Оптимизация ассортимента продукции на примере ОАО "Тюменский хлебокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсового проекта является оптимизация структуры производимой продукции для получения максимальной прибыли.
Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- обзор литературных источников;
- анализ современного состояния предприятия, его экономическая эффективность;
- постановка экономико-математической задачи оптимизации структуры производимой продукции и ее математическая запись;
- сбор исходной информации для построения развернутой экономико-математической модели;
- решение задачи на персональном компьютере;
- анализ полученного решения и сравнение его с фактическими данными.

Содержание

Введение 3
1. Состояние изучаемого вопроса 4
2. Экономическая характеристика ОАО «Тюменский хлебокомбинат» 6
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 6
2.2. Основные экономические показатели производства хлебобулочных и кондитерских изделий 11
3. Разработка экономико-математической модели 14
3.1. Постановка задачи 14
3.2. Подготовка исходной информации 15
3.3. Математическая модель 15
3.4. Развернутая экономико-математическая модель 15
4. Решение задачи на ЭВМ и анализ оптимального плана 16
4.1. Описание метода и способа решения задачи 20
4.2. Анализ оптимального решения 21
4.3. Анализ устойчивости оптимального решения 22
4.4. Сравнение результатов моделирования с данными предприятия 23
Заключение 24
Список литературы 26
Приложения

Работа содержит 3 файла

Thumbs.db

— 66.50 Кб (Скачать)

Курсовая по хлебокомбинату.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 4 видно, что среднегодовая численность работников в ОАО «ТХК» снизилась за анализируемый период на 16 человек. Обеспеченность рабочей силой была наиболее полной только в 2008 году, но к 2010 году она снизилась и составила 98,28% от потребности. Имеющиеся трудовые ресурсы используются достаточно эффективно - число отработанных за год человеко-дней практически равно максимально возможному.

Обеспеченность предприятий  основными средствами производства и эффективность их использования  являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения работ, а, следовательно, и объём производства продукции, её себестоимость, финансовое состояние предприятия. Обобщающими показателями использования основных производственных фондов являются фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость, рентабельность.

 

 

Таблица 5

Состав и структура основных фондов, тыс. руб.

Состав основных средств

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. к 2008г. в %

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

тыс.

руб.

%

Здания

15652

19,37

15652

18,75

15652

16,94

100

Сооружения и передаточные устройства

1904

2,36

1336

1,60

1317

1,43

69,2

Машины и оборудования

50538

62,53

53713

64,36

61204

66,24

121,1

Транспортные средства

9446

11,69

9391

11,25

10861

11,75

115,0

Производственный и хозяйственный  инвентарь

266

0,33

351

0,42

351

0,38

132,0

Земельные участки и объекты  природопользования

3015

3,73

3015

3,61

3015

3,26

100

ИТОГО

80821

100,00

83458

100,00

92400

100,00

114,3


 

По данным таблицы 5 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период стоимость основных фондов увеличилась на 14,3% за счет закупки машин и оборудования, транспортных средств. В структуре основных фондов наибольший удельный вес имеют машины и оборудование (более 60 %), здания (около 17%), а также транспортные средства (более 11%).

Таблица 6

Обеспеченность предприятия  основными средствами и эффективность их использования

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2008г.

Приходится основных средств на 100 кв.м. производственных площадей, тыс.руб.

315,09

325,37

360,23

114,33

Приходится основных средств на 1 работника, тыс.руб.

137,92

146,93

249,73

181,07

Фондоотдача, руб.

5,14

4,68

4,48

87,16

Фондоёмкость, руб.

0,19

0,21

0,22

117,48

Рентабельность использования основных фондов, %

5,82

9,32

9,93

+4,11


 

По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что обеспеченность предприятия основными производственными фондами возросла за анализируемый период - фондообеспеченность увеличилась на 14,33%, а фондовооруженность – на 81,07%. Это обусловлено приростом стоимости основных производственных фондов. Экономическая эффективность использования основных фондов, однако, при этом снизилась: фондоёмость выросла на 7,48%, следовательно, фондоотдача уменьшилась на 12,84%.

2.2. Основные экономические показатели производства хлебобулочных и кондитерских изделий

 

Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топливо, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимость продукции  включают затраты связанные:

- с освоением новых видов продукции;

- исследованием рынка;

- производством продукции,  включая расходы на управление;

- совершенствованием технологии и организации производственного процесса, а также улучшением качества изготавливаемой продукции;

- сбытом продукции  (упаковка, транспортировка, реклама,  хранение и др.);

- набором и подготовкой кадров, обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности и т.д.

Таблица 7

Расходы по обычным видам  деятельности (по элементам затрат)

Показатели

2008г.

2009 г.

2010 г.

2010г. в % к 2008г.

