Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель работы: выявить характерные особенности обучения элементам алгебры в начальной школе.
Задачи исследования:
1) рассмотрение общетеоретических аспектов введения в начальной школе алгебраических понятий величины и числа;
2) изучение конкретной методики обучения этим понятиям в начальной школе;
Введение 3
Глава I. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе
1.1 Опыт введения элементов алгебры в начальной школе 6
1.2 Психологические основы введения алгебраических понятий
в начальной школе 10
1.3 Основные алгебраические понятия в начальном курсе математики 18
Глава II. Методические рекомендации к изучению алгебраического материала в начальной школе
2.1 Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными, числовых равенств и неравенств, уравнений………………………………….23
2.2 Методические рекомендации изучения алгебраического материала в начальной школе ………………………………………………………………..30
2.3 Сравнительный анализ изучения элементов алгебры в различных УМК.36
Заключение 42
Cписок литературы 45
Введение 3
Глава I. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе
1.1 Опыт введения элементов алгебры в начальной школе 6
1.2 Психологические основы
введения алгебраических
в начальной школе 10
1.3 Основные алгебраические понятия в начальном курсе математики 18
Глава II. Методические рекомендации к изучению алгебраического материала в начальной школе
2.1 Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными, числовых равенств и неравенств, уравнений………………………………….23
2.2 Методические рекомендации изучения алгебраического материала в начальной школе ………………………………………………………………..30
Заключение 42
Cписок литературы 45
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно говорит об уникальности этой области знаний.
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребенка и его образовательных потребностей.
Часто говорят, что математика - это язык современной науки. Однако представляется, что это высказывание имеет существенный дефект. Язык математики распространен так широко и так часто оказывается эффективным, именно потому что математика к нему не сводится.
Выдающийся отечественный
Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
Курс математики (без геометрии) в нашей 11-летней школе фактически разбит на три основные части: на арифметику (I - IV классы), алгебру (V - IX классы) и элементы анализа (X - ХI классы). Что служит основанием для такого подразделения?
Конечно, каждая эта часть имеет свою особую "технологию". Так, в арифметике она связана, например, с вычислениями, производимыми над многозначными числами, в алгебре - с тождественными преобразованиями, логарифмированием, в анализе - с дифференцированием и т.д. Но каковы более глубокие основания, связанные с понятийным содержанием каждой части?
Следующий вопрос касается оснований для различения школьной арифметики и алгебры. В арифметику включают изучение натуральных чисел (целых положительных) и дробей (простых и десятичных). Однако специальный анализ показывает, что соединение этих видов чисел в одном школьном учебном предмете неправомерно.
Дело в том, что эти числа имеют разные функции: первые связаны со счетом предметов, вторые - с измерением величин. Это обстоятельство весьма важно для понимания того факта, что дробные (рациональные) числа являются лишь частным случаем действительных чисел.
С точки зрения измерения величин,
как отмечал А.Н. Колмогоров, "нет
столь глубокого различия между
рациональными и
А.Н. Колмогоров считал оправданным, как с точки зрения истории развития математики, так и по существу предложение А. Лебега переходить в обучении после натуральных чисел сразу к происхождению и логической "подход к построению рациональных и действительных чисел с точки зрения измерения величин нисколько не менее научен, чем, например, введение рациональных чисел в виде "пар". Для школы же он имеет несомненное преимущество" [10 с.10].
Таким образом, актуальность темы работы определяется реальной возможностью на базе натуральных (целых) чисел сразу формировать «самое общее понятия числа» (по терминологии А. Лебенга), понятия действительного числа. Но возникает противоречие, со стороны построения программы это означает, ликвидацию арифметики дробей в её школьной интерпретации. Переход от целых чисел к действительным – это переход от арифметики к алгебре, к созданию фундамента для анализа. Данное противоречие позволяет нам определить проблему исследования каковы достоинства и недостатки «алгебраизации» начального обучения математики?
Объектом является процесс изучения
алгебраического материала младшими школьниками.
Цель работы: выявить характерные особенности обучения элементам алгебры в начальной школе.
