Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в экономических исследованиях для того, чтобы наблюдать за ходом развития экономики, проводить ее анализ и прогнозирование необходимо выявление факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Все факторы включаются в одну задачу, которая чаще всего решается методами корреляционного и регрессионного анализа. Для достоверного отображения объективно существующих в экономике процессов необходимо выявить существенные взаимосвязи и дать им количественную оценку. Этот подход требует поиска причинных зависимостей. Причинная зависимость - это такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РФ

1.1. Товарные рынки в России: основные понятия, виды и структура.
1.2. Основные направления функционирования и развития товарных рынков в современных условиях.
1.3. Основы теории анализа и прогнозирования временных рядов

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ ЗА 2006 – 2010г.г.

2.1 Формирование информационной базы для анализа временных рядов
2.2 Построение и анализ многофакторной корреляционной модели оборота розничной торговли, оценка адекватности.
2.3 Прогнозирование розничного оборота в РФ, с помощью регрессионных моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая Лукьяновой Н..doc

— 723.50 Кб (Скачать)

Февраль 2011г  718,9 - фактическое значение

T=62

 

B-Weight

Value

B-Weight

T

8,747722

62,00000

542,3587

Intercept

 

 

208,2862

Predicted

 

 

750,6449

-95,0%CL

 

 

723,6426

+95,0%CL

 

 

777,6472

 

Проанализировав полученные значения, можно сказать, что наиболее адекватной к прогнозированию является линейная регрессионная  модель. По данной модели в январе 2011г объем розничной торговли будет составлять 706млрд.руб., а в феврале 773,4млрд.руб.

Значительное влияние на динамику оборота розничной торговли оказывают импорт и начисленная среднемесячная заработная плата, причем влияние прямое.

На мой взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до минимального значения. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов, как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику.
Заключение

Сложившиеся тенденции развития потребительского рынка в стране за 2006-2010 г. следует в целом оценить позитивно. Однако оценки Росстата, по  мнению авторов "РЭО Вестник", как по динамике, так и по объему розничной торговли вызывают сомнения. Сектор розничной торговли развивается наиболее высокими темпами в стране, однако по-прежнему значительная часть бизнеса находится в тени, поэтому официальные оценки не отражают всей полноты картины.
           Вызывают сомнения и оценки Росстата по изменению структуры субъектов рынка: доля торгующих организаций повысилась более значительно, так как ощутимы усиливающиеся тенденции внедрения более цивилизованных механизмов торговли, особенно в связи с активным приходом на российский потребительский рынок крупных зарубежных компаний. Причем активность данных процессов в настоящее время увеличивается.
           Основными же факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, являются рост инвестиций в данный сектор как со стороны западных, так и отечественных инвесторов, а также повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения.
            В целом же, следует отметить, что за последние несколько лет в секторе розничной торговли произошел настоящий прорыв. На потребительском рынке наметились тенденции роста современных высокоэффективных форм торговли. Все, что связано с конечным потребителем в России, обладает серьезной перспективой в дальнейшем, так как, несмотря на активное развитие в течение последних лет по сравнению с западными странами, российский розничный рынок пока недостаточно развит (например, по количеству торговых площадей на человека Россия значительно уступает Западу).
          Также очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов государственного регулирования, основанных исключительно на экономических принципах и законах, что в настоящее время наблюдается не так часто.

В ходе работы была проанализирована зависимость показателя оборота розничной торговли от макроэкономических показателей, были построены 2 модели: регрессионная, куда в качестве объясняющих переменных вошли следующие факторы: внешнеторговый оборот - импорт, начисленная среднемесячная заработная плата; и трендовая.

Выбор факторов, включаемых в модель, был определен предварительным корреляционным анализом. То, что три переменные (Х1, Х4 и Х6) не были включены в модель, объясняется проведенным корреляционным анализом: численность безработных по сравнению с другими факторами оказывает не столь существенное воздействие на показатель оборота розничной торговли, назначенная месячная пенсия и  стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг влияют приблизительно на одном уровне, при этом они довольно сильно зависят между собой. Также стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг является составной частью оборота розничной торговли, поэтому эти факторы остались не включенными в модель.
Список литературы

1.      Концепция развития товарных рынков в РФ. – М.: Минэкономики РФ от 21.08.95. № ИМ – 830/04-179

2.      Курс экономической теории. Под ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, ДИС, 1997г.

3.      "РЭО Вестник", №114, 06.02.2004г.

4.      Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Под ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2002г.

5.      Бородич С.А. Эконометрика. Мн.: Новое издание, 2006г.

6.      Винокуров М.А., Демина М.П. Экономическая теория, ч.1,2. – Иркутск: Изд. ИГЭА, 1999г.

7.      Лапо В.Ф. Теория вероятностей, математическая статистика и эконометрика. Книга 2. Красноярск, 1999 г.

8.      Магнус Я.Р. Катышев П.К. Эконометрика. М.: "Дело", 2000г.

9.      Новоселов А.С. Теория региональных рынков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г.

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. Изд.Норма, М, 2002г.

11. Раицкий К.А. Экономика предприятия. М.: ИТК «Дашков»,2002г.

Интернет-ресурсы:

www.gks.ru – Официальный сайт Росстата

http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_FL/_th/J_0_69/_s.7_0_A/7_0_31I/_s.7_0_A/7_0_FL -главная страница Росстата

http://www.bestpravo.ru/fed2005/data01/tex10069.htm -

ПОСТАНОВЛЕНИЕ РОССТАТА ОТ 30.12.2005 N 110 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ЦЕНАМИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И РАСЧЕТУ ИНДЕКСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

 

 



Информация о работе Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России