Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Маркетинговая деятельность является условием гибкого приспособления производственной, финансовой, торговой, сбытовой, кадровой и иной деятельности предприятия к постоянно меняющейся экономической ситуации рынка. Сегодня маркетинг – это весь комплекс мероприятий, направленных на планирование, организацию, ценообразование, разработку товаров и их доставку существующим и потенциальным покупателям.
С переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления становится актуальной научно – практической проблемой. Объект исследовани
Введение …………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Управление маркетингом на предприятии …………………………………………..4
1.1. Маркетинговый подход в деятельности предприятия ………………………….4
1.2. Методологические основы управления маркетингом на предприятии..............7
1.3. Информационное обеспечение управление маркетингом …………………….13
1.4. Система управления конкурентоспособностью продукции .............................15
Глава 2. Стратегическое планирование маркетинга …………………………………………19
2.1. Содержание процесса стратегического планирования маркетинга ………….21
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия ………………………………..25
2.3. Выбор и формулирование стратегии маркетинга ……………………………..27
Глава 3. Организация и контроль маркетинга на предприятии …………………………….30
3.1. Организация маркетинга на предприятии ……………………………………..31
3.2. Контроль маркетинга на предприятия ………………………………………….34
3.3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия …………………………..37
Заключение …………………………………………………………………………………….39
Список литературы ………………………………………………
- служить одним
из критериев оценки
Следовательно, эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организация и система контроля на предприятии. Кроме того, выделяют такие функции управления, как мотивация, регулирование и учет, а также две несколько специфичных функции – прогнозирование и анализ.
Система управления обладает свойствами, которых нет у отдельных составляющих ее элементов. Ни один из них в отдельности не может осуществлять процесс управления. Кроме того, управление нельзя рассматривать как закрытую систему – она активно связана с другими компонентами хозяйственного механизма. Именно в учете всех этих аспектов и состоит сущность системного подхода к управлению.
Система управления маркетингом требует создания организационно – экономического механизма, быстро адаптирующегося в условиях внешней среды. А это, в свою очередь, требует создания открытой системы управления.
Основные составляющие процесса управления маркетингом необходимо разрабатывать во взаимосвязи друг с другом применительно к специфике рыночной деятельности предприятия.
В управлении современным маркетингом наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования с ранжированием стратегических задач, анализом позиции предприятия в конкурентной борьбе и выбором наиболее эффективных стратегий.
Организация маркетинговой деятельности включает в себя следующие мероприятия:
- построение
организационной структуры
- подбор специалистов
по маркетингу надлежащей
- распределение
задач, прав и ответственности
в системе управления
- создание условий
для эффективной работы
- организацию
эффективного взаимодействия
Контроль как одна из функций управления производственно – коммерческой деятельностью предприятия занимает в маркетинге заметное место. Контроль должен обеспечивать достижение предприятием намеченных целей.
Контроль маркетинга
– это постоянная, систематическая
и непредвзятая проверка и оценка
положения и процессов в
Рис. 1.2. План – программа маркетинговой деятельности предприятия
Таким образом, путем использования маркетинга как подсистемы управления можно избежать рисков и через маркетинговое воздействие осуществлять сознательное управление рынком.
1.3. Информационное
обеспечение управления маркети
Управление маркетингом предполагает комплексное изучение маркетинговой среды во всей полноте ее производственных и рыночных связей, внутренних и внешних факторов функционирования и развития. А это, в свою очередь, требует сбора и обработки информации, соблюдения логической строгости и непротиворечивости суждений, необходимой точности и полноты оценки параметров функционирования среды[9].
Основными принципами формирования и использования информации в процессе управления маркетингом являются:
- актуальность информации означает реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды. Необходимо ежедневное обновление банка хранимой информации;
- достоверность
данных основывается на точном
воспроизведении объективного
- релевантность
данных позволяет получать
- полнота отображения необходима для объективного учета всех факторов, формирующих, либо оказывающих влияние на состояние маркетинговой среды;
- целенаправленность
данных ориентирует их на
- информационное единство требует разработки такой системы показателей, при которой исключалась бы возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных.
Предприятие, осуществляя свою маркетинговую деятельность, постоянно находится под воздействием внутренней и внешней среды. Все факторы внутренней и внешней среды проявляются через передачу участникам рыночных отношений определенной информации. Задача информационной системы предприятия состоит в том, чтобы из обилия различной информации отобрать ту, которая важна для контроля за маркетинговой деятельностью предприятия.
Маркетинговая информация – это информация, полученная в процессе обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы, используемая во всех сферах предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.
Значение маркетинговых исследований усиливается так же тем, что возрастает роль фактора неопределенности в организации управления предпринимательством, который рассматривается как нестабильность, изменчивость экономического и социального поведения субъектов маркетинговой системы.