Задачи исследования:
Применительно к библиографии, несмотря на то, что в последнее время общее количество изданной методической литературы по математике крайне незначительно, дефицит информации не наблюдался. Действительно, с 1960 по 1990 гг. в нашей стране вышло огромное число учебной, научной и методической литературы, в той или иной степени затрагивающий проблему введения алгебраических понятий в курсе математики для начальной школы. Кроме того, эти вопросы регулярно освещаются и в специализированной периодике. В значительной мере использовались публикации в журналах «Педагогика», «Преподавание математики в школе» и «Начальная школа».
Содержание учебного предмета, как известно, зависит от многих факторов - от требований жизни к знаниям учащихся, от уровня соответствующих наук, от психических и физических возрастных возможностей детей и т.д. Правильный учет этих факторов является существенным условием наиболее эффективного обучения школьников, расширения их познавательных возможностей. Но иногда это условие по тем или иным причинам не соблюдается. В этом случае преподавание не дает должного эффекта как в отношении усвоения детьми круга необходимых знаний, так и в отношении развития их интеллекта. [6]
Представляется, что в настоящее время программы преподавания некоторых учебных предметов, в частности математики, не соответствуют новым требованиям жизни, уровню развития современных наук (например, математики) и новым данным возрастной психологии и логики. Это обстоятельство диктует необходимость всесторонней теоретической и экспериментальной проверки возможных проектов нового содержания учебных предметов.
Фундамент математических знаний закладывается в начальной школе. Но, к сожалению, как сами математики, так и методисты и психологи уделяют весьма малое внимание именно содержанию начальной математики. Достаточно сказать, что программа по математике в начальной школе (I - IV классы) в основных своих чертах сложилась еще 50 - 60 лет назад и отражает, естественно, систему математических, методических и психологических представлений того времени.
Рассмотрим характерные
Полученные знания и навыки ученики должны применять к решению задач и к выполнению простейших расчетов. С I по IV класс дети решают следующие основные типы задач (простых и составных): на нахождение суммы и остатка, произведения и частного, на увеличение и уменьшение данных чисел, на разностное и кратное сравнение, на простое тройное правило, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестного по двум разностям, на вычисление среднего арифметического и некоторые другие виды задач.
С разными типами зависимостей величин
дети сталкиваются при решении задач.
Но весьма характерно - учащиеся приступают
к задачам после и по мере изучения
чисел; главное, что требуется при
решении - это найти числовой ответ.
Дети с большим трудом выявляют свойства
количественных отношений в конкретных,
частных ситуациях, которые принято
считать арифметическими
Таким образом, учащиеся начальных классов не получают адекватных, полноценных знаний о зависимостях величин и общих свойствах количества ни при изучении элементов теории чисел, ибо они в школьном курсе связаны по преимуществу с техникой вычислений, ни при решении задач, ибо последние не обладают соответствующей формой и не имеют требуемой системы.
Общеизвестно, что современная
математика (в частности, алгебра) изучает
такие моменты количественных отношений,
которые не имеют числовой оболочки.
Также хорошо известно, что некоторые
количественные отношения вполне выразимы
без чисел и до чисел, например,
в отрезках, объемах и т.д. (отношение
"больше", "меньше", "равно").
Изложение исходных общематематических
понятий в современных
В свою очередь многочисленные наблюдения психологов и педагогов показывают, что количественные представления возникают у детей задолго до появления у них знаний о числах и приемах оперирования ими. Примечательно, что акад. А.Н. Колмогоров, характеризуя особенности математического творчества, специально отмечает следующее обстоятельство: "В основе большинства математических открытий лежит какая-либо простая идея: наглядное геометрическое построение, новое элементарное неравенство и т.п. Нужно только применить надлежащим образом эту простую идею к решению задачи, которая с первого взгляда кажется недоступной" [10 с.17].
В настоящее время целесообразны самые различные идеи относительно структуры и способов построения новой программы. Но во всех своих конкретных вариантах она, как представляется, должна удовлетворять следующим основным требованиям:
Информация о работе Изучение алгебраического материала в начальном курсе математики