Стратегический анализ потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы
должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на
ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя
и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей
деятельности, исключительно важным становится осуществление такого
управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых
неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание

Введение .......................3
Глава 1.
Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности ...............6
Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии ................14
Глава 2.
Анализ основных ресурсов организации .........20
Глава 3.
Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии ..............34
Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ......................39
Глава 4.
Разработка стратегии развития предприятия «Центролит» ...42
Заключение .....................43
Список использованной литературы ...........46

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМ.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

организации рабочей  силе.

                         Анализ внутренней среды                        

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится

непосредственно в пределах организации. Она оказывает  постоянное и самое

непосредственное  воздействие на функционирование организации. Внутренняя

среда имеет несколько  срезов, состояние которых в совокупности определяет тот

потенциал и те возможности, которыми располагает  организация.

    

Срезы внутренней среды1

 

     Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

Ø     взаимодействие менеджеров и рабочих

Ø     наем, обучение и продвижение кадров

Ø     оценка результатов труда и стимулирование

Ø     создание и поддержание отношений между  работниками

     Организационный срез включает:

Ø     коммуникационные процессы

Ø     организационные  структуры

Ø     нормы, правила, процедуры

Ø     распределение  прав и ответственности

Ø     иерархию подчинения

В производственный срез входят:

Ø     изготовление продукции

Ø     снабжение  и ведение складского хозяйства

Ø    обслуживание технологического парка

Ø     осуществление  исследований и разработок

     Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает

следующие стороны, которые связаны с реализацией  продукции:

Ø     стратегия  продукта, стратегия ценообразования

Ø     стратегия  продвижения продукта на рынке

Ø     выбор  рынков сбыта и систем распределения

     Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением

эффективного использования  и движения денежных средств в  организации:

Ø     поддержание  должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности

Ø     создание инвестиционных возможностей

Внутренняя среда  как бы полностью пронизывается  организационной

структурой, которая также должна подвергаться самому серьезному

изучению.

     Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и

слабыми сторонами  обладает организация. Сильные стороны  служат базой, на

которую организация  опирается в конкурентной борьбе и которую она должна

стремиться расширять  и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального

внимания со стороны  руководства, которое должно делать все возможное, чтобы

избавиться от них.

Дж.Пирсом и Р.Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые

могут быть источником как силы так и слабости организации. Анализ этих факторов

позволяет составить  комплексное представление о  внутренней среде организации и

о ее сильных и  слабых сторонах. (Приложение 1)

1

     Глава 3.

     3.1. Эффективное формирование  и использование  потенциала в процессе

реализации  стратегии

Однако только привлекательность отрасли не обуславливает  стратегический успех

компании на конкурирующем  рынке, ни одна из описанных стратегий  не принесет

желаемого результата если на рынке будет отсутствовать  некая группа

покупателей желающая приобрести те товары или услуги которые  производит

данная компания. Предпочтения покупателей меняются, и преуспевающие компании

используют обратную связь для выявления этих изменений и предсказания

дальнейших тенденций  развития спроса. Поэтому важное место  в процессе

стратегического анализа надо уделить особому  виду конкурентных преимуществ

фирмы – ключевым компетенциям, которые напрямую не являются гарантией успеха,

а становятся таковыми только в случае когда клиент может  извлечь из них

выгоду для себя и готов оплачивать дополнительные (по сравнению с

конкурентами) услуги данной фирмы. Под ключевыми компетенциями  понимают

оригинальное, особо  эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов

которые предприятие  использует более умело нежели его  конкуренты.

Важная особенность  данного подхода в том что  в реальной конкурентной борьбе надо

всегда учитывать  возможность воспроизведения конкурентами любой, самой удачной

комбинации ресурсов и обесценивания тем самым  ее оригинальности. Поэтому

ключевая компетенция  стратегически сомнительна, если не может быть сохранена

фирмой в долгосрочной перспективе. Она должна стабильно  обеспечивать

конкурентные преимущества и рыночную асимметрию по отношению к рыночным

соперникам.1

Данный подход, основанный на определении возможностей фирмы, приобрел большую

значимость в  настоящее время в силу быстрого развития некоторых отраслей

требующих больших  вложений в разработку и усовершенствование продукта

(например, компьютерных  технологий). В таких отраслях  именно наличие ключевых

компетенций в  большей мере определяет конечный успех  фирмы.

Толчком к развитию концепции ключевых компетенций послужили в основном

технические возможности  предприятий. Но в принципе все виды материальных и

нематериальных  активов могут быть трансформированы в ключевые преимущества.

