Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель: Выявить эффективные виды упражнений, направленных на формирование понятий у младших школьников.
Объект: Процесс формирования математических понятий младших школьников.
Предмет: Виды упражнений способствующих формированию математических понятий у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом, объектом можно выделить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме формирования математических понятий у младших школьников.
- Выявить исходный уровень сформированности математических понятий у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования математических понятий у младших школьников………………………………………………….…6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования математических понятий у младших школьников ……………………………….…6
1.2. Методологические подходы при формировании математических понятий у младших школьников…………………………………………………………………13
1.3.Сущность математических понятий ………………………………………….19
Выводы по I главе……………………………………………………………….……26
Глава II.Опытно – экспериментальная работа по формированию математических понятий у учащихся 2 класса ……………………………………………………... 27
2.1. Выявление исходного уровня сформированности математических понятий у учащихся 2 класса……………………………………………………………….……28
2.2. Описание формирующего этапа опытно – экспериментальной работы…………………………………………………………………………………39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….…44
Выводы по II главе…………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список литературы……………
1)
Система упражнений должна
2)
Упражнения надо подбирать так,
3)
При знакомстве с новым
Таким
образом, при ознакомлении учащихся
с новым теоретическим
В
последнее время большой
В.В.
Давыдов считает возможным
В.В. Давыдов считает, что понятие у младших школьников должны формироваться дедуктивным путём. Давыдов выделяет наиболее важные условия, реализующие построения учебных предметов путём перехода от общего к частному на основе специфических учебных действий. Так, построение учебной работы на основе теоретического обобщения реализуется тогда, когда в ней учитываются следующие моменты:[17]
1) все понятия, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, должны усваиваться детьми путём рассмотрения условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (т.е. понятия не даются как готовое задание);
2)
усвоение заданий общего и
абстрактного характера
3)
при изучении предметно-
4)
эту связь необходимо
5)
у школьников нужно специально
сформировать такие предметные
действия, посредством которых они
могут в учебном материале
выявить и в моделях
6)
учащиеся должны постепенно и
своевременно переходить от
Так
же, как и Давыдов В.В. дедуктивный
путь формирования понятий у младших
школьников предлагает С.Е. Царёва. В
курсе «Математика и
Таким образом, основное различие этих методик в индуктивном или дедуктивном подходе.
Основные
принципы данных методик мы постарались
использовать в педагогической практике
при составлении систем заданий,
направленных на формирование понятий
у младших школьников.
1.3.Сущность математических понятий
Понятия, которые изучаются в начальном курсе математики, обычно представляют в виде четырех групп. В первую включаются понятия, связанные с числами и операциями над ними: число, сложение, слагаемое, больше, меньше и др. Во вторую входят алгебраические понятия: выражение, равенство, уравнение и др. Третью составляют геометрические понятия: прямая, отрезок, треугольник и др. Четвертую группу образуют понятия, связанные с величинами и их измерением.
Прежде чем изучать такое обилие самых разных понятий, надо иметь представление о понятии как логической категории и особенностях математических понятий.
В логике понятия рассматривают как форму мысли, отражающую объекты (предметы или явления) в их существенных и общих свойствах. Языковой формой понятия является слово или группа слов. Составить понятие об объекте – это значит уметь отличить от других сходных с ним объектов. Математические понятия обладают рядом особенностей. Главная, заключается в том, что математические объекты, о которых необходимо составить понятие, в реальности не существуют. Математические объекты созданы умом человека. Это идеальные объекты, отражающие реальные предметы или явления.
Результатом абстрагирования являются и такие математические понятия, как «число» и «величина».
Вообще математические объекты существуют лишь в мышлении человека и в тех знаках и символах, которые образуют математический язык.
К сказанному можно добавить, что, изучая пространственные формы и количественные отношения материального мира, математика не только пользуется различными приемами абстрагирования, но и само абстрагирование выступает как многоступенчатый процесс. В математике рассматривают не только понятия, появившиеся при изучении реальных предметов, но и понятия, возникшие на основе первых. Например, общее понятие функции как соответствия является обобщением понятий конкретных функции, т.е. абстракцией от абстракций.
Чтобы овладеть общими подходами к изучению понятий в начальном курсе математике, учителю необходимы знания об объеме и содержании понятия, об отношениях между понятиями и о видах определений понятий.
Всякий математический объект обладает определенными свойствами.
Среди свойств объекта различают существенные и несущественные. Свойство считают существенным для объекта, если оно присуще этому объекту и без него он не может существовать
Когда говорят о математическом понятии, то обычно имеют в виду множество объектов, обозначаемых одним термином (словом или группой слов). Так, говоря о квадрате, имеют в виду все геометрические фигуры, являющиеся квадратами. Считают, что множество всех квадратов составляет объем понятия «квадрат».
Вообще объем понятия - это множество всех объектов, обозначаемых одним термином.
Любое понятие имеет не только объем, но и содержание.
Содержание понятия – это множество всех существенных свойств объекта, отраженных в этом понятии.
Между объемом понятия и его содержанием существует взаимосвязь: если увеличивается объем понятия, то уменьшается его содержание, и наоборот.
Любое понятие нельзя усвоить, не осознав его взаимосвязи с другими понятиями. Поэтому важно знать, в каких отношениях могут находиться понятия, и уметь устанавливать эти связи.
Отношения между понятиями тесно связаны с отношениями между их объемами, т.е. множествами.
Рассмотрим отношение рода и вида между понятиями.
Во - первых, понятия рода и вида относительны: одно и то же понятие может быть родовым по отношению к другому. Например, понятие «прямоугольник» - родовое по отношению к понятию «квадрат» и видовое по отношению к понятию «четырехугольник».
Во–вторых,
для данного понятия часто
можно указать несколько
В – третьих, видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия.
Так
как объем понятия – множество,
удобно, устанавливая отношения между
объемами понятий, изображать их при
помощи кругов Эйлера.
А В
1. объемы понятий не пересекаются, так как ни про один отрезок нельзя сказать, что он является прямой, и ни одна прямая не может, названа отрезком.
А
2.
объемы данных понятий
А В
3. объемы понятий пересекаются, но не одно множество не является подмножеством другого.
О понятиях «прямая» и «отрезок» можно сказать, что они находятся в отношении целого и части: отрезок – часть прямой, а не ее вид. И если видовое понятие обладает всеми свойствами родового понятия, то часть не обязательно обладает всеми свойствами целого.
Появление в математике новых понятий, а значит, и новых терминов, обозначающих эти понятия, предполагает их определение.
Определением обычно называют предложение, разъясняющее суть нового термина. Как правило, делают это на основе ранее введенных понятий. В определении есть две части – определяемое понятие и определяющее понятие. Если обозначить через a первое понятие, а через b – второе, то данное определение можно представить в таком виде
Определения, имеющие такую структуру, называются явными. Рассмотрим их подробнее.
Обратимся к определению прямоугольника, вернее, к его второй части – определяющему понятию. В нем можно выделить:
1)
понятие «четырехугольник»,
2)
свойство «иметь все углы
Вообще видовое отличие – это свойства (одно или несколько), которые позволяют выделять определяемые объекты из объема родового понятия.
Информация о работе Формирование математических понятий у младших школьников