Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:38, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ управления маркетинговой деятельностью на предприятии, анализ маркетинговой деятельности ООО «Багира» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать экономическое содержание процесса управления маркетинговой деятельностью на предприятии;
- проанализировать систему управления маркетингом предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 5
1.1. Сущность управления маркетингом 5
1.2. Функции маркетинг-директора 8
1.3. Ориентация маркетинговых служб 13
2. АНАЛИЗ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………….16
2.1. Структура предприятия, ориентированного на маркетинг 16
2.2. Характеристика организации и анализ службы маркетинга 20
2.3. Маркетинговый анализ и аудит……………………………………..24
3. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «БАГИРА»………………………………………………………………………..30
3.1. Общая характеристика ООО «Багира»……………………………..30
3.2. Маркетинговая политика ООО «Багира»………………………….35
3.3. Совершенствование маркетинговой политики ООО «Багира»….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Изучение
финансовых отчетов является основным
моментом для понимания текущего
положения компании и особенностей
ее развития. Отчет о результатах
хозяйственной деятельности и баланс
предприятия – два основных финансовых
документа компании. Баланс показывает
активы и пассивы компании, собственный
капитал на определенную дату. Отчет
о результатах хозяйственной
деятельности (иногда его называют
отчетом о прибылях и убытках,
или отчетом о доходах
SWOT-анализ – мощнейший методологический инструмент, позволяющий осуществить полный аудит маркетинговой и другой деятельности компании. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (strength, weaknesses, opportunities and threats) при проведении стратегического аудита. После проведения аудита накапливается большое количество информации разной степени важности и надежности. SWOT-анализ очищает данную информацию и выделяет наиболее важные результаты внутреннего и внешнего аудита. Небольшое количество опорных пунктов позволяет компании сосредоточить на них свое внимание.
SWOT-анализ структурно состоит из следующих 4 частей: возможности; угрозы; сильные стороны компании; слабые стороны компании.
При
составлении раздела «
Не все угрозы требуют одинакового внимания или беспокойства – менеджерам компании следует оценить вероятность каждой угрозы и потенциальную опасность, которую она представляет. Поэтому руководитель должен сосредоточить внимание на наиболее вероятных и опасных угрозах и заранее подготовить план их нейтрализации.
Возможности
возникают, когда тенденции изменения
среды способствуют использованию
сильных сторон организации. Менеджерам
фирмы следует оценить каждую
возможность на предмет ее потенциальной
привлекательности и
Сильные и слабые стороны в SWOT-анализе вовсе не предполагают перечисление всех особенностей компании, а лишь тех, что относятся к ключевым факторам успеха. Слишком длинный список приводит к неясности и расплывчатости и уводит от того, что является действительно важным. Сильные и слабые стороны компании – определения относительные, а не абсолютные. Хорошо быть сильным в чем-либо, но если конкуренты в этом сильнее, это станет слабостью компании.
Сформулировав
миссию компании стоящие передней задачи,
руководство должно спланировать свой
бизнес-портфель – набор видов
деятельности и товаров, которыми будет
заниматься компания. Хорошим считается
тот бизнес-портфель, который оптимальным
образом приспосабливает
Анализ бизнес-портфеля компании должен помочь менеджерам оценить поле деятельности компании. Компания должна стремиться вкладывать средства в более прибыльные области своей деятельности и сокращать убыточные. Первым шагом руководящего звена при анализе бизнес-портфеля является выявление ключевых направлений деятельности, определяющих миссию компании. Их можно назвать стратегическими элементами бизнеса.
Стратегический элемент бизнеса (СЭБ) – это направление деятельности компании, имеющее собственные миссии и задачи, деятельность которого можно планировать независимо от других направлений. СЭБ может быть подразделением компании, товарной группой или даже отдельным товаром или торговой маркой.
На
следующем этапе анализа
Формальные методы можно назвать более точными и основательными. Среди наиболее известных и удачных методов анализа бизнес-портфеля с помощью формальных методов можно назвать следующие:
- метод компании Boston Consulting Group (BCG);
- метод компании General Electric (GE).
Метод BCG основан на принципе анализа матрицы рост/доля рынка. Этот метод планирования портфеля, который оценивает СЭБ компании с точки зрения темпов роста их рынка и относительной доли этих элементов на рынке.
Компания General Electric предложила комплексный метод планирования бизнес-портфеля под названием матрица стратегического планирования бизнеса. В методе GE в качестве факторов привлекательности отрасли, помимо темпов роста рынка, учитываются и другие моменты. Разработан специальный комплекс привлекательности отрасли, определяемый на основе размера рынка, темпов роста рынка, коэффициента прибыльности в отрасли, степени конкуренции, сезонности и цикличности спроса, структуры издержек в отрасли. Все эти факторы, оцененные количественно, и составляют индекс привлекательности отрасли.
