Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель: Выявить эффективные виды упражнений, направленных на формирование понятий у младших школьников.
Объект: Процесс формирования математических понятий младших школьников.
Предмет: Виды упражнений способствующих формированию математических понятий у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом, объектом можно выделить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме формирования математических понятий у младших школьников.
- Выявить исходный уровень сформированности математических понятий у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования математических понятий у младших школьников………………………………………………….…6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования математических понятий у младших школьников ……………………………….…6
1.2. Методологические подходы при формировании математических понятий у младших школьников…………………………………………………………………13
1.3.Сущность математических понятий ………………………………………….19
Выводы по I главе……………………………………………………………….……26
Глава II.Опытно – экспериментальная работа по формированию математических понятий у учащихся 2 класса ……………………………………………………... 27
2.1. Выявление исходного уровня сформированности математических понятий у учащихся 2 класса……………………………………………………………….……28
2.2. Описание формирующего этапа опытно – экспериментальной работы…………………………………………………………………………………39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….…44
Выводы по II главе…………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список литературы……………
-
Уточнение и закрепление
- Установление связей данного понятия с другими;
- Применение понятий в решении задач учебного характера;
- Классификация понятий;
- Применение понятий в решении задач творческого характера;
- Обогащение понятий (выявление новых существенных признаков);
- Вторичное (более полное) определение понятия;
- Опора на данное понятие при освоении новых понятий.
Выделим следующие условия успешного формирования понятий.
1.
Знание учителем содержание и
значения формируемых у
2. Знание учителем требований, предъявляемых к усвоению понятия, видение методов и приёмов, обеспечивающих быстрейшее выделение его существенных признаков, связей и отношений с другими понятиями.
3. Мотивировка введения каждого нового для учащихся понятия.
4.
Организация активной
5.
Организация системы
6. Правильное сочетание наглядно-образного, действенно-практического, словесно-теоретического компонентов мышления при формировании понятий.
7.
Установление
8. Знание учителем имеющейся у учащихся понятийной базы и их жизненного опыта, на который можно опереться при формировании понятий.
9.
Вооружение учащихся
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие этапы формирования понятия:
1. Постановка целей и задач по формированию нового понятия.
2.
Создание положительных
3.
Повторение тех действий, которые
составляют способ усвоения
4.
Организация наблюдения за
5. Сравнение выделяемых свойств и признаков в различных предметах.
6.
Выделение существенных и
7. Расширение наблюдения с целью уточнения общих, существенных, необходимых и достаточных признаков.
8. Организация работы по дифференциации существенных и несущественных признаков формируемого понятия.
9. Обобщение наблюдения.
10.
Определение понятий. В
а) к какой группе, роду принадлежит данный предмет;
б) каковы его отличительные признаки.
11. Организация работы по распознаванию понятия.
12. Проверка усвоения понятия.
13.
Расширение, уточнение, углубление
понятия; подведение под
14. Упражнения по практическому применению понятия и проверка их усвоения.
15.
Расширение и углубление
Проблема формирования понятий давно привлекает внимание психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, П. Я.Гальперин, Л. И. Айдаров, Н. Г. Салмина, К. А. Степанова, В. И. Зыкова). В исследованиях, касающихся формирования понятий, авторы часто обращаются к математике.
Л. С. Выгодский впервые ввел в психологию деление понятий на научные и ненаучные - «житейские», при этом он имел в виду не содержание усваиваемых понятий, а путь их усвоения. Ребенок застает сложившуюся в обществе систему понятий. Усвоение этой системы всегда происходит с помощью взрослых. До систематического обучения в школе взрослые не ведут специальной работы по формированию понятий у детей. Они обычно ограничиваются лишь указанием на то, верно или неверно ребенок отнес предмет к соответствующему понятию. Вследствие этого ребенок усваивает понятия путем «проб и ошибок». При этом в одних случаях ориентировка фактически происходит по несущественным признакам, но в силу сочетания их в предметах с существенными в определенных пределах оказывается верной. В других - ориентировка происходит на существенные признаки, но они остаются неосознанными. Именно в этой неосознанности существенных признаков Л.С. Выгодский и видел специфику так называемых житейских понятий. Такое усвоение понятий не отражает всех сторон специфически человеческого способа приобретения новых знаний.
Совсем другое дело, считал Л. С. Выгодский, когда ребенок попадает в школу. Процесс обучения предполагает переход от стихийного хода деятельности ребенка к деятельности целенаправленной, организованной. Понятия, которые формируются у ребенка в школе, характеризуются тем, что их усвоение начинается с осознания существенных признаков понятия, что достигается введением определения.
Именно в этой осознанности существенных признаков Л. С. Выгодский и видел специфику научных понятий. Этот путь, по его мнению, дает возможность ребенку в дальнейшем произвольно и сознательно действовать с понятием.
Итак,
проанализировав психолого-
1. Основные признаки понятия;
2. Критерии усвоения понятия;
3. Уровни усвоения понятий;
4. Путь формирования понятия;
5.
Этапы формирования понятия;
1.2. Методологические подходы к формированию математических понятий у младших школьников
В настоящее время существует несколько методик формирования понятий у младших школьников. В основе каждой методики лежат основные дидактические принципы обучения, но каждый автор вкладывает в них свое содержание
Н. Ф. Талызина, М. Б. Волович указывают, что для усвоения понятий обязательны такие действия:
1) подведение под понятие;
2)
выбор необходимых и
3)
выведение следствий о
Эти действия необходимы при усвоении любых понятий.
В.Н. Осинская считает, что для овладения понятиями необходимы следующие существенные компоненты:
1) усвоение определенной системы знаний о понятии;
2)
овладение специальной
3)
установление системы понятий
и их родовидовых отношений
внутри системы, взаимосвязи
4) раскрытие генезиса понятий.
Понятия должны формироваться не изолированно друг от друга, а выступать как элементы системы, находящиеся друг с другом в определенных отношениях.
Ж. Пиаже считал, что дети до
подросткового возраста не
В.В. Давыдов считает, что «
П.Я. Гальперин выдвинул теорию о поэтапном формировании математических понятий. В соответствии с этой теорией формирования математических понятий осуществляется через шесть этапов:
1. Первый этап - создание мотивации;
2.
Второй этап - формирование схемы
ориентировочной основы
3.
Третий этап обучения сводится
к выполнению действия в
4.
На четвертом этапе происходит
формирование действия с
5.
Пятый этап - формирование действия
с помощью внутренней речи (операции
проговариваются про себя, действие
начинает сокращаться и
6. Шестой этап - этап интериоризации действия, то есть формирование действия во внутренней речи. Действие становится внутренним процессом, максимально автоматизируется, становится актом мышления.
Обучение, проведенное на основе
этой теории, показало, что дети
способны усваивать
Существует два пути формирования понятий: индуктивный и дедуктивный. Индуктивный путь (от частного к общему) — восхождение от фактов к общим закономерностям. В традиционной системе обучения математике предпочтение отдается индуктивному пути формирования понятий. Так, В.Л. Дрозд отмечает, что «важнейшим из требований к методике введения начальных математических понятий является формирование математических понятий через рассмотрение реальных, житейских ситуаций, хорошо знакомых детям из повседневной жизни». М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова считают, что «при ознакомлении учащихся с математическими понятиями лучше всего использовать метод беседы. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу, к «открытию» той или иной закономерности, т.е. здесь целесообразна эвристическая беседа, обеспечивающая индуктивный путь рассуждения». Эти же авторы выдвигают ряд требований к системе упражнений при индуктивном пути формирования понятия:
Информация о работе Формирование математических понятий у младших школьников