Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Маркетинговая деятельность является условием гибкого приспособления производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой и иной деятельности предприятия к постоянно меняющейся экономической ситуации рынка. Сегодня маркетинг – это весь комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.
С переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления становится актуальной научно – практической проблемой. Объект исследовани
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление маркетингом на предприятии …………………………………………..4
1.1. Маркетинговый подход в деятельности предприятия ………………………….4
1.2. Методологические основы управления маркетингом на предприятии..............7
1.3. Информационное обеспечение управление маркетингом …………………….13
1.4. Система управления конкурентоспособностью продукции .............................15
Глава 2. Стратегическое планирование маркетинга …………………………………………19
2.1. Содержание процесса стратегического планирования маркетинга ………….21
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………..25
2.3. Выбор и формулирование стратегии маркетинга ……………………………..27
Глава 3. Организация и контроль маркетинга на предприятии …………………………….30
3.1. Организация маркетинга на предприятии ……………………………………..31
3.2. Контроль маркетинга на предприятия ………………………………………….34
3.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия …………………………..37
Заключение …………………………………………………………………………………….39
Список литературы ………………………………………………
- концентрация на затратах ведет к неспособности своевременно распознать изменения требований рынка;
- непредсказуемое повышение затрат может привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами, так что преимущества дифференциации не смогут быть более уравновешены.
2. Риск дифференциации:
- отрыв в цене лидера по затратам может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем верность марке;
- характеристика
продукта, на которой основывается
дифференцирование, может в
- подражание уменьшает преимущества, связанные с дифференцированием.
3. Риск концентрации:
- различие в
ценах между продуктами
- всегда имеется опасность уменьшения различий между желаниями сегмента и всего рынка;
- конкуренты
могут найти внутри сегмента
подсегменты и
Глава 3. Организация и контроль маркетинга на предприятии
Организационная
структура маркетинговой
Одним из основных
принципов организации
При организации службы маркетинга на предприятии следует помнить, что структура маркетинговой службы должна быть наиболее простой. Чем проще структура, тем мобильнее управлении е ею и выше шансы на успех. Кроме того, число функций, ответственность за выполнение которых можно возложить на одного специалиста, ограничено. Чем больше товаров в его ведении, тем меньше число функций, с которыми он в состоянии справиться.
Контроль маркетинга – постоянная проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. По сути, контроль означает сравнение норм и реального положения. В связи с быстрыми изменениями условий среды и ростом сложности предприятий контроль приобретает центральное значение.
Предметом контроля маркетинга является контроль результатов и ревизия маркетинга. Контроль результатов проводиться по следующим направлениям: контроль сбыта, контроль доли рынка, контроль результатов деятельности службы маркетинга и контроль неэкономических показателей. Ревизия маркетинга состоит из контроля информации, контроля целей и стратегий, контроля мероприятий и контроля организационных процессов и структур.
Конечный результат контроля – выработка корректирующих воздействий и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам. Контроль маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия, способы и инструменты воздействия на контролируемые факторы среды.
3.1 Организация маркетинга на предприятии
Достижение целей предприятия зависит в основном от трех факторов: выбранной стратегии, организационной структуры и от того, каким образом эта структура функционирует.
Организационная
структура маркетинговой
Для того чтобы система управления могла адаптироваться к запросам потребителей, нововведениям, коньюктуре рынка, необходимо создание службы маркетинга. Любая организационная структура управления маркетингом должна строиться на основе следующих размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты и потребительские рынки. Основными видами организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:
- функциональная организация службы маркетинга;
- товарная организация службы маркетинга;
- рыночная организация службы маркетинга;
- товарно – рыночная (матричная) организация службы маркетинга.
