Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в экономических исследованиях для того, чтобы наблюдать за ходом развития экономики, проводить ее анализ и прогнозирование необходимо выявление факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Все факторы включаются в одну задачу, которая чаще всего решается методами корреляционного и регрессионного анализа. Для достоверного отображения объективно существующих в экономике процессов необходимо выявить существенные взаимосвязи и дать им количественную оценку. Этот подход требует поиска причинных зависимостей. Причинная зависимость - это такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РФ

1.1. Товарные рынки в России: основные понятия, виды и структура.
1.2. Основные направления функционирования и развития товарных рынков в современных условиях.
1.3. Основы теории анализа и прогнозирования временных рядов

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ ЗА 2006 – 2010г.г.

2.1 Формирование информационной базы для анализа временных рядов
2.2 Построение и анализ многофакторной корреляционной модели оборота розничной торговли, оценка адекватности.
2.3 Прогнозирование розничного оборота в РФ, с помощью регрессионных моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

курсовая Лукьяновой Н..doc

— 723.50 Кб (Скачать)

Расчетное значение t-статистики сравнивают с квантилью t-распределения tγα, которая может быть найдена по таблицам распределения Стьюдента. Параметры распределения:

γ- число степеней свободы, γ=n-р-1;

p - число факторов в уравнении регрессии;

α - уровень значимости.

Если расчетное значение t больше критического, то параметр βj  значим. Следовательно, фактор  xi, оказывает существенное влияние на зависимую переменную, в противном случае, если t< tγα, то влияние фактора не существенно и он может быть исключен из уравнения регрессии.

4.4 Анализ остатков

Для анализа остатков используем условия Гаусса-Маркова. Прежде чем их использовать необходимо проверить остатки на нормальный закон распределения с помощью гистограммы и графика на нормальной вероятностной бумаге, или любого иного метода. Можно анализировать выполнение условий Гаусса-Маркова, только если остатки близки к нормальному закону распределения.

Существует 5 условий:

1..Остатки должны быть нормально распределены.

2.Математическое ожидание остатков должно быть равно 0.

3.Остатки должны быть независимы с объясняющими независимыми переменными, то есть коэффициент корреляции должен быть равен 0.

4.Дисперсия остатков должна быть постоянна. То есть должно наблюдаться явление гомоскедастичности.

5.Остатки должны быть независимы между собой.

Остановимся на пятом условии подробнее. Условие независимости остатков важно проверять в особенности при построении регрессии по временным рядам. Зависимость возмущений называют автокорреляцией остатков. Наиболее распространенным критерием автокорреляции в остатках является критерий Дарбина-Уотсона. Расчетное значение критерия может принимать значения от 0 до 4. Этот интервал разбивается определенным образом на промежутки. В зависимости от, того куда попадет расчетная статистика принимается решение о наличии автокорреляции в остатках.

Н0: автокорреляции нет;

Н1: автокорреляция есть.

Если d[0; dн] – выполняется Н1

Если d[dн;dв] –неопределенность, необходимы дополнительные исследования;

Если d[dв; 4- dв] – выполняется Н0;

Если d[4-dв; 4-dн] - неопределенность, необходимы дополнительные исследования.

Если d[4- dн; 4] - выполняется Н1.

Автокорреляция в остатках может быть обусловлена многими причинами:

1) в модели не учтен некоторый существенный фактор, и его влияние отражается в остатках, вследствие чего последние могут оказаться автокоррелированными;

2) в модели не учтено несколько второстепенных факторов, взаимное влияние которых является существенным вследствие совпадения фаз и направлений их изменения;

3) неправильно выбрана форма связи между факторными и результативными признаками;

4) не учтены особенности внутренней структуры случайной компоненты.

 

Методология эконометрики предписывает исследователю построить модель, собрать данные, выбрать подходящий метод оценивания и затем оценить модель. После того как получена подходящая модель, можно делать шаги в разных направлениях: оценивать функции параметров, проверять гипотезы, делать прогнозы и давать рекомендации по экономической политике.  Но в отличие от, например, физики, в экономике нет моделей, которые были бы справедливы во всех случаях. Лучшее, на что можно надеяться, - то, что модель будет справедлива локально. Модель формулируется с учетом того, на какой главный вопрос собирается ответить исследователь. Выбор центра исследования является основополагающим при выборе модели, данных, метода оценивания.

Сложность эконометрического анализа заключается в том, что он требует определенности относительно будущих событий и наличия полной и оперативной информации о факторах.

В целом, несомненное достоинство эконометрического метода – конечный результат, выраженный конкретной зависимостью или цифрой. Получаемые результаты в определенной мере абсолютны и не нуждаются в доработке. К недостаткам можно отнести невозможность формализации некоторых политических, социальных, психологических факторов для использования в модели. Кроме того, коэффициенты модели определяются на основании прошлых данных и не могут учесть адаптивных ожиданий, полностью прекращая работать при существенном изменении факторов окружающей среды до момента накопления определенного количества информации.

