно-обратных
задач. Поэтому представляется совершенно
необходимым пользоваться традиционными
названиями основных видов сопоставляемых
друг другу задач: если повторение равных
слагаемых выступает как
Психологом Ж. Пиаже была установлена фундаментальная закономерность обратимости операций, с которой связано методическое понятие «обратная задача». В частности, всякая информация, воспринятая человеком, продолжает циркулировать в подсознании (в неосознаваемой форме) в течение 20-30 мин. И вот, если при умножении 172 на 43 нами получено промежуточное произведение 688, то это же число легче всего проявляется (актуализируется) при решении обратной задачи на деление «уголком» (7396:172). Связь мыслей «умножение – деление» как бы прокручивается здесь дважды.
Информация о работе Изучение алгебраического материала в начальном курсе математики