Материальные затраты

189257

186332

189257

100,0

Затраты на оплату труда

95182

105975

118160

124,1

Отчисления на социальные нужды

25128

25172

30039

119,5

Амортизация

4227

4728

5324

126,0

Прочие затраты

43043

54823

51557

119,8

Итого по элементам затрат

356837

377030

394337

110,5


 

Из данных таблицы 7 можно сделать  вывод о том, что за анализируемый период в большей степени выросли расходы на амортизацию (на 26%) и  на оплату труда (на 24,1%). Материальные затраты остались на том же уровне. В целом расходы предприятия за три года выросли на 10,5%.

Рисунок 1. Структура затрат на 1 тонну пшеничного хлеба 1 сорта

 

Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Таблица 8

Анализ производительности труда 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г. в %

Объем производства, т

14377

12524

12570

87,43

Товарная продукция, тыс. руб.

415288

390768

414016

99,69

Численность рабочих занятых производством  хлебобулочных и кондитерских изделий, чел.

336

283

285

84,82

Производительность труда:

       

                  -  тыс.руб./чел.

1235,98

1380,81

1452,69

117,53

                 -  тонн/чел.

42,79

44,25

44,11

103,08


 

Производительность труда  за 3 года в стоимостном выражении выросла на 17,53%, что обусловлено не столько физическим ростом объема производства хлеба и хлебобулочных изделий, а сколько увеличением цены реализации, а также сокращением численности работников. В натуральном выражении наблюдается увеличения количества произведенного хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного работника на 3,08%.

Основными показателями финансового результата деятельности предприятия являются выручка и прибыль от продажи продукции, а также рентабельность. Рассмотрим эти показатели за последние 3 года.

Таблица 9

Финансовый результат  деятельности ОАО «Тюменский хлебокомбинат»

Показатели 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010г. в % к

2008г.

Выручка, тыс. руб.

415288

390768

414016

99,69

Полная себестоимость, тыс.руб.

358425

335572

353878

98,73

Прибыль, тыс.руб.

56863

55196

60138

105,76

Рентабельность, %

15,86

16,45

17,0

-1,14


 

Исходя из данных таблицы 9, можно сделать следующие выводы. Выручка в 2010 году снизилась к уровню 2008 года на 0,31%, а полная себестоимость на 16,52%. В результате прибыль повысилась на 5,76%, а уровень рентабельности – на 1,14%.

 

3. Разработка экономико-математической  модели

3.1. Постановка задачи

 

Требуется найти оптимальную структуру производимой продукции для ОАО «Тюменский хлебокомбинат».

Критерий оптимальности - максимум прибыли от реализации.

В процессе решения задачи должно быть определено: какие виды продукции и в каком объеме нужно произвести, какое количество ресурсов для этого потребуется.

Исходя из имеющихся производственных мощностей, предприятие может производить:

    • хлебобулочные изделия - от 10000 до 11000 тонн;
    • кондитерские изделия - от 1300 до 1400 тонн;
    • тесто - от 350 до 400 тонн.

Анализ спроса в предшествующие годы показывает, что в составе хлебобулочных изделий удельный вес отдельных видов продукции может находиться в пределах:

    • хлеб пшеничный – от 45 до 55%;
    • хлеб ржаной – от 30 до 40%;
    • булочки – от 10 до 20%.

Доля отдельных видов  продукции в составе кондитерских изделий должна быть:

    • пряник – от 50 до 60%;
    • печенье – от 8 до 12%;
    • торты – от 20 до 30%;
    • сахаристые изделия – от 1,5 до 3%;
    • прочие – от 2,5 до 5%.

Сумма денежных средств, выделяемая на приобретение сырья ограничена и составляет 130000 тыс.руб.

 

3.2. Подготовка исходной информации

 

В таблице 10 представлены исходные данные для разработки развернутой экономико-математической модели.

Таблица 10

Производственные затраты  и цена реализации продукции

Виды продукции

Затраты на сырье, тыс.руб./тонну

Цена, тыс.руб./тонну

Себестоимость, тыс.руб./тонну

Хлеб  пшеничный

6,7

27

22,5

Хлеб ржаной

6,4

24,5

21,6

Булочные изделия

12

39

34,8

Пряник

15

43,5

38

Печенье

17

48,8

42,4

Торты

71,8

122

103

Сахаристые (зефир, мармелад)

30,4

73

67,8

Прочие (кексы, рулеты)

44,7

80,6

74,7

Тесто

3,8

28,5

19


3.3. Математическая модель

Обозначения:

i – индекс ограничения;

j – индекс сорта продукции;

k – индекс категории продукции;

Хjk – количество продукции j-го сорта в k-й категории;

Yk – общее количество продукции k-й категории;

Модель по хлебокомбинату.xls

— 87.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Оптимизация ассортимента продукции на примере ОАО "Тюменский хлебокомбинат"