Стратегический анализ потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы
должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на
ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя
и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей
деятельности, исключительно важным становится осуществление такого
управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых
неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание

Введение .......................3
Глава 1.
Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности ...............6
Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии ................14
Глава 2.
Анализ основных ресурсов организации .........20
Глава 3.
Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии ..............34
Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ......................39
Глава 4.
Разработка стратегии развития предприятия «Центролит» ...42
Заключение .....................43
Список использованной литературы ...........46

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМ.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии  менеджеров может сыграть роль в

обеспечении успеха предприятия.

Гарвардская парадигма  четко нацелена на рынки сбыта. Подобная ориентация стала

объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые

могут содержать  в себе, например, внутрифирменные структура и процессы,

ресурсообеспечение  или поведение персонала, который  непосредственно участвует в

реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты

управления. Таким  образом, экономически рациональный подход оставляет без

внимания организационные, научно-психологические и социальные модели

стратегического поведения предприятия.1

Критика чисто  сбытовой ориентации неизбежно приводит к тому, что важное место

среди факторов успеха предприятия уделяется его ресурсам и управлению ими.

Принципиальное  отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в

ресурсах отнюдь не является производной от рыночного  положения фирмы, скорее

ее ресурсный  потенциал обусловливает успешное выступление на рынке.

В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный  факт, что каждое предприятие

располагает разнообразными ресурсами, которое оно может  выбирать на рынке

факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями.

В этом заключена  одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие

осуществляет выбор  и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее

конкурентов, то ему  гарантирован конечный рыночный успех.

Очевидно, что при  разработке принципов стратегии для хозяйственных областей

наряду с анализом отрасли, конкуренции и рынка  необходимы и обоснованные

оценки ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь конкретная ситуация может

показать, какой  ориентации следует отдать предпочтение – рыночной или

ресурсной.

Стратегический  анализ потенциала организации надо начать прежде всего с

исследования структуры  отрасли в которой работает данная организация. Здесь

необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль,

представляющая  собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и

непосредственно соперничают между собой.

На организацию  в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским

экономистом М.Портером, которые определяют уровень конкуренции.

1 Первая из них – соперничество между конкурентами в отрасли, между

фирмами производящими  аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же

рынке. Конкуренция  может быть жестокой и беспощадной, а может подчиняться

неписаным правилам: различные джентльменские соглашения дают возможность

избежать резкого  падения уровня прибыли в результате чрезмерного занижения цен,

а также огромных расходов на рекламу и продвижение  товара на рынке. Фирмы могут

конкурировать либо по какому-то одному параметру (например, ценовая

конкуренция), либо по нескольким (например, обслуживание, качество продукции,

условия торговли, реклама, нововведения).

Конкурентная борьба становится более жесткой при  увеличении числа фирм-

конкурентов при  постепенном выравнивании их размеров и потенциала и при

медленном росте  спроса на данный товар.

В случае, если проникновение  в ту или иную отрасль не представляет особого

труда, а уровень  прибыли достаточно высок, количество фирм в ней будет

увеличиваться. Так  появляется вторая сила воздействующая на фирму – угроза

появления новых  конкурентов. Если при увеличении количества фирм, рост

потребительского  спроса не будет расти пропорционально  росту предложения в

целом по отрасли, то цены, а следовательно, и прибыль будут падать. Таким

образом, приход в  отрасль новых фирм обусловливает  верхнюю границу

прибыльности данной отрасли.

Третьей силой  воздействующей на отрасль является угроза появления

товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же

потребностям, что  и конкретный товар, производимый в  рассматриваемой отрасли.

Если по каким-то параметрам заменитель становится более  привлекательным для

покупателя, то он предпочтет данный товар аналогичным  с функциональной точки

зрения товарам других фирм. Если на рынке появился заменитель, представляющий

реальную угрозу, конкурирующие фирмы скорее всего  воздержатся от повышения цен

на свои товары и услуги и будут стремиться совершенствовать их.

Уровень конкуренции  с товаром-заменителем определяется степенью готовности, с

которой покупатели способны предпочесть его данному  товару. Здесь решающим

является такой  показатель как "стоимость переключения покупателя" (т.е.

затраты на переход  от конкретного товара к его заменителю).

Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия.

Крупные клиенты  способны оказывать влияние на уровень  прибыли фирм-продавцов.

Покупатели могут  диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь,

будут готовы снизить  свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом.

