Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:28, курсовая работа
В данной работе проводится анализ выставочно-ярмарочной деятельности по РФ и сравнивается с опытом запада.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность выставок и ярмарок.…………………………...5
1.1. Понятие выставочно-ярмарочной деятельности………………..5
1.2. Классификация и виды выставок и ярмарок…………………....8
2. Выставки и ярмарки в современной рекламной деятельности……12
2.1.Участие предприятия в выставочно-ярмарочном мероприятии…..12
2.2.Планирование и организация участия предприятия в
выставочно-ярмарочном мероприятии………………………………....15
2.3. Этап работы выставки……………………………………………....18
2.4. Послевыставочная (послеярмарочная) стадия……...……………..21
3. Роль выставочно-ярмарочной деятельности в мире………………..23
3.1. Особенности и значение выставочно-ярмарочной
деятельности в странах и регионах мира……………………………....23
3.2. Роль выставочно-ярмарочной деятельности в России………...29
Заключение………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………...40
Приложение 1……………………………………………………………41
Приложение 2……………………………………………………………42
Что касается США, то здесь выставочный бизнес не менее развит, однако имеет свои особенности. В этой стране выставочная отрасль занимает 22-е место в списке отраслей, формирующих ВВП. В ней работают примерно 1,6 млн американцев. По результатам исследования, проведенного Центром исследований в выставочной отрасли, в осень 2001 года. На сегодняшний момент отрасль успешно развивается и идет вверх[7]. Для получения более ясной картины выставочной отрасли в США представим структуру выставок по отраслям, которая представлена на рис. 3.2.
Рис.
3.2. Отраслевая структура выставок в США[7]
Из диаграммы видно, что наибольшее количество мероприятий проходит в области производства, розничной торговли и потребительских товаров. Интересно отметить, что такие достаточно редкие для России тематики выставок, как образование и здравоохранение, занимают на американском рынке значительную долю [7].
В азиатских странах выставочная индустрия приносит несколько меньше вклада в экономику стран, но так как она интенсивно развивается, ее роль становится все весомее. В Китае, например, за последние 10 лет около 4 млрд долларов экспорта и значительная часть внутренней торговли прошли посредством выставочной индустрии. Эта отрасль приносит существенный вклад в экономику страны, недаром там ее называют «отрасль утреннего солнца». С 1978 года китайская выставочная индустрия быстро развивалась. С того времени по сегодняшний день ее темпы роста составили 20%, доходы росли и совершенствовались выставочные площади[11]. Хорошим примером может служить Китайская ярмарка экспортных товаров (Кантонская ярмарка), проходящая два раза в год. Во время 89-й сессии (проведенной 15 апреля 2001 года) в Гуаньчжоу собралось 111 886 бизнесменов из 181 страны мира. Объем экспорта составил 15,8 млрд долларов. В общем, сумма экспортных сделок, заключенных на Кантонской ярмарке, составляет треть общего китайского экспорта каждый год. Эту ярмарку также называют «барометром китайской внешней торговлю». Ярмарка также принесла много пользы городу Гуаньчжоу. Во время проведения ярмарки было зарезервировано 90% всех номеров в отелях, а водители такси заработали значительно больше, чем они смогли бы заработать в обычное время[1].
В последние годы число выставок, проводимых в Китае, резко выросло. В 1997 году в стране было проведено 1063 выставки, в 1998 году их число достигло 1262, в 1999 - 1326, а в 2000 - 1684. Эти выставки обслуживают почти все промышленные отрасли, включая машиностроение, электронику, металлургию, сырьевой сектор, нефтехимию, легкую промышленность, текстильную и одежную, сельскохозяйственную, лесную, логистическую, коммуникационную отрасли, туризм и т.д. Среди выставок, проведенных в 2000 году, 24 представляли электронную отрасль, 23 - легкую промышленность, 35 - строительство и 13 - автомобилестроение. В основном выставки проходят в прибрежных регионах Китая, в таких городах, как Шанхай, Гуаньчжоу, Далнан и Шеньжень, а также в Пекине, но Выставочная сеть охватывает всю страну.
Выставочная
индустрия в Сингапуре
Важность
выставочной индустрии для
Проживание и покупки - две основные статьи расходов участников выставок, как показано на рис. 3.3, где представлены все статьи расходов деловых туристов.
Рис.
3.3. Статьи расходов участников выставок
в стране пребывания [7]
Таким образом, выставки - это хороший источник доходов для гостиничного бизнеса и отрасли розничной торговли. Развитая инфраструктура в свою очередь привлекает посетителей и участников выставок, поэтому при создании выставочных центров не менее тщательно продумываются транспортные схемы, возможности размещения и развлечения бизнес туристов. Проблемой многих азиатских стран является как раз недостаток удобств и услуг, предлагаемых участникам выставок. Например, в Китае посетителям выставочно-ярмарочных мероприятий все время приходится сталкиваться со сложной ситуацией на дорогах. Более того, несмотря на то, что в стране широко пользуются услугами компьютерной сети, далеко не все выставочные комплексы могут предоставить доступ к Internet. Для контраста можно привести пример Ганноверской ярмарки, где поезд доставляет желающих непосредственно к выставочному комплексу, предоставляется услуга полета от аэропорта до комплекса на вертолете, посетители могут оставить свой автомобиль на парковке вместимостью 50 000 машин, воспользовавшись электронной навигационной системой. Неразвитая система дополнительных услуг в Китае, как и в других развивающихся выставочных странах, не позволяет значительно улучшать качество выставочной отрасли[7]. Но можно привести еще один пример мультипликативного эффекта от проведения выставочно-конгрессных мероприятий в Германии. Благодаря конгрессной индустрии в этой стране общее количество продаж в рамках выставочной деятельности в 2001 году достигло 43 млрд DM, в том числе 12 млрд DM было получено за счет площадок проведения и автостоянок, 8 млрд DM – за счет отелей; 8 млрд DM – за счет туризма и транспортных расходов. Кроме того, 15 млрд было получено за счет второстепенных действий. Более наглядно это можно представить на рис. 3.4.
