Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель: Выявить эффективные виды упражнений, направленных на формирование понятий у младших школьников.
Объект: Процесс формирования математических понятий младших школьников.
Предмет: Виды упражнений способствующих формированию математических понятий у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом, объектом можно выделить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме формирования математических понятий у младших школьников.
- Выявить исходный уровень сформированности математических понятий у младших школьников.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования математических понятий у младших школьников………………………………………………….…6
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования математических понятий у младших школьников ……………………………….…6
1.2. Методологические подходы при формировании математических понятий у младших школьников…………………………………………………………………13
1.3.Сущность математических понятий ………………………………………….19
Выводы по I главе……………………………………………………………….……26
Глава II.Опытно – экспериментальная работа по формированию математических понятий у учащихся 2 класса ……………………………………………………... 27
2.1. Выявление исходного уровня сформированности математических понятий у учащихся 2 класса……………………………………………………………….……28
2.2. Описание формирующего этапа опытно – экспериментальной работы…………………………………………………………………………………39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….…44
Выводы по II главе…………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….…51
Список литературы……………
Введение………………………………………………………
Глава
I. Теоретическое обоснование проблемы
формирования математических понятий
у младших школьников………………………………………………….
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования математических понятий у младших школьников ……………………………….…6
1.2.
Методологические подходы при формировании
математических понятий у младших школьников……………………………………………………
1.3.Сущность математических понятий ………………………………………….19
Выводы
по I главе……………………………………………………………….
Глава II.Опытно – экспериментальная работа по формированию математических понятий у учащихся 2 класса ……………………………………………………... 27
2.1.
Выявление исходного уровня
2.2.
Описание формирующего этапа
опытно – экспериментальной
2.3.
Сравнительный анализ
Выводы
по II главе…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
Тема работы – «Формирование математических понятий у младших школьников».
Решающее значение для системы школьного математического образования имеет формирующий аспект предмета математики, широкие возможности для формирования математических понятий у младших школьников.
Проблема формирования понятий давно привлекает внимание психологов и педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, П. Я.Гальперин, Л. И. Айдаров, Н. Г. Салмина, К. А. Степанова, В. И. Зыкова). В исследованиях, касающихся формирования понятий, авторы часто обращаются к математике.
Образование и становление понятий, переход к ним от чувственных форм отражения – сложный процесс, в котором применяются различные приемы и упражнения формирования математических понятий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. Понятие – «это мысль, в которой отражаются общие, и притом существенные свойства предметов.»
Младший школьный возраст синзетивен для формирования понятийного мышления младших школьников. Учащиеся испытывают трудности в усвоении системы понятий, в том числе и математических, которые в свою очередь служат опорным моментом в познании действительности. Поэтому понятия являются одной из главных составляющих в содержании любого учебного предмета начальной школы, в том числе – и математики.
Изложенное выше обусловило выбор темы исследования «Формирование математических понятий у младших школьников»
Цель: Выявить эффективные виды упражнений, направленных на формирование понятий у младших школьников.
Объект: Процесс формирования математических понятий младших школьников.
Предмет: Виды упражнений способствующих формированию математических понятий у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом, объектом можно выделить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-методическую литературу по проблеме формирования математических понятий у младших школьников.
- Выявить исходный уровень сформированности математических понятий у младших школьников.
- Разработать и апробировать систему уроков, направленных на формирование математических понятий с использованием эффективных упражнений.
Выявить
эффективность разработанной
Для решения поставленных задач мы использовали методы:
- Изучение психолого-педагогической, математической, методической литературы по проблеме формирования математических понятий у младших школьников;
- Констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента;
- Наблюдение за деятельностью учащихся;
- Беседа с учителями;
- Анкетирование учителей и учащихся;
-Тестирование; Анализ продуктов деятельности учащихся;
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что использование современных видов упражнений, возможности авторских программ, современные информационные технологии значительно повысит:
- упражнения, направленные на сравнение геометрических фигур;
- упражнения, направленные на выделение геометрических фигур;
-
упражнения, направленные на
-
упражнения, направленные на
- упражнения, направленные на классификацию величин;
-
упражнения, направленные на
- упражнения, направленные на выделение алгебраических понятий.
Методологической основой нашего исследования являлись положения о психологических особенностях младшего школьного возраста ученых – психологов Н. А. Леонтьева, Л. М. Фридмана; положения формирования математических понятий младших школьников ученых – методистов М.А. Бантовой, Л. П. Стойловой, С. Е. Царевой, В.В. Давыдова и д.р.
Базой
исследования выступили учащиеся 2 класса
Муниципального образовательного учреждения
«Куйтунская средняя общеобразовательная
школа № 2» п. Куйтун, обучающиеся по программе
Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония»)
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования математических понятий у младших школьников.
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования математических понятий у младших школьников
В этой главе, мы рассмотрим, каким образом формируются понятия, раскроем его сущность и особенности формирования понятия у младших школьников с точки зрения психологии и педагогики.
В педагогике понятие - это
«форма научного знания, отражающая
объективно существенное в
Понятие - «одна из форм мышления,
высший уровень обобщения,
Понятием называют также «
Понятие- это форма мышления, отражающая общие, существенные признаки предмета; это познание сути явления. Понятие отличается от представлений своей абстрактностью, силой отражения сути явления. Как указывает Усова А.В., понятие – это знание существенных свойств предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные признаки предметов и явлений действительности.
Усвоение понятий в процессе обучения подчинено определённым закономерностям. Они не конструируются заново, их содержание дано извне.
Основные признаки понятия:
- содержание: совокупность существенных признаков ряда однородных предметов, отображённых в данном понятии;
- объём: это совокупность предметов, к которым данное понятие может быть приложено;
- выражается в термине (однозначное словесное определение), родовом отношении (более широкое понятие, в которое входит данное), видовых признаках (отличительные признаки данного понятия);
-
образуются понятия в
Формирование понятия предполагает, прежде всего, его определение. Определить понятие – значит, в краткой форме выразить самые общие и существенные свойства определяемого предмета, не исчерпывая всех его свойств, сторон, связей. Установление содержания понятия, т.е. точное указание мыслимых в нём существенных признаков, является важнейшей логической операцией, называемой определением. Основной способ определения понятия – через отнесение его к ближайшему роду и указание видовых отличительных признаков данного понятия. Начинается определение понятия с названия термина, в котором оно существует, затем рода, в которое в качестве вида входит определяемое понятие. Родовое понятие - более широкое понятие, под которое «подводится» определяемое понятие. Далее указываются видовые признаки определяемого понятия.
А. В. Усова выделяет следующие критерии усвоения понятия:
-
полнота усвоения содержания
понятия (совокупность
-
степень усвоения объёма
- полнота усвоения связей и отношений данного понятия с другими;
-
умение отделять существенные
признаки понятия от
-
умение оперировать понятиями
в решении определённого
-
умение классифицировать
Выделим уровни усвоения понятий:
1.
Ученик отличает один предмет
от другого, но их отдельные
признаки указывать не может:
«Диффузно-рассеянное»
2.
Ученик может указывать
3.
Ученик усваивает все
4. Понятие уже обобщено, не сковано отдельными конкретными образцами, служившими ранее опорой, усвоены существенные связи данного понятия с другими, благодаря чему, ученик свободно оперирует понятиями в решении различного рода задач.
5.
Усвоение понятия
А. В. Усова предлагает следующий путь формирования понятия:
-
Конкретно-чувственное
-
Сравнение, сопоставление
-
Абстрагирование (отделение
-
Определение понятия, синтез
Информация о работе Формирование математических понятий у младших школьников