Покупатели могут  также использовать свое привилегированное  положение и ставить

фирмам-продавцам  такие условия как, например, повышение  качества товаров,

предоставление  кредита и др.

Аналогично покупателям  поставщики пользующихся спросом товаров могут

устанавливать высокие  цены, воздействуя таким образом  на объем своей прибыли.

Способность поставщиков  диктовать свои условия является пятой силой

воздействующей  на отрасль. Продавцы имеют преимущества когда поставки данного

товара так или  иначе важны для покупателя, когда  на рынке представлены

несколько крупных  фирм-поставщиков, занимающих достаточно прочные позиции и

уровень конкуренции  между ними невысок.

Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно

предполагать, что  независимо от вида производимой продукции  и услуг уровень

прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое

действие данных сил позволяет повысить уровень  цен и достичь уровня прибыли

выше среднего по отрасли. Фирмы способны воздействовать на каждую из пяти сил

посредством собственной  стратегии. Однако некоторые нововведения отдельных

фирм могут привести лишь к недолгому преимуществу,  и когда они начнут

использоваться  всеми остальными фирмами, это приведет лишь к ухудшению

положения в отрасли  в целом. Например, фирма, первая начавшая рекламную

кампанию, завоюет  значительную долю рынка. К тому времени, когда все

остальные фирмы  данной отрасли в свою очередь  начнут рекламировать свою

продукцию, единственными, кто останется в выигрыше, будут рекламные агентства

и телевизионные  компании.

Определяющим фактором в отношении прибыльности отрасли  является следующее –

смогут ли фирмы  получить и сохранить для своих  клиентов стоимостные

преимущества или  же они будут потеряны в ходе конкурентной борьбы. Структура

отрасли определяет, кому же достанутся эти преимущества. Здесь надо учитывать

следующие случаи. Вновь пришедшие на рынок фирмы  могут лишить своих

конкурентов преимуществ, либо предлагая продукцию по более  низким ценам, либо

увеличивая затраты  на конкурентную борьбу. Также наиболее крупные поставщики

способны присвоить  себе предназначенные покупателям  стоимостные преимущества;

при этом они используют средние фирмы, имеющие на рынке  лишь небольшую долю.

Фирмы производящие товары-заменители, устанавливают верхнюю границу цен на

свой товар, так  как это дает возможность при  общем повышении цен на данном

рынке привлечь на свою сторону часть покупателей.

Необходимо отметить, что успех фирмы напрямую зависит  скорее от степени

привлекательности отрасли, в которой эта фирма  работает, нежели от превосходно

проводимой в  жизнь управленческой стратегии. В  ситуации, когда спрос

значительно превышает  предложение и доступ на рынок  ограничен, даже при весьма

среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого уровня прибыли. И

если рыночная конъюнктура в целом благоприятная, то, вероятно, многие отрасли

станут привлекательными.1

Проведенный анализ дает представление о структуре отрасли, однако более

интересным было бы понять, каким образом может  измениться действие пяти сил

данной модели в будущем. Одним из способов изучения прогнозирования изменений

является рассмотрение тенденций изменения окружающей среды. Условно

макросреду, в которой  действует фирма, можно поделить на четыре сектора:

политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение,

технологическое окружение. Данная техника анализа  известна под названием ПЭСТ

или СТЭП; она позволяет  более широко взглянуть на то, как влияет окружение на

конкретную фирму. Применяя прогнозирование к анализу  отрасли необходимо

учесть стадию развития отрасли. Жизненный цикл отрасли  определяет характер

конкурентной борьбы. Например, особенностью относительно новой отрасли

является большое  количество фирм, стремящихся в нее  проникнуть. Они идут в

отрасль, где спрос  значительно превышает предложение  и где нет необходимости

бороться с конкурентами за каждого покупателя. На этом первоначальном этапе

не существует правил игры. Это означает, что спрос на представленную

продукцию стимулируется  самыми различными способами: одни фирмы  проводят

активную рекламную  кампанию, другие при продвижении  товара на рынок

пользуются своим  доступом к каналам распределения. Нередко захват части рынка

на начальном  этапе приносит свои плоды на более  поздней фазе, особенно если

по мере накопления опыта у фирмы появляются преимущества, и этот процесс

опережает рост конкуренции. Это, однако, подразумевает, что основа

конкурентной борьбы не меняется. В противном случае (например, если

конкурентная борьба перейдет из сферы производства, где  она выражалась в

стремлении снизить  себестоимость продукции,  в сферу  продвижения товара на

Информация о работе Стратегический анализ потенциала организации