Основными этапами проектирования маркетинговой информационной системы на предприятии являются:
- изучение организации
маркетинга на предприятии,
- определение
потребности менеджеров в
- идентификация источников информации, определение процедур и инструментов ее получения и анализа;
- разработка
плана предстоящих
- разработка мероприятий по созданию и поддерживания банка банных, системы обеспечения и оценки функционирования маркетинговой информационной системы.
В целом, маркетинговая информационная система дает множество преимуществ, таких, как организованный сбор информации, широкий кругозор, сохранение важной информации, избежание кризисов, координация плана маркетинга и прочее.
Рассмотренные
особенности организации
1.4. Система
конкурентоспособностью
Необходимым элементов рыночного хозяйствования является система управления конкурентоспособностью продукции на макро и микроуровне. Формирование такой системы управления предполагает определение связи конкурентоспособности продукции и эффективности производства, что, в свою очередь, требует уточнения экономического содержания этого понятия и определяющих его факторов.
Конкурентоспособность
продукции находятся в
Каждая стадия
производства и пребывания продукции
в процессе ее продвижения к потребителю
выдвигает свои задачи по управлению
качеством и конкурентоспособно
Рис. 1.4. Схема управления конкурентоспособностью продукции
Исследование конкурентов должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала. Это должно обеспечить сравниваемость информации. Как минимум нужно учесть следующие аспекты:
- возможные стратегии и текущее положение конкурентов;
- финансовые возможности;
- предпринимательскую философию и культуру;
- цели конкурентов.
Рис. 1.5. Система стратегического анализа ситуации
Анализ рынка
заключается в систематическом,
с привлечением методов исследования
рынка, выявлением всех обстоятельств,
связанных с реальными и
Оценка конкурентоспособности является важным элементом системы управления конкурентоспособностью продукции.
Рис. 1.6. Схема оценки конкурентоспособности
Таким образом,
обеспечение
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- поведение и возможности конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденции;
- умение создать
такой товар, чтобы
- искусство осуществлять все это на долговременной, рассчитанной на перспективу основе.
Конечной целью всей работы предпринимателя является выпуск продукции, которая полностью соответствовала бы требованиям целевого рынка. Такой результат обеспечивает комплексная система управления качеством и конкурентоспособностью продукции на предприятии, поэтому ее разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококачественной продукции на предприятии.
Глава 2. Стратегическое планирование маркетинга
Стратегический маркетинг – это планирование, разработка и реализация стратегических направлений развития предприятия с использованием средств и методов маркетинга.
Значение стратегического плана маркетинга заключается в том, что он отображает систему ценностей высшего руководства фирмы и его видение будущего, что в целом дает всем сотрудникам понимание содержания их работы, стратегический план объясняет ситуацию, в которой находится предприятие и в которой оно должно оказаться, обеспечивает согласованность целей, облегчает контроль над деятельностью фирмы, повышает готовность фирмы реагировать на непредвиденные изменения, способствует рациональному управлению предприятием.
Стратегическое планирование маркетинга начинается с анализа потребностей потребителя товаров и услуг, что непосредственно связано с сегментированием рынка. Каждый сегмент рынка подразумевает под собой группу потребителей, объединенных по признаку тех или иных имеющихся у них одинаковых потребностей или поведенческих моделей.
Стратегический план включает в себя следующие основные элементы:
- изложение стратегической миссии;
- анализ внешних факторов: привлекательность среды;
- анализ конкурентоспособности;
- выбор целей и стратегической ориентации;
- бюджет маркетинга;
- анализ риска и планирование непредвиденных обстоятельств.
Стратегия – это направление действий или развития предприятия для достижения стратегической цели. Стратегия маркетинга – это рациональное логическое построение, руководствуясь которым, организация рассчитывает решить свои маркетинговые задачи, включающие в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.
Операционный маркетинг – это активный процесс с краткосрочным горизонтом планирования, направленный на удержание существующего рынка, заключающийся в использовании всех средств маркетинга: товар, цена, сбыт, коммуникации – для достижения поставленных целей.
Роль операционного маркетинга заключается в организации сбыта, продаж и политики коммуникаций для информирования потенциальных покупателей и демонстрации отличительных качеств товара при снижении издержек на поиск покупателей.
Роль стратегического маркетинга заключается в определении тех групп потребностей потенциальных потребителей, которые могут быть удовлетворены через создание того или иного товара или услуги. С точки зрения маркетинга покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблем, которые может обеспечить товар.
Задача стратегического маркетинга состоит в том, чтобы нацелить предприятие на привлекательные экономические возможности, т.е. на те, что адаптированы к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивают ее потенциал для роста и рентабельности. Процесс стратегического маркетинга имеет средне- и долгосрочные горизонты, заключается в уточнении миссии фирмы, определении целей, разработке стратегии развития и обеспечении сбалансированной структуры товарного портфеля.
Маркетинг в целом и особенно стратегический, призван играть важную экономическую роль в рыночной системе хозяйства, не только в связи с тем, что он обеспечивает эффективное сопряжение спроса и предложения, но и потому, что он запускает благотворный цикл экономического развития: