Прийняття рішень з управління фірмою в умовах невизначеності

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:46, магистерская работа

Описание работы

Принятие решений по управлению фирмой является важной и ответственной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Именно от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления.
Построение и использование моделей в компьютерных системах будущих поколений представляет сегодня одну из важнейших проблем науки. Математические методы стали широко применяться для описания и анализа сложных экономических, социальных и других систем. Теория оптимизации создала совокупность методов, помогающих при использовании ЭВМ эффективно принимать решения при известных и фиксированных параметрах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1 НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ ПРИНЯТИЯ 8
ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФИРМОЙ В
УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
1.1. Основные понятия принятия решений по управлению фирмой. 8
Процесс принятия управленческих решений
1.2. Модели и методы принятия решений 18
1.3. Структурно-функциональная модель принятия решений по 25
управлению фирмой в условиях неопределенности
1.4. Выводы к разделу 1 31
РАЗДЕЛ 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ РИСКА 32
БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА НА ПУТИ
ПРИНЯТИЯ ПРАВИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
2.1. Существующие методы анализа риска банкротства 32
2.2. Система поддержки для анализа риска банкротства предприятия 42
2.3. Структура модели принятия решений по управлению фирмой в 46
условиях неопределенности
2.4. Выводы к разделу 2 56
РАЗДЕЛ 3 РЕАЛИЗАЦИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ 57
3.1. Расчет финансовых показателей 57
3.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с
использованием теории нечетких множеств
3.3. Структура информационной системы распознавания 84
финансового состояния предприятия
3.4. Выводы к разделу 3 94
ВЫВОДЫ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98

Работа содержит 1 файл

Диплом1.doc

— 777.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПУТИ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ    РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФИРМОЙ В УСЛОВИЯХ   НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

 

 

1.1.      Основные понятия принятия решений по управлению фирмой. Процесс принятия управленческих решений

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого труда.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный (рис.1.1).

Принятие решений в организации характеризуется как:

-         сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

-         поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

-         процесс взаимодействия членов организации;

-         выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;

-         часть общего процесса управления;

-         важно для выполнения всех других функций управления.

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений (рис. 1.2).

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1.  Два уровня принятия решения в организации

 

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. В рамках такого подхода требуется всестороннее определение проблемы, изнурительный поиск альтернатив, тщательный подбор данных и их углубленный анализ.  Оценочные критерии в этом случае обычно определяются в начале процесса.  Обмен информацией должен происходить беспристрастно на основе выбора лучшей альтернативы для организации в целом.

Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что лицо, принимающее решение,  в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. В зависимости от преобладания первого или второго модель может иметь две разновидности: личностно ограниченная рациональность; организационно ограниченная рациональность. Определение проблемы при этом подходе происходит упрощенным образом, и поиск альтернативы осуществляется, по крайней мере, в начале процесса в известных для лица, принимающего решение или организации областях. Анализ данных также упрощается, сдвигаясь с долгосрочных ориентиров на краткосрочные.  Обмен информацией точен только отчасти и отражает во многом индивидуальные предубеждения, основанные на целях отдельных подразделений. Оценочные критерии сводятся до уровня прошлого опыта. Первая из альтернатив, превысившая этот уровень, кладется в основу выбора. Люди преследуют цели удовлетворенности, а не максимизации. Удовлетворенность при этом трактуется как курс действий, который достаточно хорош для организации в целом и требует минимума усилий со стороны членов организации.

 

Организационный

 

 

Уровень принятия

       решения

 

 

 

  Индивидуальный

                                  «Я»                                  Восприятие                               «Мы»

                                                                           и интерпретация

                                                                                   решения  

Рис. 1.2. Модели принятия решений в организации

 

Политическая модель организационных решений обычно отражает желание членов организации максимально реализовать в первую очередь свои индивидуальные интересы. Предпочтения устанавливаются еще на раннем этапе процесса, исходя из групповых целей. Обмен информацией носит спорадический характер. Определение проблемы, поиск альтернативы, сбор данных и оценочные критерии выступают, скорее всего, как средства, используемые для того, чтобы склонить решение в чью-либо пользу. Решение в данном случае становится функцией распределения власти в организации и эффективности политики, используемой различными участниками процесса.

Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающихся с формулирования проблемы и заканчивающихся совершением действий, решающих эту проблему (рис. 1.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Процесс принятия решения

 

Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:

-         признание проблемы;

-         формулирование проблемы;

-         определение критериев успешного решения проблемы.

Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде.  Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается лицами, принимающими решения, не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: способности системы управления делать это в режиме саморегулирования, опытности и индивидуальных характеристик лица, принимающего решение.

Если исходить из того, что решение – это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы. Процесс протекает по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно.  Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации, ее внешнем окружении.

Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится.

Следующий этап в рассматриваемом процессе – это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы – это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий – проявляются сами и требуют вмешательства лица, принимающего решение.

Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис – к неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут требоваться решения разного типа: для структурированных – программированные решения, для неструктурированных – непрограммированные.

Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит?

Определение и последующее формирование проблемы позволяет лицу, принимающему решения, ранжировать ее в ряду других проблем. В основу ранжирования проблемы могут быть положены следующие факторы:

-         последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на … и т.п.);

-         воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы);

-         срочность проблемы и ограничения по времени;

-         степень использования способностей и времени руководителя;

-         внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);

-         жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).

Изучение этих факторов позволяет лицу, принимающему решения, определить порядок решения проблем, проранжировав их от наиболее до наименее важных. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:

-         проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение определенного срока);

-         проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);

-         решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).

Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения. Это помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим». Первый тип критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива.

В случае критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые желательны, но по отношению к которым, необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет лицо, принимающее решение, думать обо всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает лицо, принимающее решения, думать о том, каким будет лучшее решение.

Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, лицо, принимающее решение, может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.

Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая «мозговая атака»; выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений. Важно понять, что творческая обстановка при поиске альтернатив создается самим руководителем. Он делает людей творцами нового. Секрет творческой среды – в умелом управлении.

Приводимые ниже шесть шагов могут сделать поиск альтернатив более творческим:

-         мотивация на поиск;

-         предоставление большего количества информации, позволяющей всесторонне и глубже познать проблему;

-         свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы;

-         создание условий для озарения;

-         опробование идеи другими людьми на предмет ее соответствия установленным критериям.

Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители. Последние в основном порождаются отношениями между различными силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.). В практике управления широко используются такие методы, как критериальное уравнение Кепнера-Трегое; платежная матрица; дерево целей, или решений. Наиболее известным их них является метод дерева решений для уравнения и оценки выдвинутых альтернатив. Особенно данный метод полезен в ситуациях, когда лицо, принимающее решение, имеет дело с неопределенностью. Метод дает общую картину решения: выборы, риски и исходы, которые могут иметь место. Более того, данный метод помогает открыть новые альтернативы, которые ранее могли быть опущены по каким-то причинам. Метод включает следующие шаги:

-         инвентаризация всех альтернатив;

Информация о работе Прийняття рішень з управління фірмою в умовах невизначеності