Сюда относятся  высокоспециализированные машины и  оборудование,

организационные процессы, банки данных, патенты, лицензии и концессии, а

также специальные  знания персонала, особые связи с  клиентурой, банками,

поставщиками и  властями, имидж предприятия, репутация  его продукции на рынке

и в обществе. Спектр выбора определяющих компетенций практически неограничен.

Особенно сильно недооцениваются "неосязаемые" компетенции, такие, как особо

лояльные рыночные отношения, своеобразная фирменная  культура, хорошая

репутация предприятия, его продукции и персонала. Эти  компетенции сложны,

трудно воспринимаемы  и не имеют рыночной формы в  обычном представлении.

Поэтому они не столь быстро обесцениваются. Опрос  английских менеджеров

показал, что "неосязаемые" компетенции в порядке значимости для фирмы

располагаются в  такой последовательности: репутация компании, репутация

продукции, технические  знания персонала, культура компании и  ее

организационная структура.

Необходимо указать  также на наличие так называемой метакомпетенции, т.е.

способности предприятия  к формированию ключевых компетенций. К ней относят

взаимодействия  социального плана, в частности  реакция на критику, способность  к

обучению, коммуникации и поддержании связей с кругом лиц, заинтересованных в

успехе предприятия. Все это создает предпосылку  для эффективного развития,

сохранения и  использования конкретных материальных и нематериальных ключевых

компетенций. Особо  важна, видимо, способность организации  к обучению. Она

позволяет охватить широкий спектр различных ключевых компетенций, которые в

совокупности и  обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества.

1

Ключевые компетенции  обладают весьма противоречивыми свойствами. Некоторые из

них базируются на "твердых фактах", другие –  на эмоциях и фантазиях людей.

Определенные компетенции  создаются медленно и с трудом поддаются

воспроизведению, иные же, наоборот, быстро формируются  и могут быть легко

усвоены конкурентами. Ряд компетенций в своей основе устойчив, другие быстро

возникают (например, плохая репутация) и быстро исчезают. Есть очевидные

компетенции, которые  легко воспринимаются физически  или в юридическом плане,

а некоторые распознаются с трудом или даже носят скрытый  характер (не

выявленные знания персонала). Эти свойства ключевых компетенций, имеющие

большое значение для менеджерской практики, до последнего времени почти

полностью игнорировались.

Практически любое  предприятие имеет возможность  разработать свои ключевые

комбинации ресурсов. Рыночная система с ее явной ориентацией  на конкуренцию

ведет к тому, что фирменные преимущества любого вида становятся вызовом для

соперников и  со временем "разъедаются". Это  справедливо и по отношению к

ключевым компетенциям, которые в принципе всегда подвержены такой эрозии.

В этом отношении  с позиции отдельного предпринимателя следует выделить три

категории ключевых компетенций:

1.     "Отработавшие", которые уже взяты на вооружение  основными конкурентами

и превратились в  своего рода отраслевые "стандарты". Они не дают фирме

конкурентных преимуществ  и являются скорее обязательным условием выживания на

рынке.

2.     Ключевые  компетенции, которые в данный  момент сохраняют силу, но в

ближайшем будущем  могут стать широко доступными. В  кратко- и среднесрочной

перспективе фирма  должна решительно защищать достижения такого рода и

максимально их использовать. Однако базой долгосрочной стратегии  они быть не

могут. Задача же соперников в том, чтобы выявить и нейтрализовать подобные

компетенции. Если конкурент упустит такую возможность, то он может не

достигнуть отраслевых "стандартов" в течение нескольких лет.

3.     Стратегическое  значение имеют только те ключевые  компетенции, которые

фирма может защитить на протяжении длительного времени, т.е. которые являются

устойчивыми.

Если подобными  располагает конкурент, то следует проявлять известную

осторожность с  их воспроизведением. Известны случаи, когда предприятия

пытались воспользоваться  достижениями других, но затратив на это  крупные

средства, убеждались что она хорошо защищена и трудно поддается подражанию.

Что касается собственных компетенций, то фирма должна способствовать развитию

тех, которые могут  быть надежно защищены. Речь при  этом идет не только о

техническом совершенстве, а об устойчивости в конкурентной борьбе.

В этой связи важно  выяснить, что представляет собой  надежная защита ключевой

компетенции. Некоторые  авторитетные исследователи считают  что для этого надо

Информация о работе Стратегический анализ потенциала организации