Жизненный цикл товара (на примере ООО «Завод Арктическая вода»)

Автор: c*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление характера протекания жизненного цикла товара.
Предметом курсовой работы является жизненный цикл товара.
Объектом курсовой работы является ООО «Завод Арктическая вода».
Для полного и всестороннего достижения требуется постановка ряда задач:
Выявить понятие и сущность жизненного цикла товара;
Определить разновидности этапов жизненного цикла товара;
Определить и описать маркетинговые стратегии на этапах;
Описать жизненный цикл товара ООО «Завод Арктическая вода»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах…………………………………………………………………………………6
Определение термина «Жизненный цикл товара». Особые виды ЖЦТ…………………………………………………………………………………..6
Маркетинговые стратегии на этапах внедрения, роста, зрелости и спада…………………………………………………………………………………10
Модификация рынка, товара и маркетинговой программы. Критика концепции ЖЦТ…………………………………………………………………….18
Глава 2. Анализ ЖЦТ на примере ООО «Завод Арктическая вода»……..22
2.1 Характеристика ООО «Завод Арктическая вода»……………………..22
2.2 Анализ маркетинговой среды ООО «Завод Арктическая вода»……...27
2.3 Анализ ЖЦТ ООО «Завод Арктическая вода»………………………...30
2.4 Основные выводы и рекомендации…………………………………….33
Заключение…………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  НЕФТИ И ГАЗА

Кафедра «маркетинга и муниципального управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

        по дисциплине «Основы маркетинга»

        Тема: «Жизненный цикл товара (на примере ООО «Завод Арктическая вода»)» 
         
         
         
         
         

Научный руководитель:

Асс. Т.А. Кульчицкая 
 

Автор работы:

Студент гр. ММ-08-1

М. Воронина 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2008

 

      Содержание

     Введение……………………………………………………………………….3

     Глава 1. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах…………………………………………………………………………………6

    1. Определение термина «Жизненный цикл товара». Особые виды ЖЦТ…………………………………………………………………………………..6
    2. Маркетинговые стратегии на этапах внедрения, роста, зрелости и спада…………………………………………………………………………………10
    3. Модификация рынка, товара и маркетинговой программы. Критика концепции ЖЦТ…………………………………………………………………….18

     Глава 2. Анализ ЖЦТ на примере ООО «Завод Арктическая вода»……..22

      2.1 Характеристика ООО «Завод Арктическая вода»……………………..22

     2.2 Анализ маркетинговой среды ООО «Завод Арктическая вода»……...27

     2.3 Анализ ЖЦТ ООО «Завод Арктическая  вода»………………………...30

      2.4 Основные выводы и рекомендации…………………………………….33

     Заключение…………………………………………………………………...35

     Список  используемой литературы………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Введение

     Актуальность  темы исследования. Все на свете  рождается, растет и умирает. Существует понятие жизненного цикла товара. Это понятие, безусловно, относится  как к товарам массового спроса, так и к товарам производственного назначения.

     Объемы  и продолжительности производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление  называется жизненным циклом товара.

     Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время  существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

     Концепция жизненного цикла товара описывает  сбыт продукта, прибыль, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента  поступления товара на рынок и  до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром. Вечного товара нет.

     Жизненный цикл товара может быть представлен как определенная последовательность стадий существования его на рынке, имеющая определенные рамки. Динамика жизни товара показывает объем продаж в каждое определенное время существования спроса на него.

     ЖЦТ характеризуется изменением объемов  продаж и получаемой прибыли во времени. Можно выделить четыре этапа цикла: внедрение, рост, зрелость и спад.

     Внедрение- медленное увеличение объема продаж товара после его поступления  на рынок. В связи с большими затратами  компании на данном этапе продажи  товара не приносят прибыли.

     Рост- период быстрого признания товара потребителями  и значительного увеличения прибыли.

     Зрелость- период замедления темпов роста объема продаж, поскольку товар нашел  признание у большой группы покупателей. Прибыль стабилизируется или начинает снижаться за счет роста затрат на маркетинговые мероприятия, проводимые в целях отражения атак конкурентов.

     Спад- период снижения объемов продаж товара и уменьшения прибыли.

     Понятие жизненного цикла товара применяется  как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные телевизоры) и даже к определенной модели или торговой марке (цветные телевизоры "Samsung"). (Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие жизненного цикла у классов и подклассов товаров.) Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.

     Анализ  теории и практики жизненного цикла  товара занимает все более важное место, так как компании должны изменяться вместе с товаром, рынком и конкурентами. Это обусловлено четырьмя причинами. Во-первых, срок службы товара ограничен; во-вторых, жизнь товара на рынке включает несколько этапов, каждый из них открывает перед продавцом различные возможности и ставит проблемы; в-третьих, на разных стадиях жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьируется; в-четвертых, каждый этап жизненного цикла товара требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта  и управления персоналом.

     Целью курсовой работы является выявление характера протекания жизненного цикла товара.

     Предметом курсовой работы является жизненный  цикл товара.

     Объектом  курсовой работы является ООО «Завод Арктическая вода».

     Для полного и всестороннего достижения требуется постановка ряда задач:

     Выявить понятие и сущность жизненного цикла товара;

     Определить  разновидности этапов жизненного цикла  товара;

     Определить  и описать маркетинговые стратегии  на этапах;

     Описать жизненный цикл товара ООО «Завод Арктическая вода»;

     Проанализировать  маркетинговую среду ООО «Завод Арктическая вода».

