Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации процесса сегментирования рынка.
Основными задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие сегментирования рынка;
– изучить методы и принципы сегментирования рынка;
– представить критерии сегментации рынка;
– определить выбор целевых сегментов рынка;
– провести анализ сегментации рынка ООО «КДВ - групп»;
– разработать пути совершенствования стратегии сегментации рынка ООО «КДВ - групп».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА 4
1.1. Понятие и методы сегментации рынка 4
1.2. Критерии сегментации рынка 9
1.3. Отбор целевых сегментов рынков 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА СНЕКОВ
ОАО «КДВ - ГРУПП» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «КДВ-ГРУПП» 15
2.2. Оценка целевых сегментов ООО «КДВ-ГРУПП» 20
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СЕГМЕНТАЦИИ ООО «КДВ-ГРУПП» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
Таблица 2.8
Состав потребителей по организационной форме, размерам и виду
деятельности в 2009–2010 годах
Организационная
форма |
Вид деятельности | Размеры | Доля
в объёме
продаж, % | |||
Организации | Всего | крупные | 46,4 | |||
средние | 29,1 | |||||
мелкие | 23,4 | |||||
итого | 98,9 | |||||
В том числе: | Торговые | крупные | 9,2 | |||
средние | 10,3 | |||||
мелкие | 11,6 | |||||
итого | 31,1 | |||||
Производители, использующие продукцию в качестве полуфабрикатов | крупные | 25,7 | ||||
средние | 9,3 | |||||
мелкие | 5,4 | |||||
итого | 40,4 | |||||
Производители - конечные потребители | крупные | 11,5 | ||||
средние | 9,5 | |||||
мелкие | 6,4 | |||||
итого | 27,4 | |||||
Частные лица | всего | 1,1 | ||||
Всего потребители | 100,0 |
Наибольшую долю в объеме продаж занимает сегмент «крупные потребители» (рис.2.3). На его долю приходится 46,4% от общего объема продаж.
Рис.2.3.
Состав потребителей по размеру
На долю среднего и мелкого сегмента приходится практически равные доли в общем объеме продаж (29,1 и 23,4% соответственно). Частные лица составляет незначительную долю (1,1%), поэтому следует рассмотреть вопрос об отказе от ориентации на население.
Вполне оправданным является деление рынка на 2 сегмента: 1) предприятия и организации; 2) частные лица. Маркетинг для этих сегментов значительно отличается, поскольку в них значительно различаются психографические и поведенческие характеристики. Анализ данных в табл. 2.8 позволяет установить, что в зависимости от рода деятельности наибольшая доля приходится на предприятия, которые приобретают данные товары в качестве полуфабрикатов для производства готовых блюд (рестораны, кафе, торговые организации с собственным производством) (40,4%), велика доля торговых фирм (31,1%) и различных предприятий и организаций, для которых товары компании являются потребительскими товарами (27,4%). Отказ от любой из этих групп в настоящее время может привести к существенному снижению объёма реализации. Имеются реальные возможности расширить охват организаций-потребителей в каждой группе, но для этого необходим групповой специфический маркетинг, поскольку их поведенческие критерии различаются.
В зависимости от размеров фирм среди потребителей снековой продукции прослеживается четкая дифференциация на средние, крупные и мелкие фирмы. Почти половина товарооборота приходится на крупные фирмы (46,4%) доля средних и мелких предприятий примерно одинакова. Отказ от любой из этих групп может привести к невосполнимым потерям фирмы в товарообороте и прибыли. Работа с фирмами по их привлечению и обслуживанию каждой из этих групп существенно отличается, различаются также и их поведенческие критерии.
Поведенческие критерии
Характеристика поведенческих критериев потребителей снековой продукции представлена в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Характеристика
поведенческих критериев
снековой продукции
Критерии | Число организаций | |||||
наименование | характеристика | крупных | средних | мелких | итого | |
Повод для совершения покупки | Для перепродажи | 5 | 4 | 2 | 11 | |
Для переработки | 4 | 5 | 4 | 13 | ||
Для собственных нужд | 1 | 1 | 4 | 6 | ||
Искомые выгоды | качество | 2 | 3 | 1 | 6 | |
скорость | 7 | 8 | 7 | 22 | ||
сервис | 2 | 3 | 2 | 7 | ||
экономия денег | 1 | 2 | 8 | 11 | ||
Статус пользователя | бывший | 1 | 2 | - | 3 | |
новый | 1 | 2 | 3 | 6 | ||
постоянный | 8 | 5 | 3 | 16 | ||
случайный | - | 1 | 4 | 5 | ||
Интенсивность использования | слабая | - | 1 | 2 | 3 | |
средняя | 4 | 7 | 5 | 16 | ||
высокая | 6 | 2 | 3 | 11 | ||
Степень приверженности | Низкая | - | 1 | 3 | 4 | |
средняя | 1 | 2 | 4 | 7 | ||
сильная | 9 | 6 | 3 | 18 | ||
абсолютная | - | 1 | - | 1 | ||
Степень готовности в восприятию товара | не осведомлён | - | 1 | 2 | 3 | |
информирован | 1 | 1 | 3 | 5 | ||
заинтересован | 1 | 1 | 3 | 5 | ||
желает купить | 8 | 7 | 2 | 17 | ||
Отношение к товару | положительное | 9 | 8 | 8 | 25 | |
безразличное | - | - | 2 | 2 | ||
негативное | 1 | 2 | - | 3 |
Из таблицы 2.9 видно, что выделенные группы потребителей по своим поведенческим критериям сильно отличаются между собой. Крупные потребители в основном приобретают данный товар для перепродажи и / или переработки, они используют продукт интенсивно, готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, сильно привержены к данной продукции и компании и, вследствие этого, как правило, сотрудничают с компанией на основе долговременных договоров.