Рис.
3.4. Мультипликативный эффект от проведения
выставоно-конгрессных мероприятий в
Германии[7]
Экономическая
эффективность выставочно-
Таким
образом, видно, что выставочная
отрасль в мире занимает очень прочные
позиции. Она привносит огромный экономический
и социальный вклад в экономики стран,
где рынок выставочно-ярмарочных услуг
хорошо развит. Там, где выставочный рынок
еще растет и развивается, его значение
также велико, если не с точки зрения экономических
оборотов, то с точки зрения содействия
развитию других отраслей.
3.2. Роль выставочно-ярмарочной деятельности в России
Столица России всегда была и остается признанным выставочным центром не только Восточной Европы, но и Азии. Этому способствует выгодное географическое положение Москвы – на линии между крупнейшими выставочными центрами Европы – в Германии и на Азиатском континенте – в Китае. В этой части континента других городов, в которых можно развернуть крупные выставочно-ярмарочные мероприятия, кроме Москвы, нет. Такое же центральное географическое положение занимает Москва по отношению к городам России на Евразийском континенте и городам других стран СНГ, включая страны Балтии[3].
В России оценили роль выставок не только как важный фактор для маркетинговой деятельности предприятий и для формирования рынка, но и как важный бюджетообразующий элемент. У Москвы есть хорошие перспективы развития выставочной деятельности и получения от этого больших выгод. Нынешний же выставочный потенциал столицы развит недостаточно[3].
В целях определения принципов эффективного развития выставочно-ярмарочной деятельности в интересах экономики Москвы и, прежде всего производителей отечественной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации и международной практикой в 1999 г. была разработана и одобрена Правительством Москвы Концепция выставочной деятельности и схема размещения выставочно-ярмарочных комплексов. Пример Москвы был подхвачен другими регионами и в определенной мере инициировал подготовку и принятие соответствующей Концепции на федеральном уровне[3].
Тематики, по которым проходят выставки в России можно увидеть в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Основные
тематические выставки России[3]
Рейтинг 2003 г. (2002 г.) | Тематики и товарные группы | Доля в общем
количестве выставок 2003 г. (2002 г.),
% |
1 (З) | Продукты питания, напитки | 10,9 (8,9) |
2 (1) | Строительство, ремонт, благоустройство | 9,8 (9,8) |
3 (2) | Мебель и предметы быта | 7,8 (9,0) |
4 (6) | Сельское хозяйство, садоводство | 6,7 (6,3) |
5 (9) | Потребительские товары | 6,5 (5,8) |
6 (–) | Текстильная и легкая промышленность | 5,6 (–) |
7 (8) | Медицина, гигиена, охрана труда | 5,5 (6) |
8 (5) | Экология, коммунальные службы | 4,8 (6,5) |
9 (–) | Транспорт, дорожное хозяйство | 4,6 (–) |
10 (10) | Спорт, туризм, отдых | 4,5 (5,2) |
В России весьма обширные возможности выбора тематик выставок, поскольку Российская Федерация занимает большую территорию, на которой концентрируется огромное количество природных ресурсов. Это разделяет Федеральные округа страны по типам деятельности, в зависимости от концентрации природных ресурсов в нем. Например, в Южном Федеральном округе есть город Шахты, в котором занимаются угледобычей. В Сибири основным видом деятельности является нефтедобыча и т.д. Это в большинстве случаев определяет тематики, проводимых выставок.
На сегодняшний день можно наблюдать соотношение российских участников по регионам России на примере рис. 3.5 [7].
Рис.3.5.
Соотношение российских участников по
регионам России[7]
В соотношении участников по регионам России в выставочно-ярмарочной деятельности Южный Федеральный округ и Уральский Федеральный округ занимает 7%.
На первом месте Центральный Федеральный округ – 35%.
Во-первых, это объясняется количеством субъектов РФ в округе и его общей площадью. Южный Федеральный округ включает 8 республик, 3 области и 2 края. Его площадь — 589 тыс. 200 кв. км. (3,45 % территории России). В то время как Приволжский Федеральный округ включает 14 субъектов РФ, которые составляют 6,08 % от территории Российской Федерации. И, наконец, Центральный Федеральный округ включает 18 субъектов РФ, в нем 15 крупных городов, занимает 650, 7 тыс. кв. км (на конец 2007 года) (3,82 % от РФ)[6].
Во-вторых,
объясняется концентрацией
Информация о работе Выставки и ярмарки в современной рекламной деятельности