4.5 Практическое применение модели

Полученную модель можно использовать различными способами:

Во-первых, с помощью параметров уравнения регрессии можно оценить вклад каждого фактора в изменение величины результирующего показателя.

Во-вторых, можно разработать план управленческих мероприятий по улучшению работы результирующего показателя, при этом можно количественно оценить последствия того или иного действия.

В-третьих, можно прогнозировать будущую величину результирующего показателя. Именно прогнозирование имеет наибольшую экономическую значимость при анализе временных рядов.
Глава 2. Исследование динамики развития потребительского рынка в России за 2006-2010 гг.

2.1. Формирование информационной базы для анализа временных рядов

Макроэкономические показатели Российской Федерации за 2006-2010 года (следовательно, это пространственная выборка) были взяты из ежегодно публикуемого сборника Росстата. На основе анализа экономической теории были выбраны те показатели, которые оказывают влияние на показатель оборота розничной торговли. Были введены следующие обозначения для макроэкономических показателей:

Y – оборот розничной торговли, млрд.руб.;

Х1 – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, руб.;

Х2 - официальный курс доллара, рублей за 1 доллар США;

Х3 – внешнеторговый оборот, импорт (по данным таможенной статистики), млрд.руб.;

Х4 – численность безработных, тыс.чел;

Х5 - начисленная среднемесячная заработная плата, руб.;

Х6 – назначенная месячная пенсия, руб.