Организация управления службой маркетинга строится на следующих принципах:
- четкое разграничение
действий подразделений,
- устранение дублирования работ различными подразделениями;
- наиболее сложная
функция – комплексные
Ответственность за разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы, так как стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного охвата действий менеджеров. А служба маркетинга должна обеспечивать стратегическое планирование аналитическим подходом к принятию решений о будущем фирмы. Оперативность планирования охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды, то есть, является компетенцией среднего и низшего управленческого звена[5]. Конкретным примером одного из направлений стратегии может быть решение фирмы реализовывать продукцию под собственной торговой маркой. Тогда оперативное планирование будет содержать следующие задачи:
- разработка собственной торговой марки;
- специальная подготовка в маркетинге и обучение персонала;
- направления коммуникационной политики по популяризации марки;
- создание более
мобильной системы
Руководители
и ведущие специалисты
- системность знаний, большая эрудиция и кругозор;
- коммуникабельность;
- стремление к новому, высокая степень динамизма;
- дипломатичность, умении гасить конфликты;
- знание иностранных языков;
- знание этики и протокола;
- владение всеми
пятью стилями изложения мысли,
- в личном
плане маркетологам должны
Основные трудности
в развитии маркетинга сегодня связаны
с отсутствием
Одним из вариантов решения этой проблемы является стажировка студентов экономических специальностей. Использование студентов в качестве интервьюеров при проведении маркетинговых исследований выгодно по следующим причинам:
-мобильность
и коммуникабельность
- количество экспертов – специалистов из числа преподавателей может достигать несколько десятков. следовательно, при их широкой специализации открывается возможность вести несколько проектов одновременно;
- высокое качество
работы гарантирует знание
- быстрая обработка полученных данных;
- значительно
более низкие цены, чем цены
специализированных
При таком сотрудничестве со студентами вузов предприятие имеет возможность выбора и последующего найма на работу специалистов с высшим экономическим образованием, уже имеющих опыт работы в области маркетинга.
3.2. Контроль маркетинга на предприятии
Контроль –
это процесс обеспечения
Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов действий фирмы (или ее подразделений, сотрудников), направленных на достижение желаемых результатов. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время. Заключительный контроль дает информацию для планирования аналогичных работ и может способствовать мотивации субъектов внутренней и внешней среды.
Процесс контроля включает в себя три четко различимых этапа:
- выработка стандартов и критериев;
- сопоставление с ними реальных результатов;
- принятие необходимых корректирующих действий.
Характеристики эффективного контроля:
1. Стратегическая
направленность контроля означа
2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля не в том чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед предприятием.
3. Соответствие
делу. Контроль должен
4. Своевременность
контроля. Цель контроля – устранение
отклонений от ожидаемого
5. Гибкость контроля заключается в том, что он, как и планы предприятия, должен приспосабливаться к изменениям, происходящим во внешней и внутренней среде предприятия.
6. Простота контроля.
Система должна быть
7. Экономичность контроля. Чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат на его осуществление к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.
Контроль маркетинга
– постоянная проверка и оценка
положения и процессов в
Задачи и цели контроля маркетинга предполагают:
- установить степень достижения цели (анализ отклонений);
- выявить возможности улучшения (обратную связь);
- проверить
насколько приспособляемость
Стратегический контроль – предполагает критический анализ эффективности маркетинга в целом. В основе стратегического контроля лежит использование методов аудита маркетинга. Аудит маркетинга представляет собой всеобъемлющую, систематическую, независимую и периодическую проверку внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности для организации в целом или для отдельных хозяйственных единиц. Целью аудита маркетинга является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности, и выдача рекомендаций по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности.
Маркетинговый анализ – анализ рынка или других объектов, так или иначе связанных с рынком. Анализ – совокупность процедур, позволяющих сделать выводы о структуре, свойствах объекта анализа и закономерностях их функционирования. Спектр объектов маркетингового анализа чрезвычайно широк и обуславливается тем, что может заинтересовать на рынке фирму.
Задачами маркетингового анализа являются:
- изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;
- анализ факторов,
формирующих эластичность
- оценка конкурентоспособности
продукции и изыскания
- разработка
стратегии, тактики, методов и
средств формирования спроса
и стимулирования сбыта
- оценка эффективности
производства и сбыта
3.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия
Методы маркетингового анализа объединяются в следующие группы:
1. Эвристические
методы – приемы и методы
решения задач и вывода
2. Формальные
методы – приемы и методы
анализа, связанные с
3. Комбинированные
методы – методы, использующие
как эвристику, так и
Статистические
методы анализа данных предназначены
для их уплотнения, выявления взаимосвязей,
зависимостей и структур. Среди видов
статистического анализа
Одним из важных разделов маркетинговых исследований является определение и исследование потенциальных возможностей фирмы, осуществляющей свою деятельность на рынке. Анализ возможностей предприятия включает следующие аспекты:
- экономический
анализ хозяйственной и
- анализ конкурентных возможностей.
Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия проводиться по двум направлениям:
- финансовое состояние предприятия;
- маркетинговое состояние подразделений или товарных линий.
Проведение финансового анализа необходимо для оценки прошлого, текущего и предполагаемого будущего финансового состояния предприятия. Результатом такого анализа является выявление сильных сторон в деятельности предприятия, резервов роста и финансовых проблем, наличие которых может ослабить позиции фирмы на ее целевых рынках.