Средние фирмы тоже более всего используют продукцию для перепродажи и переработки, они используют продукт интенсивно, но менее, чем крупные, немного меньше готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, менее привержены к данной компании, поэтому сотрудничают с компанией на основе годовых договоров.
Мелкие потребители в основном приобретают данный товар для собственных нужд и переработки, они используют продукт не интенсивно, слабо готовы к приобретению, положительно относятся к продукции и сервису, но более всего их привлекает экономия денег, не привязаны к одной компании, в результате, они часто меняют продавца, в поиске более выгодных условий.
В целом следует отметить, что потребители положительно относятся к товару, ценят скорость и сервис, имеют среднюю приверженность к компании, желают купить товар именно в этой фирме. Таким образом, следует вывод, что к каждой из групп (крупные, средние, мелкие фирмы) требуется одинаковый подход не столько в качестве товара, сколько в маркетинговом подходе.
Анализ
привлекательности сегментов
Таблица 2.10
Характеристика покупателей снековой продукции за 2010 год
Наименование показателей | Значение
по группам
потребителей |
Итого | ||
крупные | средние | мелкие | ||
Количество потребителей | 11 | 29 | 82 | 122 |
Доля в товарообороте, % | 46,4 | 29,1 | 23,4 | 98,9 |
Доля в балансовой прибыли, % | 55,9 | 28,1 | 12,4 | 96,4 |
Рентабельность продаж, % | 36,3 | 29,1 | 16,0 | 30,1 |
Средний годовой объём продаж на 1 потребителя, тыс. руб. | 3636 | 865 | 246 | 699 |
Регулярность потребления | четкая | не устойчивая | нет | - |
Число товарных акций за год | 264 | 1305 | 984 | 2553 |
Средний объём одной партии товара, тыс. руб. | 152 | 19 | 21 | 34 |
Средняя
продолжительность |
5,3 | 4,1 | 1,9 | 2,7 |
Сравнение групп потребителей (табл. 2.10) показывает, что наиболее выгодным для ООО «КДВ-ГРУПП» является сегмент крупных потребителей, т. к. они делают регулярные закупки крупными партиями, по плановым заявкам, длительно сотрудничают с данной фирмой, менее всего выгодно работать с мелкими потребителями, поскольку их закупки не регулярны, не предсказуемы, в небольших объёмах.
Рассмотрим сегмент «Крупные потребители» подробнее. В таблице 2.11 представлена характеристика данного сегмента.
Таблица 2.11
Характеристика сегмента «Крупные покупатели»
№ | Название организации | Объем закупок, тыс. руб. | Доля в товарообороте, % |
1 | ООО «Каскад», Москва | 79060 | 13,0 |
2 | ООО «Байкал Дистрибъюшн», Владивосток | 67689 | 11,2 |
3 | ООО «Гермес», Астрахань | 67045 | 11,0 |
4 | «C-Cap Invest PLLC», Москва | 56740 | 9,4 |
5 | ООО «Вестер Регионы», Санкт-Петербург | 56298 | 9,3 |
6 | ООО «Регион Трейд Ltd», Калининград | 55765 | 9,2 |
7 | ООО «Элемент Трейд», Краснодар» | 55080 | 9,1 |
8 | ООО «Эдельвейс», Казань | 54980 | 9,1 |
9 | ООО «Омега 97», Москва | 54765 | 9,0 |
10 | «Yantai FuxingKang Foodstuff Co.Ltd», Китай | 35670 | 5,9 |
11 | «Болжау», Казахстан | 23707 | 3,9 |
Итого | 606799 | 100 |
Анализ сегмента «Крупные покупатели» показал, что все организации, входящие в данный сегмент имеют практически одинаковую долю в товарообороте. Наиболее привлекательным сегментом являются ООО «Каскад», Москва; ООО «Байкал Дистрибьюшн», Владивосток; ООО «Гермес», Астрахань. Доля этих предприятий составляет более 10 % в товарообороте данного сегмента.
С данным сегментом компания выстраивает долгосрочные взаимоотношения на договорной основе. Из крупных покупателей продукции ООО «Сибирский берег» (табл. 2.11) основную долю покупок совершает ООО «Каскад», с этим покупателем у компании связи налажены уже давно.
ООО «Каскад» приобретает товар у ООО «Сибирский берег» с отсрочкой платежа и на сумму не менее 800 тыс. руб. в месяц.
Проанализируем договор поставки № 14 от 12.03.2010 года, заключенного между Компанией «Сибирский берег» – поставщиком и ООО «Каскад» – покупателем (текст договора приведен в приложении 10).
С формальной точки зрения данный договор соответствует требованиям и практики заключения договоров. Так, в частности, стороны договора определены, указаны их представители, основания их полномочий – уставы предприятий. Договор имеет номер, дату заключения, место заключения. В конце договора указаны юридические адреса, банковские реквизиты, подписи сторон.
По
своей структуре договор
Предмет договора определен правильно. Так, предметом договора является обязанность поставщика поставить определенное количество определенного товара покупателю и обязанности покупателя принять товар и оплатить его стоимость.
Условия о цене, качестве и количестве поставляемого товара определены лишь в общем, нечетко и практические не прописаны. В п. 3 анализируемого договора есть ссылка на счета-фактуры, являющиеся неотъемлемой частью договора, однако таких документов нет. В этой связи договор следует считать незаключенным, поскольку не были определены существенные условия договора.
Порядок расчетов определен неполно, поскольку указана лишь форма и сроки расчетов, однако не указана стоимость (цена) партии. Сделана ссылка на товарную накладную, однако самого приложения нет.