Таблица 3

T

месяцы

У

Х1

Х2

Х3

Х4

Х5

Х6

1

январь

277,8

2812,12

30,14

2,72

1176,8

3760

1133,6

2

февраль

283,8

2848,68

30,69

3,04

1248,8

3725

1134,7

3

март

330,3

2883,88

30,93

3,664

1269,8

4031

1135,8

4

апрель

270,9

2920,72

31,12

4,026

1284,7

4110

1138

5

май

268

2974,65

31,2

3,565

1241,2

4187

1241

6

июнь

289,1

2992,54

31,31

3,828

1203,4

4460

1323

7

июль

293,6

3017,41

31,45

4,260

1206,2

4597

1329

8

август

291,9

3022,8

31,44

3,893

1213,1

4511

1332

9

сентябрь

298,7

3038,83

31,57

3,851

1189,5

4521

1334

10

октябрь

311,1

3083,56

31,64

4,371

1196,7

4646

1337

11

ноябрь

325,3

3144,16

31,74

4,201

1249,3

4694

1340

12

декабрь

327,1

3196,74

31,84

4,754

1309,4

5738

1459

13

январь

340,5

3232,84

31,78

3,254

1550,2

4696

1461

14

февраль

347,2

3298,61

31,82

3,756

1620,6

4701

1461

15

март

402

3339,04

31,58

4,459

1627,7

4986

1461

16

апрель

329,4

3382,4

31,38

4,776

1633,3

5100

1462

17

май

327,2

3412,58

31,1

4,474

1583,8

5221

1464

18

июнь

357,1

3437,03

30,71

4,591

1534,1

5550

1501

19

июль

356,8

3471,01

30,35

5,215

1531,5

5615

1501

20

август

355,6

3447,56

30,26

4,800

1532,8

5491

1608

21

сентябрь

359,5

3457,24

30,5

4,902

1506

5556

1608

22

октябрь

371

3493,9

30,61

5,467

1512

5864

1610

23

ноябрь

382,2

3535,84

29,86

5,107

1566,6

5990

1611

24

декабрь

389,2

3577,03

29,74

6,546

1637,6

7344

1746

25

январь

406,8

3680,67

29,45

3,875

1639,6

5932

1747

26

февраль

413,2

3731,35

28,49

4,890

1670

6141

1749

27

март

481,3

3755,71

28,52

6,000

1662,4

6428

1751

28

апрель

396,5

3798,28

28,49

6,185

1645,2

6448

1747

29

май

397,4

3829,99

28,88

5,837

1593,4

6524

1762

30

июнь

433,6

3862,35

28,99

6,361

1555,8

7003

1764

31

июль

435,6

3898,43

29,03

6,720

1571,6

6982

1765

32

август

435,7

3906,34

29,1

6,630

1594

6873

1887

33

сентябрь

440,5

3925,75

29,24

6,548

1632,4

6918

1889

34

октябрь

459,8

3988,47

29,22

6,757

1710,8

6908

1891

35

ноябрь

483,9

4043,08

28,77

7,198

1841

7046

1893

36

декабрь

508,6

4091,08

28,24

8,570

1920,3

8799

2020

37

январь

521,2

4298,22

27,75

4,788

1937,6

7346

2023

38

февраль

609,5

4373,75

27,79

6,258

2018,7

7465

2025

39

март

478,4

4445,25

27,43

7,771

1996,6

8093

2027

40

апрель

481,5

4504,15

27,62

7,817

1972,3

8002

2026

41

май

528,3

4542,6

27,73

7,730

1882,5

8089

2027

42

июнь

544,9

4570,9

28,33

8,238

1816,3

8637

2027

43

июль

551,2

4590,1

28,54

8,827

1799,1

8651

2027

44

август

553,3

4571,9

28,34

8,642

1766,1

8616

2322

45

сентябрь

571,3

4586,6

28,23

8,641

1714,6

8733

2323

46

октябрь

590,9

4621,2

28,40

9,079

1690,4

8934

2325

47

ноябрь

597,4

4668,3

28,61

9,885

1739,7

8995

2325

48

декабрь

609,1

4709,7

28,66

11,031

1830,1

10490

2415

49

январь

593,0

4913,8

28,12

6,306

1838,6

9016

2452

50

февраль

598,1

5018,6

28,04

8,091

1905,8

9255

2517

51

март

661,3

5068,3

27,68

10,154

1905,1

9914

2697

52

апрель

677,1

5079,2

27,35

9,308

1875,1

9016

2614

53

май

687,3

5101,5

26,73

10,779

1792,5

9255

2772

54

июнь

698,7

5116,7

26,71

12,295

1732,5

9914

2785

55

июль

724,1

5157,3

26,69

11,683

1720,8

9016

2705

56

август

749,9

5149,5

26,55

12,413

1707,2

9255

2777

57

сентябрь

758,1

5135,2

26,56

12,390

1655,8

9914

2786

58

октябрь

791,4

5148,1

26,68

13,587

1633,8

11046

2806

59

ноябрь

796,8

5185,9

26,44

13,883

1677,7

11303

2839

60

декабрь

954,5

5231,3

26,06

16,917

1741,9

14263

2961

 

Проанализируем графические характеристики имеющихся рядов данных, представленные в таблице 3. Выборка по обороту розничной торговли закономерна, с тенденцией возрастания. Это объясняется ежегодным увеличением общего выпуска различных товаров и увеличением предоставляемых населению услуг. Благосостояние население так же ежегодно увеличивается.

Предварительная обработка данных

На основе исходных данных, представленных в таблице, мы можем построить гистограмму и график на нормальной вероятностной бумаге для исследуемого показателя Y.

Рис.1. Диаграмма рассеивания

Рис.2 Функция распределения вероятностей

Рис.3 Гистограмма остатков

По гистограмме и графику на нормальной вероятностной бумаге делаем вывод о том, что распределение величины Y достаточно близко к нормальному закону.

По диаграмме рассеивания делаем предположение о случайности величины Y. По достаточно явной прямой зависимости исходного показателя делаем вывод о неслучайном распределении Y. Следовательно, результирующий показатель Y имеет прямую функциональную зависимость, значит, мы должна проверить его на автокорреляцию уровней временного ряда.

Рис.4 Коррелограмма

По виду коррелограммы установим характерные особенности временного ряда, а также порекомендуем соответствующую функцию для его моделирования:

Все коэффициенты автокорреляции положительны и постепенно снижаются. Следовательно, можем сделать вывод о том, что в ряду наблюдается долгосрочная автокорреляция. Для такого ряда лучше всего подходит трендовая модель вида , так как наблюдается долгосрочная тенденция.

Таблица парных коэффициентов корреляции показателей с уровнями

значимости

 

Y

X1

X2

X3

X4

X5

X6

Y

1,0000

,8130

-,9040

,9516

,6684

,9560

,8104

 

p= ---

p=0,00

p=0,00

p=0,00

p=,000

p=0,00

p=0,00

X1

,8130

1,0000

-,9274

,9019

,7862

,9472

,9822

 

p=0,00

p= ---

0

0

0

0

p=0,00

X2

-,9040

-,9274

1,0000

-,8532

-,7482

-,8877

-,9094

 

0

0

p= ---

p=,000

0

0

0

X3

,9516

,9019

-,8532

1,0000

,5649

,9526

,9325

 

p=0,00

0

p=,000

p= ---

0

p=0,00

0

X4

,6684

,7862

-,7482

,5649

1,0000

,7127

,7090

 

p=,000

p=,000

0

0

p= ---

p=,000

p=,000

X5

,9560

,9472

-,8877

,9526

,7127

1,0000

,9547

 

p=0,00

0

0

p=0,00

0

p= ---

p=0,00

X6

,8104

,9822

-,9094

,9325

,7090

,9547

1,0000

 

p=0,00

p=0,00

0

0

0

p=0,00

p= ---

 

 

2.2 Построение и анализ многофакторной корреляционной модели оборота розничной торговли, оценка адекватности.

Парное линейное уравнение:

Regression Summary for Dependent Variable: Y (потребительский)

R= ,95055616 R?= ,90355701 Adjusted R?= ,90189420

F(1,58)=543,39 p<0,0000 Std.Error of estimate: 0,340

 

Beta

Std.Err.

B

Std.Err.

t(58)

p-level

Intercept

 

 

208,2862

13,16196

15,82486

0,000000

T

0,950556

0,040778

8,7477

0,37527

23,31076

0,000000

Информация о работе Применение статистических методов в анализе и прогнозировании развития потребительского рынка в России