Для оценки устойчивости бизнеса в методе GE также используется специальный индекс. Индекс устойчивости бизнеса отражает такие факторы, как относительная доля компании на рынке, конкурентоспособность цены, качество товара, знание покупателей и рынка, эффективность сбыта и преимущества месторасположения. Эти факторы количественно оцениваются и объединяются в индекс устойчивости бизнеса, который позволяет оценить устойчивость как высокую, среднюю или низкую.
Методы BCG, GE и другие матричные методы кардинально меняют процесс стратегического планирования. Однако у этих методов есть существенные ограничения. На их применение уходит много сил, времени и средств. Для руководства может оказаться сложно определить границы СЭБ и оценить количественно их долю на рынке и темпы роста. Кроме того, эти методы концентрируют внимание на классификации текущих направлений активности, но мало помогают в планировании будущей деятельности. Формальные методы планирования и анализа могут также привести к тому, что компания будет стремиться развиваться в основном за счет увеличения своей доли рынка или за счет освоения более привлекательных новых рынков. Поступая таким образом, многие компании вовлекаются в несвойственные для себя новые быстро развивающиеся направления бизнеса, которыми они не умеют управлять. Ряд компаний отказывается от формальных методов в пользу других, более гибких, однако большинство фирм остаются убежденными сторонниками стратегического планирования.
Управлять маркетинговыми функциями достаточно сложно, даже если маркетологу приходится иметь дело только с контролируемыми переменными маркетингового комплекса. Реальность же намного сложнее. Компания осуществляет свою деятельность в сложной маркетинговой среде, состоящей и из неконтролируемых факторов, с которыми компании приходится мириться. Среда, с одной стороны, предоставляет возможности, а с другой – таит угрозы. Компания должна тщательно и непрерывно анализировать данную среду, чтобы вовремя избежать угроз и реализовать возможности. В приложении приведены все вопросы маркетингового аудита, которые должны быть в зоне постоянного внимание маркетингового отдела компании.
Маркетинговый
аудит – это не разовое мероприятие,
а постоянный и непрерывный процесс,
который поставляет информацию о
состоянии всех элементов системы
маркетинга на предприятии и о
рынках.
3. Организация маркетинговой
деятельности в ООО «Багира»
3.1 Общая характеристика
ООО «Багира»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Багира» организовано в 1994году и расположен по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 87.
Свою деятельность ООО «Багира» начинало с реализации различных кожаных аксессуаров (ремни, перчатки, портмоне). В настоящее время ООО «Багира» занимается реализацией мужской одежды.
Основная цель деятельности предприятия: получения максимальной прибыли за счет установления средней цены на товар высокого качества.
Рассмотрим организационную структуру ООО «Багира».
Основными принципами коммерческой деятельности ООО «Багира» являются:
- соблюдение действующего законодательства;
- высокая культура обслуживания;
- обеспечение прибыльности предприятия.
Основные виды услуг ООО «Багира»:
- продажа товара по предварительным заявкам;
- консультация покупателей;
- упаковка товара.
ООО «Багира» постепенно адаптируется к рыночной ситуации, наметились позитивные изменения в их работе. Закупочная деятельность торговли в значительной степени активизировалась, произошло улучшение структуры товарооборота. Повысилась степень удовлетворения покупательского спроса как по объему, так и по структуре.
Руководство ООО «Багира» обеспечивает маневренность товарных ресурсов, быстрое доведение товаров до потребителя и возвратность вложенных средств.
Организационная
структура управления предприятием
по типу линейно-функциональная. Такая
организационная структура
Согласно проведенному анализу организационной структуры, можно порекомендовать введение в штат сотрудников ООО «Багира» специалиста по контролю качества товаров.
Линейно-функциональная структура управления является подходящей для предприятия данного типа.
Директор
торгового предприятия ООО «
Проведем сравнительный анализ основных конкурентов ООО «Багира». Задача выполняется в несколько этапов.
На
первом этапе выбираются количественные
и качественные показатели, характеризующие
конкурентов (табл.1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика конкурентов ООО «Багира»
№ п/п | Показатели | «Багира» | Конкуренты | |
«МодаМо» | «Классик» | |||
1 | Репутация | хорошая | известная | удовлетв. |
2 | Квалификация менеджеров | средняя | средняя | средняя |
3 | Качество обслуживания | высокое | высокое | удовл. |
4 | Широта ассортимента услуг и товаров (одежда) | 4 | 5 | 3 |
5 | Средние затраты времени на обслуживание одного клиента, мин. | 57 | 43 | 35 |
6 | Активность рекламы | средняя | высокая | низкая |
7 | Использование Интернета как комплексного средства: канал сбыта + средство рекламы | не используется | используется активно | используется |