Управление маркетингом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговая деятельность является условием гибкого приспособления производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой и иной деятельности предприятия к постоянно меняющейся экономической ситуации рынка. Сегодня маркетинг – это весь комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.
С переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления становится актуальной научно – практической проблемой. Объект исследовани

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление маркетингом на предприятии …………………………………………..4
1.1. Маркетинговый подход в деятельности предприятия ………………………….4
1.2. Методологические основы управления маркетингом на предприятии..............7
1.3. Информационное обеспечение управление маркетингом …………………….13
1.4. Система управления конкурентоспособностью продукции .............................15
Глава 2. Стратегическое планирование маркетинга …………………………………………19
2.1. Содержание процесса стратегического планирования маркетинга ………….21
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………..25
2.3. Выбор и формулирование стратегии маркетинга ……………………………..27
Глава 3. Организация и контроль маркетинга на предприятии …………………………….30
3.1. Организация маркетинга на предприятии ……………………………………..31
3.2. Контроль маркетинга на предприятия ………………………………………….34
3.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия …………………………..37
Заключение …………………………………………………………………………………….39
Список литературы ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1.49 Мб (Скачать)

- концентрация на затратах ведет к неспособности своевременно распознать изменения требований рынка;

- непредсказуемое  повышение затрат может привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами, так что преимущества дифференциации не смогут быть более уравновешены.

2. Риск дифференциации:

- отрыв в  цене лидера по затратам может  стать настолько большим, что  для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем верность марке;

- характеристика  продукта, на которой основывается  дифференцирование, может в результате  изменения системы ценностей  у потребителя потерять свое  значение;

- подражание  уменьшает преимущества, связанные  с дифференцированием.

3. Риск концентрации:

- различие в  ценах между продуктами специализированных  предприятий и предприятий, работающих  на общем рынке, может стать  настолько большим, что преимущества, которые имеют специфические  для сегмента товары в глазах потребителя, не оправдывают разницы в цене;

- всегда имеется  опасность уменьшения различий  между желаниями сегмента и  всего рынка;

- конкуренты  могут найти внутри сегмента  подсегменты и специализироваться  еще сильнее[14].

 

Глава 3. Организация и контроль маркетинга на предприятии

Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Одним из основных принципов организации управления маркетингом является максимальное приближение мест принятия маркетинговых  решений к подразделениям, где занимаются практическим маркетингом.

При организации  службы маркетинга на предприятии следует  помнить, что структура маркетинговой  службы должна быть наиболее простой. Чем проще структура, тем мобильнее  управлении е ею и выше шансы на успех. Кроме того, число функций, ответственность за выполнение которых можно возложить на одного специалиста, ограничено. Чем больше товаров в его ведении, тем меньше число функций, с которыми он в состоянии справиться.

Контроль маркетинга – постоянная проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. По сути, контроль означает сравнение норм и реального положения. В связи с быстрыми изменениями условий среды и ростом сложности предприятий контроль приобретает центральное значение.

Предметом контроля маркетинга является контроль результатов и ревизия маркетинга. Контроль результатов проводиться по следующим направлениям: контроль сбыта, контроль доли рынка, контроль результатов деятельности службы маркетинга и контроль неэкономических показателей. Ревизия маркетинга состоит из контроля информации, контроля целей и стратегий, контроля мероприятий и контроля организационных процессов и структур.

Конечный результат  контроля – выработка корректирующих воздействий и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам. Контроль маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия, способы и инструменты воздействия на контролируемые факторы среды.

3.1 Организация  маркетинга на предприятии

Достижение  целей предприятия зависит в  основном от трех факторов: выбранной  стратегии, организационной структуры  и от того, каким образом эта структура функционирует.

Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами –  это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Для того чтобы  система управления могла адаптироваться к запросам потребителей, нововведениям, коньюктуре рынка, необходимо создание службы маркетинга. Любая организационная структура управления маркетингом должна строиться на основе следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты и потребительские рынки. Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:

- функциональная  организация службы маркетинга;

- товарная организация  службы маркетинга;

- рыночная организация  службы маркетинга;

- товарно –  рыночная (матричная) организация  службы маркетинга.

Организация управления службой маркетинга строится на следующих принципах:

- четкое разграничение  действий подразделений, осуществляющих  различные маркетинговые функции:  изучение рынка, разработку новых  продуктов и планирование производства, снабжение и сбыт, рекламу и  стимулирование сбыта;

- устранение дублирования работ различными подразделениями;

- наиболее сложная  функция – комплексные рыночные  исследования, разработка стратегических  прогнозов, оценка эффективности  маркетинговых стратегий – делегируются  специализированной областной службой  маркетинга.

Ответственность за разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы, так как  стратегическое планирование требует  высокой ответственности, масштабного  охвата действий менеджеров. А служба маркетинга должна обеспечивать стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы. Оперативность планирования охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды, то есть, является компетенцией среднего и низшего управленческого звена[5]. Конкретным примером одного из направлений стратегии может быть решение фирмы реализовывать продукцию под собственной торговой маркой. Тогда оперативное планирование будет содержать следующие задачи:

- разработка  собственной торговой марки;

- специальная  подготовка в маркетинге и  обучение персонала;

- направления  коммуникационной политики по  популяризации марки;

- создание более  мобильной системы распределения,  налаживание контактов с новыми  торговыми точками.

Руководители  и ведущие специалисты маркетинговых  служб должны удовлетворять общим  требованиям, предъявляемым специалистам – управленцам, но кроме того они должны удовлетворять раду специфических требования, определяемых особенностями работы в области маркетинга:

- системность  знаний, большая эрудиция и кругозор;

- коммуникабельность;

- стремление к новому, высокая степень динамизма;

- дипломатичность,  умении гасить конфликты;

- знание иностранных  языков;

- знание этики  и протокола;

- владение всеми  пятью стилями изложения мысли,  такими как публицистический, художественный. бюрократический, научный и разговорный.

- в личном  плане маркетологам должны быть  присущи такие черты, как пунктуальность, широта души, высокая культура, жизнерадостность.

Основные трудности  в развитии маркетинга сегодня связаны  с отсутствием квалифицированных  кадров. Переход к рыночным отношениям выдвигает принципиально новые требования к организации и содержанию подготовки специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, моделированию процессов и систем.

Одним из вариантов  решения этой проблемы является стажировка студентов экономических специальностей. Использование студентов в качестве интервьюеров при проведении маркетинговых исследований выгодно по следующим причинам:

-мобильность  и коммуникабельность студентов;

- количество  экспертов – специалистов из  числа преподавателей может достигать несколько десятков. следовательно, при их широкой специализации открывается возможность вести несколько проектов одновременно;

- высокое качество  работы гарантирует знание студентами  экономических наук, основ психологии, менеджмента и маркетинга;

- быстрая обработка  полученных данных;

- значительно  более низкие цены, чем цены  специализированных маркетинговых  агентств.

При таком сотрудничестве со студентами вузов предприятие  имеет возможность выбора и последующего найма на работу специалистов с высшим экономическим образованием, уже имеющих опыт работы в области маркетинга.

3.2. Контроль  маркетинга на предприятии

Контроль –  это процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Предварительный  контроль обеспечивается через реализацию формального планирования и создания организационных структур. Обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил и осуществляется до фактического начала работы. Прежде всего, контроль применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль базируется на измерении фактических  результатов действий фирмы (или  ее подразделений, сотрудников), направленных на достижение желаемых результатов. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Заключительный контроль дает информацию для планирования аналогичных работ и может способствовать мотивации субъектов внутренней и внешней среды.

Процесс контроля включает в себя три четко различимых этапа:

- выработка  стандартов и критериев;

- сопоставление  с ними реальных результатов;

- принятие необходимых  корректирующих действий.