     Структура курсовой работы обусловлена поставленными  целями и задачами, и она состоит  из введения, двух глав, где поэтапно раскрывается тема работы, заключения и списка использованных материалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Жизненный цикл товара, политика маркетинга на разных этапах

     1.1. Определение термина  «Жизненный цикл  товара». Особые  виды жизненного  цикла товара.

     Жизненный цикл товара- период времени, в течение  которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов: а) выведение на рынок, поступление товара в широкую продажу; б) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса; в) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж; г) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта; д) резкий спад объема продаж, снижение прибыли. [2, c.249]

     Выделяют  три особые категории жизненного цикла товара, а именно стиль, моду и увлечение.

       Стиль- основная и особая форма  выражения, возникающая в любой  сфере человеческой деятельности. Так существуют стили в музыке (поп, рок, джаз), в одежде (классический, повседневный, вечерний), в искусстве  (реализм, сюрреализм, абстракционизм). Стиль может существовать на протяжении многих десятилетий, периодически набирая и теряя популярность.

     Мода- это стиль, признанный или популярный в данное время в определенной сфере. В своем развитии мода проходит четыре этапа: исключительности, соперничества, массового распространения и спада. Предсказать продолжительность цикла моды непросто. Существует мнение, что любой моде приходит конец, поскольку она всегда является неким потребительским компромиссом, и покупатель рано или поздно начинает «взыскивать упущенное». Возьмем, к примеру, автомобили. По сравнению с прошлым их размеры и объем двигателей уменьшились, и соответственно «средний автомобиль» утратил свою комфортабельность. А сегодня многие

     потребители мечтают о приобретении машин больших размеров. При появлении большого числа потребителей, следующих какой-либо моде, те, кто были в авангарде отказываются от нее. Согласно другой точке зрения, продолжительность каждого цикла моды зависит от того, насколько она отвечает подлинным требованиям потребителей, соответствует другим направлениям развития общества, его ценностям и в своем развитии не выходит за рамки существующих технологий.

     Увлечения- это яркое проявление моды, которое  быстро завоевывает общее внимание, получает известность, мгновенно достигает пика популярности и вскоре входит в стадию спада. Цикл признания товара- увлечения непродолжителен, и, как правило, число приверженцев «писка моды» ограничено. Недолговечность увлечений объясняется тем, что их появление не связано с реальными нуждами потребителей. Истинными победителями в «войне увлечений» окажутся те, кто раньше распознает потребность в них и сможет на волне их популярность создать товары, которые будут способны занять прочное положение на рынке. [4, с. 218]

     Виды  кривых ЖЦТ:

     Классический («бум»)- показывает положение на рынке  обычно чрезвычайно популярного  товара.

     

     Рис 1.1 Кривая классический («бум»)

     Увлечение- описывает ситуацию, когда товар  на рынке получает быстрое и кратковременное признание. 

      Рис 1.2. Кривая «увлечение»

     Гребень- описывает такую ситуацию, когда  интерес потребителей к товару постоянно  растет.

     

     Рис 1.3 Кривая «гребень»

     Продолжительное увлечение- сначала это тоже, что и продолжительное увлечение, но на этапе спада интерес у некоторых потребителей остается.

     

     Рис 1.4 Кривая «Продолжительное увлечение»

     Сезонность (мода)- описывает положение на рынке  сезонных товаров.

     

     Рис 1.5 Кривая «Сезонность (мода)»

     Возобновление (ностальгия)- связана с падением спроса на товар на уже хорошо-освоенном рынке.

     

     Рис 1.6 Кривая «Возобновление (ностальгия)»

     Провал- случается с неудачной моделью  товара, если были ошибки, то стадия роста не наступает.

       

     Рис 1.7 Кривая «Провал»

     Таким образом, ЖЦТ показывает время пребывания товара на рынке, и исследование концепции  ЖЦТ, является одной из наиболее важных задач предприятия.

     1.2. Маркетинговые стратегии  на этапах внедрения,  роста, зрелости  и спада.

     Этап  внедрения, преимущество первого игрока. Поскольку на выпуск нового товара и заполнение дилерских каналов  требуется какое-то время, продажи  на первой стадии жизненного цикла  растут медленно. В случае с дорогостоящими новинками, такими как телевизоры высокой четкости, рост объема продаж сдерживается и рядом других факторов, например их технической сложностью и незначительным числом покупателей, которые могут позволить приобрести себе новый товар. [1, с. 115]

     На  этапе внедрения компания обычно либо несет убытки, либо получает незначительную прибыль. Соотношение затрат на продвижение  и объема продаж в этот период максимально, поскольку необходимо: информировать  потенциальных потребителей о новом, еще не известном товаре; убедить их опробовать товар; обеспечить его реализацию через предприятия розничной торговли. Основные условия по сбыту товаров компания направляет на привлечение потребителей, наиболее подготовленных к совершению покупки. Кроме того, цены на новый товар на данном этапе достаточно высоки, что обусловлено относительно высокими издержками производства. [12, с. 482]

Информация о работе Жизненный цикл товара (на примере ООО «Завод Арктическая вода»)