Стратегический анализ потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы
должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на
ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя
и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей
деятельности, исключительно важным становится осуществление такого
управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых
неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание

Введение .......................3
Глава 1.
Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности ...............6
Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии ................14
Глава 2.
Анализ основных ресурсов организации .........20
Глава 3.
Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии ..............34
Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ......................39
Глава 4.
Разработка стратегии развития предприятия «Центролит» ...42
Заключение .....................43
Список использованной литературы ...........46

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМ.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

которых очень  сильно зависит направленность и  величина потребительского

спроса, а следовательно, и возможность организации реализовать  свой

потенциал.

     Технологическая компонента

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те

возможности, которые  развитие науки и техники открывает  для производства новой

продукции, для  усовершенствования производимой продукции  и для модернизации

технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки  и техники несет в

себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для организации. Многие

организации не в  состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как

технический потенциал  для осуществления коренных изменений  преимущественно

создается за пределами  отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с

модернизацией, они  теряют свою долю рынка, что может  привести к крайне

негативным для  них последствиям.

Одним из мощных процессов  обновления продукции и технологии ее изготовления

является так  называемый процесс переноса технологии, который состоит в том,

что лабораторные разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях,

выносятся на рынок, где их могут приобрести производители  продукции различных

отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в  течение многих лет и

ставшие традиционными  рынки отдельных видов продукции  могут практически в

одночасье претерпеть кардинальные изменения. Это произошло с рынком

конторских машин  в результате развития компьютеров, это произошло с рынком

часов в результате введения в механизм часов интегральных систем, это

произошло с рынком аудиотехники в результате создания систем цифровой записи

звука. Множество  революционных изменений в производстве новой продукции

ожидается в скором будущем в результате тех разработок, которые ведутся в

области высоких  технологий.

Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что

необходимо вовремя  начать использование новых технологических  достижений, но

также и в связи  с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать

момент отказа от используемой технологии. Это означает, что процесс анализа

технологической компоненты должен способствовать выбору таких решений,

которые позволяют  не опоздать с началом технологического обновления и не

задержаться слишком  долго с использованием когда-то передовой технологии и с

производством когда-то нового продукта.

Изучая компоненты, важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое –

это то, что все  компоненты сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из

компонент обязательно  приводят к тому, что происходят изменения в других

компонентах. Поэтому  их анализ должны вестись не по отдельности, а системно,

с отслеживанием  не только собственно изменений в  отдельной компоненте, но и с

уяснением того, как  эти изменения скажутся на других компонентах.

Второе – это  то, что степень воздействия отдельных  компонент на различные

организации различна. В частности, степень влияния  зависит от размере

организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и

т.п.  Считаются, что крупные организации испытывают большую зависимость от

макроокружения, чем  мелкие. Чтобы учитывать это при анализе, организация

должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают значительное

влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить  список

тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для

организации. Также  необходимо иметь список тех внешних  факторов, изменения в

которых могут  открыть дополнительные возможности  для организации.

                    Анализ непосредственного окружения                   

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ

состояния тех  составляющих внешней среды, с которыми организация находится в

непосредственном  взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация

может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого

взаимодействия  и тем самым активно участвовать  в формировании своего

потенциала.

                                Покупатели                               

Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление

профиля тех, кто  покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение

покупателей позволяет  организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей

мере будет приниматься  покупателями, на кокой объем продаж может рассчитывать

организация, в  какой мере покупатели привержены продукту именно данной

организации, насколько  можно расширить круг потенциальных  покупателей, что

ожидает продукт  в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим  характеристикам:1

Ø     географическое местоположение

Ø     демографические  характеристики

Ø     социально-психологические  характеристики (положение в обществе,

стиль поведения, вкусы, привычки)

Ø     отношение  покупателя к продукту

Изучая покупателя, организация также уясняет для себя, насколько сильны его

позиции по отношению  к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет

ограниченную возможность  выбора продавца нежного ему товара, то его сила

торговаться существенно  ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться

заменить данного  покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе

продавца. Торговая сила покупателя зависит также от того, насколько

существенно для  него качество покупаемой продукции.

Существует ряд  факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые

обязательно должны быть изучены в процессе анализа. К числу таких факторов

относятся:1

Ø     соотношение  степени зависимости покупателя от продавца со

степенью зависимости  продавца от покупателя

Ø     объем  закупок, осуществляемых покупателем

Ø     уровень  информированности покупателя

Ø     наличие  замещающих продуктов

Ø     стоимость  для покупателя для перехода к  другому продавцу

Ø     чувствительность покупателя к цене, зависящая о общей стоимости

осуществляемых  им закупок, от его ориентации на определенную марку, от

наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

При измерении  показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто

покупает и кто  потребляет, так как необязательно  все три функции выполняет

одно и то же лицо.

     Поставщики

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности

субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами,

энергетическими и информационными ресурсами, финансами  и т.п., от которых

зависит эффективность  работы организации.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они  обладают большой

конкурентной силой, могут поставить организацию  в очень высокую зависимость

от себя. Поэтому  при выборе поставщиков важно  глубоко и всесторонне изучить

их деятельность и их потенциал, с тем чтобы  суметь построить такие отношения

с ними, которые  обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с

поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих  факторов:

Ø     уровень  специализированности поставщика

Ø     величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов

Ø     степень  специализированности покупателя в  приобретении ресурсов

Ø     важность для поставщика объема продаж

     Конкуренты

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за

покупателя и  за ресурсы, которые она стремится  получить из внешней среды, чтобы

обеспечить свое существование, занимает особое и важное место в стратегическом

анализе. Такое  изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные

стороны конкурентов  и на базе этого построить свою стратегию  конкурентной

борьбы.

Конкурентная среда  формируется не только внутриотраслевыми конкурентами,

производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее на одном  и том же

рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те организации, которые могут

войти на рынок, а  также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них

на конкурентную среду организации оказывают влияние покупатели ее продукта и

поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут  заметно ослабить потенциал

организации.

Многие организации  не уделяют должного внимания возможной  угрозе со стороны

вновь пришедших  на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе

именно им. Об этом важно помнить и заранее создавать  барьеры на пути

вхождения потенциальных  пришельцев. Такими барьерами могут  быть углубленная

специализация в  производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта

масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование

местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции. Однако важно хорошо

знать то, какие  бартеры могут остановить или  помешать потенциальному

пришельцу выйти  на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Рынок рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его

потенциальные возможности  в обеспечении организации кадрами, необходимыми для

решения ею своих  задач. Организация должна изучать  рынок рабочей силы как с

точки зрения на этом рынке кадров необходимой специальности  и квалификации,

необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так  и с точки зрения

стоимости рабочей  силы. Важным направлением изучения рынка  рабочей силы

является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как

в ряде случаев  они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для

Информация о работе Стратегический анализ потенциала организации