Характеристики  эффективного контроля:

1. Стратегическая  направленность контроля означает, что контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация  на результаты. Конечная цель  контроля не в том чтобы  собрать информацию, установить  стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием.

3. Соответствие  делу. Контроль должен соответствовать  контролируемому виду деятельности.

4. Своевременность  контроля. Цель контроля – устранение  отклонений от ожидаемого развития  событий, прежде чем они примут  серьезные размеры.

5. Гибкость контроля заключается в том, что он, как и планы предприятия, должен приспосабливаться к изменениям, происходящим во внешней и внутренней среде предприятия.

6. Простота контроля. Система должна быть понимаемой  и поддерживаемой людьми.

7. Экономичность  контроля. Чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат на его осуществление к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.

Контроль маркетинга – постоянная проверка и оценка положения и процессов в области  маркетинга. По сути, контроль означает сравнение норм и реального положения. В связи с быстрыми изменениями условий среды и ростом сложности предприятий контроль приобретает центральное значение.

Задачи и  цели контроля маркетинга предполагают:

- установить  степень достижения цели (анализ отклонений);

- выявить возможности  улучшения (обратную связь);

- проверить  насколько приспособляемость предприятия  к изменениям условий окружающей  среды соответствует требуемой.

Стратегический  контроль – предполагает критический  анализ эффективности маркетинга в целом. В основе стратегического контроля лежит использование методов аудита маркетинга. Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для отдельных хозяйственных единиц. Целью аудита маркетинга является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности.

 

Маркетинговый анализ – анализ рынка или других объектов, так или иначе связанных  с рынком. Анализ – совокупность процедур, позволяющих сделать выводы о структуре, свойствах объекта  анализа и закономерностях их функционирования. Спектр объектов маркетингового анализа чрезвычайно широк и обуславливается тем, что может заинтересовать на рынке фирму.

 

Задачами маркетингового анализа являются:

- изучение платежеспособного  спроса на продукцию, рынков  сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса  на продукцию и оценка степени  риска невостребованной продукции;

- оценка конкурентоспособности  продукции и изыскания резервов  повышения ее уровня;

- разработка  стратегии, тактики, методов и  средств формирования спроса  и стимулирования сбыта продукции;

- оценка эффективности  производства и сбыта продукции  методов анализа маркетинговых  данных и проблем маркетинга.

3.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия

Методы маркетингового анализа объединяются в следующие  группы:

1. Эвристические  методы – приемы и методы  решения задач и вывода доказательств,  основанные на учете опыта  решения сходных задач в прошлом,  накоплении опыта, учете ошибок, экспертных знаниях, а также интуиции.

2. Формальные  методы – приемы и методы  анализа, связанные с использованием  детерминированных алгоритмов, процедур  и так далее.

3. Комбинированные  методы – методы, использующие  как эвристику, так и формализованные процедуры.

Статистические  методы анализа данных предназначены  для их уплотнения, выявления взаимосвязей, зависимостей и структур. Среди видов  статистического анализа выделяются описательный и выводной анализы, анализ различный, анализ связей, а также предсказательный анализ. Все эти виды анализа могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации.

Одним из важных разделов маркетинговых исследований является определение и исследование потенциальных возможностей фирмы, осуществляющей свою деятельность на рынке. Анализ возможностей предприятия включает следующие аспекты:

- экономический  анализ хозяйственной и финансовой  деятельности фирмы;

- анализ конкурентных  возможностей.

Анализ финансово  – хозяйственной деятельности предприятия  проводиться по двум направлениям:

- финансовое  состояние предприятия;

- маркетинговое  состояние подразделений или  товарных линий.

Проведение  финансового анализа необходимо для оценки прошлого, текущего и  предполагаемого будущего финансового  состояния предприятия. Результатом такого анализа является выявление сильных сторон в деятельности предприятия, резервов роста и финансовых проблем, наличие которых может ослабить позиции фирмы  на ее целевых рынках.

Информация о работе Управление маркетингом на предприятии