Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:32, курсовая работа
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы
должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и
вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им
поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие
фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на
ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя
и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей
деятельности, исключительно важным становится осуществление такого
управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых
неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и
техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное
распространение и получение информации, широкая доступность современных
технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин
привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Введение .......................3
Глава 1.
Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности ...............6
Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии ................14
Глава 2.
Анализ основных ресурсов организации .........20
Глава 3.
Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии ..............34
Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ......................39
Глава 4.
Разработка стратегии развития предприятия «Центролит» ...42
Заключение .....................43
Список использованной литературы ...........46
использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию
копирования. Эти
две стратегии могут
стратегиями развития фирмы.
Так возможен случай когда обновление (особенно технологического процесса)
может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить
дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с
долей на рынке, то
тогда производитель с
в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться
производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны,
преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема
реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.
Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были
определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так
как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо
предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования
и обновления.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без
исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его
осуществление. Внутренняя среда организации является источником его жизненной
силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность
организации функционировать, существовать и выживать в определенном
промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и
даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого
функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем
самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на
них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому
всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные
ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям. Задача стратегического анализа состоит
в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы
ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и
тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
1
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту
стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о
внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о
внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые
стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим
управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и
возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей
и при их достижении.
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред:
макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.
Макроокружение
создает общие условия
В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния
макроокружения
на различные организации
как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организации.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то,
как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является
жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно
определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает
анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов
инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм
налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении
экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий
уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и
уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень
образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и
факторов представляет интерес не значения показателей как таковые, а в первую
очередь то, какие
возможности для ведения
интереса стратегического анализа входит и вскрытие потенциальных угроз для
организации, которые
заключены в отдельных
компоненты. Часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке.
Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к
снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения
качества.
Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу
отдельных его составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее
состояния.1 В первую очередь, это
фиксация уровня
риска, степень напряженности
привлекательности.
Правовая компонента
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других
нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает
организации возможность определить для себя допустимые границы действий во
взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания
своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к
изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты
правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой
области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
При изучении правовой компоненты макроокружения стратегический анализ
интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень
общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень
важными являются
выяснение степени
также того, распространяется ли их действие на все организации или же
существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько
неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых
норм.
Политическая компонента
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую
очередь для того,
чтобы иметь ясное
государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью
которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение
политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие
программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы
лоббирования существуют
в органах государственной
относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в
законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых
законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно
уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет
политику правительства,
насколько стабильно
состоянии проводить свою политику, какова степень общественного руководства и
насколько сильны оппозиционные политические структуры.
Ключевым процессом политической компоненты макроокружения является борьба за
власть. Власть же в свою очередь связана с регламентацией того, как обращаются
деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется доступ к
деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются деньги у
организаций на государственные нужды. Оба эти процесса являются источником
возможностей и угроз для потенциала организации. (см.Приложение 2)
1
Социальная компонента
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы
уяснить влияние на потенциал организации таких социальных явлений и процессов,
как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе
обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая
структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и
т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на
другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще
одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они
изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным
изменениям потенциала организации. Поэтому организация должна серьезно
отслеживать возможные социальные изменения.
Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают
воздействие как на вход организации, так и на ее выход. Именно эта компонента
оказывает наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от
Информация о работе Стратегический анализ потенциала организации